СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Российский патент 2016 года по МПК B63C9/06 E04H9/14 B63B43/14 B63B35/34 

Описание патента на изобретение RU2580592C2

Изобретение относится к спасательной технике, предназначенной, например, для оказания медицинской помощи и эвакуации людей, попавших в чрезвычайную ситуацию на водной поверхности, на суше в труднодоступной лесистой или заболоченной местности, а также может быть задействовано в поисково-спасательных операциях обеспечения стартов и посадок космических пилотируемых кораблей.

Известно спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, используемое для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов, охваченных пожаром, на островках твердой земли при селях и наводнениях и т.п. (патент RU №2224692 C2, B64D 47/00, B64D 5/00, B64D 1/22, B63C 9/26, B62B 1/00, 18. 05. 2002).

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета устанавливают днищем на твердую поверхность. При ослаблении строп боковая стенка под действием своего веса опускается, образуя со всех сторон проход для эвакуации людей. Опорный каркас с зафиксированным на нем кожухом защищают находящихся в спасательном устройстве людей от потока воздуха со стороны воздушного винта вертолета. При подъеме вертолета стропы натягиваются и поднимают боковую стенку до смыкания ее верхнего контура с кожухом, образуя вместе с ним закрытый объем, защищенный от внешних воздействий (ветра, огня, дыма и т.п.). После подъема боковой стенки вертолет поднимает спасательное устройство за грузовой строп, соединяющий гибкий элемент внешней подвески вертолета с опорным каркасом. После транспортировки спасательного устройства на внешней подвеске вертолета его устанавливают на твердую поверхность в месте высадки эвакуируемых людей. При этом вначале ослабляет грузовой строп и гибкий элемент, и только после этого начинает опускаться строп, а вместе с ними под действием своего веса складывается боковая стенка, открывая выход из спасательного устройства.

Известно дистанционно управляемое спасательное устройство, взятое в качестве прототипа, включающее в себя жесткий корпус с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством [патент СА №2240734 C1, B63C 9/01, B63C 9/06, B63C 9/02, 18. 10. 1995].

Данная конструкция дистанционно управляемого спасательного устройства не позволяет использовать его для той или иной чрезвычайной ситуации на суше в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.

Задачей предлагаемого спасательного модуля является реализация возможности его использования не только в качестве спасательного плавсредства на открытой воде, но и в качестве базового укрытия для спасателей и пострадавших в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.

Технический результат достигается тем, что спасательный модуль, включающий в себя жесткий корпус, с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством, снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу, а жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона, при этом на жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками. А также использование гладкой оболочки, надеваемой на жесткий корпус, и балки с поплавками спасательного модуля, с устройствами сбрасывания ее с жесткого корпуса и балок с поплавками. Во внутренней камере установлен, по меньшей мере, один водометный двигатель, с устройством распределения и управления вектором тяги, при этом в салоне спасательного модуля установлены органы управления в носовой и кормовой частях. Двери спасательного модуля выполнены в виде откидывающихся пандусов, и между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка.

Суть изобретения поясняется фиг. 1, 2, 3 и 4, на которых приведены:

на фиг. 1 - главный вид с опорами в рабочем положении;

на фиг. 2 - главный вид с поплавками в разложенном положении;

на фиг. 3 - установка спасательного модуля в лесистой местности;

на фиг. 4 - установка спасательного модуля на водную поверхность.

Спасательный модуль включает в себя жесткий корпус 1, с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой 2. На жестком корпусе 1 закреплен салон 3 с такелажным устройством 4. Спасательный модуль снабжен раскладываемыми опорами 5 для установки на твердый грунт, а жесткий корпус 1 выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона 3 в случае нештатной ситуации во время эвакуации, при этом на жестком корпусе 1 шарнирно закреплены по бортам балки 6 с установленными поплавками 7, необходимые для обеспечения устойчивости спасательного модуля на водной поверхности. На жесткий корпус 1 и балки с поплавками надета гладкая оболочка 8 с устройствами сбрасывания ее с жесткого корпуса и балок с поплавками, что позволяет снизить нагрузку на такелажное устройство 4 в случае попадания спасательного модуля в вязкий грунт (при проведении спасательной операции на болоте). Во внутренней камере 2 установлен, по меньшей мере, один водометный двигатель, с устройством распределения и управления вектором тяги, при этом в салоне 3 спасательного модуля установлены органы управления в носовой и кормовой частях, двери 9 выполнены в виде откидывающихся пандусов, а между каждым бортом корпуса 1 и поплавком 7 закреплена сетка 10, которая при малом волнении на воде может служить открытой палубой.

Организация спасательных работ на воде, в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, на значительном удалении от населенных пунктов, точная доставка спасательного оборудования и снаряжения связаны с рядом проблем, комплексное решение которых позволило бы получить универсальное средство для оказания помощи людям в случае транспортной аварии или другого чрезвычайного события.

Ограниченный объем первичной информации с места чрезвычайного события, находящегося в труднодоступной местности на значительном удалении от населенных пунктов, не позволяет принять правильное решение относительно состава оборудования и снаряжения, необходимого для осуществления спасательных мероприятий в полном объеме, а ожидание более полной информации может стать причиной гибели людей, не получивших своевременной медицинской помощи.

Технические средства, способные в кратчайшее время доставить к месту чрезвычайного события необходимое оборудование, снаряжение и спасателей, требуют для осуществления посадки, заранее подготовленные специальные посадочные полосы и площадки. Десантирование необходимого оборудования, снаряжения и спасателей с самолетов сопряжено с рядом трудностей, связанных с недостаточной точностью приземления, большим риском для жизни спасателей, а также сложностью быстрой организации спасательных работ в темное время суток и на воде.

Высадка спасателей и выгрузка оборудования и снаряжения с зависшего вертолета на поверхность воды или болота также сопряжены с риском для жизни спасателей, так как отсутствует твердый грунт, а надувные плавсредства сложно удержать на якоре под сильным потоком воздуха, отбрасываемым несущим винтом вертолета.

Для снижения риска при высадке спасателей и ускорения погрузо-разгрузочных работ целесообразно использовать комплекс средств, преимущества каждого из которых компенсировали бы недостатки друг друга и позволили выполнять задачи по оказанию помощи в любых климатогеографических условиях.

Непременным условием для успешного осуществления спасательной операции является доставка в зону чрезвычайного события мобильного быстровозводимого укрытия, обеспечивающего защиту от атмосферных осадков и тепло на суше, плавсредства для осуществления спасения на воде, спасательного оборудования и снаряжения для работы на суше, на воде, а также комплекта необходимой медицинской аппаратуры и лекарств. Спасательный модуль способен объединить функции плавсредства и укрытия, а также иметь в своем составе спасательное оборудование и снаряжение, медицинскую аппаратуру и лекарства. Доставка в зону чрезвычайного события спасательного модуля позволит совершать выгрузку без совершения посадки, а следовательно, без затрат времени на расчистку посадочной площадки для вертолета.

Таким образом, целесообразно использовать поисково-спасательный комплекс на базе двух всепогодных транспортных вертолетов и одного спасательного модуля, который способен получать уточняющую информацию, будучи в воздухе, и прибыть к месту чрезвычайного события в любое время суток, в сложных погодных условиях, осуществить высадку спасателей и установку спасательного модуля на сушу или воду.

Габариты спасательного модуля должны предусматривать его транспортировку авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом до места дислокации (хранения). От места дислокации до района транспортной аварии или другого чрезвычайного события спасательный модуль транспортируется на внешней подвеске всепогодного транспортного вертолета. В интересах безопасности спасательный модуль транспортируется к месту чрезвычайного события без спасателей. Доставка спасателей должна осуществляться дополнительным транспортным вертолетом, оснащенным лебедкой для подъема пострадавших на борт с земли или воды.

Скорость вертолета в три раза ниже скорости самолета, но спасателям не потребуется время для поиска оборудования и снаряжения, а также развертывания укрытия. На выбранный, в процессе облета местности, участок твердой поверхности по веревке высаживается группа спасателей, которая окончательно определяет пригодность участка для установки спасательного модуля или принимает меры, позволяющие установить спасательный модуль на выбранное место.

Для исключения травмирования пострадавших в зоне чрезвычайного события элементами, подхваченными воздушным потоком, отбрасываемым несущим винтом всепогодного транспортного вертолета, установка спасательного модуля должна проходить на некотором удалении (100÷150 метров) от места чрезвычайного события.

Перед установкой на твердый грунт раскладываемые опоры 5 переводятся в рабочее положение. После установки спасательный модуль отцепляется от внешней подвески, спасатели открывают пандусы 9 и приступают к демонтажу закрепленного в салоне 3 спасательного модуля оборудования и снаряжения для осуществления спасательной операции, а медицинский персонал из числа спасателей готовит салон 3 к приему пострадавших для оказания первой медицинской помощи. Оборудование и снаряжение транспортируются к месту чрезвычайного события спасателями на руках или на специальных малогабаритных транспортных средствах, доставляемых в спасательном модуле.

В случае чрезвычайного события на воде по команде с борта всепогодного транспортного вертолета балки 6 с установленными поплавками 7 переводятся в разложенное положение. Спасательный модуль опускается на водную поверхность, дистанционно отцепляется от внешней подвески и встает на якорь, а после высадки на его верхнюю палубу 11 спасателей и запуска водометного двигателя, установленного во внутренней камере 2, следует в зону чрезвычайной события своим ходом. Между каждым бортом корпуса 1 и поплавком 7 закреплена сетка 10, которая выполняет функцию открытой палубы. Для таких случаев спасательный модуль должен быть укомплектован водолазным снаряжением, компрессорной станцией и спасательными жилетами.

Спасательный модуль также может быть использован для оказания помощи на участках суши с избыточным застойным увлажнением грунта (болотах). Для максимального снижения удельного давления спасательного модуля на грунт поплавки 7 переводятся в положение, аналогичное используемому при установке спасательного модуля на воду. При выборе места предпочтение должно отдаваться тем, где заболоченный участок не содержит каких-либо неровностей, коряг и погибших деревьев, а удаление от места катастрофы не является значительным. После установки спасательного модуля на поверхность болота, высадки спасателей на его верхнюю палубу 11, производится демонтаж со штатных мест крепления спасательного оборудования и снаряжения, для перехода через опасные топкие места сооружаются настилы (гати) из жердей и веток, позволяющие безопасно и многократно преодолевать путь от спасательного модуля до места чрезвычайного события.

По завершении спасательных работ и закреплении оборудования и снаряжения на местах хранения спасательный модуль эвакуируется тем же транспортным вертолетом. Для исключения возможного увеличения нагрузки на внешнюю подвеску вертолета, из-за попадания корпуса 1 и балок 6 с поплавками 7 в вязкий грунт (при проведении спасательной операции на болоте), гладкая оболочка 8 сбрасывается после срабатывания специальных устройств, удерживающих ее на жестком корпусе 1, балках 6 и поплавках 7.

В более сложной ситуации, когда сброс гладкой оболочки 8 не позволяет освободить спасательный модуль от фиксации на поверхности болота, есть возможность освободить салон 3 путем его отделения от жесткого корпуса 1, что позволит сохранить оборудование и снаряжение, находящееся в салоне спасательного модуля, и доставить его на базу.

Спасательный модуль может транспортироваться вертолетами гражданского или военного назначения, обладающими необходимой грузоподъемностью и оснащенными устройством, обеспечивающим транспортировку грузов на внешней подвеске, а его конструкция и комплектация должна обеспечивать его успешную эксплуатацию в любых широтах.

Поисково-спасательный комплекс, оснащенный спасательными модулями, может быть задействован в поисково-спасательном обеспечении стартов и посадок космических пилотируемых кораблей.

Таким образом, поставленная задача решена: спасательный модуль может быть использован не только в качестве спасательного плавсредства на открытой воде, но и в качестве базового укрытия для пострадавших и спасателей в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.

Похожие патенты RU2580592C2

название год авторы номер документа
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ 2007
  • Одоевцев Сергей Николаевич
RU2339537C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2007
  • Хакимов Борис Васильевич
  • Черников Александр Николаевич
  • Демидов Герман Викторович
  • Хамитов Рустэм Закиевич
RU2337855C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2014
  • Щеглов Михаил Георгиевич
RU2570042C1
Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях 2016
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2633830C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ 2018
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Тараканов Юрий Васильевич
RU2697003C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ И СУШИ НА БОРТ ВЕРТОЛЕТА 1988
  • Захаров А.А.
  • Марин А.И.
RU1665630C
АВИАДЕСАНТНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2007
  • Одинцов Леонид Григорьевич
  • Гофштейн Александр Ильич
  • Запорожец Анатолий Иванович
  • Курсаков Александр Валентинович
RU2361782C2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2004
  • Виноградов А.Ю.
RU2252161C1
Система экстренной эвакуации персонала морских платформ в ледовых условиях 2019
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2718799C1
ЧЕРПАК 1995
  • Захаров А.А.
  • Марин А.И.
  • Степанов А.И.
RU2114759C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 580 592 C2

Реферат патента 2016 года СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Изобретение относится к спасательной технике. Спасательный модуль включает жесткий корпус с носовой и кормовой частями, внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством. Он снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу. Жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона. На жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками. Используется гладкая оболочка, надеваемая на жесткий корпус и балки с поплавками. Во внутренней камере установлен водометный двигатель с устройством управления вектором тяги. В носовой и кормовой частях салона установлены органы управления. Имеются двери в виде откидывающихся пандусов. Между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка. Изобретение направлено на доставку спасательного оборудования в труднодоступную местность. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 580 592 C2

1. Спасательный модуль, включающий в себя жесткий корпус с носовой и кормовой частями по меньшей мере с одной внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством, отличающийся тем, что спасательный модуль снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу, а жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона, при этом на жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками.

2. Спасательный модуль по п.1, отличающийся тем, что на жесткий корпус и балки с поплавками надета гладкая оболочка с устройствами сбрасывания ее с жесткого корпуса и балок с поплавками.

3. Спасательный модуль по п.1, отличающийся тем, что во внутренней камере установлен по меньшей мере один водометный двигатель с устройством распределения и управления вектором тяги, при этом в салоне спасательного модуля установлены органы управления в носовой и кормовой частях.

4. Спасательный модуль по п.1, отличающийся тем, что двери спасательного модуля выполнены в виде откидывающихся пандусов.

5. Спасательный модуль по п.1, отличающийся тем, что между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2580592C2

US 5597335 A1, 28.01.1997
US 8534001 B2, 17.09.2013
Устройство для повышения остойчивости и плавучести судна 1987
  • Александров Михаил Николаевич
  • Жуков Юрий Даниилович
  • Галь Анатолий Феодосьевич
SU1627452A1
DE 29720302 U1, 23.07.1998.

RU 2 580 592 C2

Авторы

Макаров Александр Владимирович

Филиппов Илья Михайлович

Машкова Елена Сергеевна

Даты

2016-04-10Публикация

2014-06-10Подача