СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У ДЕТЕЙ Российский патент 2016 года по МПК A61N1/18 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2582873C1

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом.

Известен способ лечения церебрального спастического паралича путем воздействия низко интенсивным лазерным излучением (НИЛИ) на кожные проекции двигательных точек спастичных мышц (Илларионов В.Е. Техника и методики процедур лазерной терапии. - М., 1994 г., стр. 66-91).

Недостатком способа является отсутствие целостного восстановления функции пораженного двигательного анализатора, поскольку воздействуют только на его часть -спастичные мышцы - и только пассивно, без активной тренировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному является способ лечения церебрального паралича путем проведения лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на нервные окончания (SU патент №2201773, кл. A61N 5/067,2001 г.).

Стимулирующее воздействие на нервные окончания обеспечивают путем проведения сканирующей лазеротерапии красного диапазона на кожные проекции нервов, сосудов и дистальных рецепторных полей, через 2-3 часа после лазеротерапии проводится пассивно-активная гимнастика. Лечебная физкультура включает пассивно-активную гимнастику и состоит из 3 частей:

1. Упражнения для мышц, иннервируемых черепными нервами.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Упражнения, направленные на тренировку базовых двигательных навыков.

Недостаток известного способа лечения церебрального паралича заключается в том, что влияние оказывается локально на кожные проекции периферических нервов, и сенсорная информация поступает в кору головного мозга. А лечебная гимнастика проводится спустя время. При этом гимнастика направлена на расслабление и восстановление функции отдельных конечностей, а не восстановление двигательных навыков в целом. Кроме того, известный способ не предназначен для лечения церебрального паралича у детей.

Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, заключается в повышении эффективности лечения церебрального паралича у детей путем восстановления двигательных навыков.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе лечения церебрального паралича у детей, включающем формирование двигательных навыков путем проведения лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на нервные окончания, согласно изобретению стимулирующее воздействие на нервные окончания проводят прибором Brain Port для транслингвальной электростимуляции головного мозга с одновременным выполнением активных упражнений, направленных на обучение новым двигательным навыкам с помощью методики, разделенной на три комплекса упражнений, в зависимости от двигательных навыков пациента, при этом время воздействия составляет 20-25 минут в течение 10 дней ежедневно, при этом первый комплекс упражнений направлен на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве, второй комплекс упражнений направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению, а третий комплекс упражнений направлен на формирование навыка ходьбы.

Транслингвальная электростимуляция головного мозга производится с помощью прибора Brain Port (Руководство пользователя. Wicab, Inc. США). Прибор Brain Port может быть размещен в фиксаторе, выполненном, например, на основе соски, для предотвращения перекусывания части прибора, поскольку электроды помещаются на язык ребенка, а основание электродов очень хрупкая перемычка, которая нуждается в защите от перекусывания зубами пациента.

Прибор действует по принципу биологической обратной связи, передавая в головной мозг пациента информацию о пространственном положении его тела посредством электростимуляции языка, улучшая координаторную функцию и пространственную ориентацию. Данная стимуляция основана на возбуждении естественных потоков нервных импульсов к стволу мозга и мозжечка через языковые ветви черепных нервов и вносит изменения функций этих структур. Происходит изменение нейронной активности в соответствующих ядрах ствола мозга. Это вызывает последовательный каскад изменений в соседних ядрах и/или пассивной передачи биологических соединений в межклеточном пространстве. Это включает в себя активацию вестибулярных ядер, комплекса улитки, подъязычных ядер, червя мозжечка.

Предложенный способ лечения церебрального паралича у детей позволяет оказывать влияние непосредственно на структуры ствола мозга, вестибулярные ядра, ножки мозжечка, отвечающие за равновесие, через языковые ветви черепных нервов, внося изменения функции этих структур, что влечет за собой изменения мышечного тонуса, улучшение координаторной функции, равновесия. Это позволяет эффективно восстанавливать двигательные навыки у детей, потому что ребенка обучают новым двигательным навыкам, так как он не умел сидеть, стоять, ходить, а не восстанавливают двигательные навыки, утраченные впоследствии травмы, инсульта и других поражений ЦНС.

Способ лечения церебрального паралича у детей основан на формировании у детей с церебральным параличом новых моторных навыков, за счет улучшения вестибулярной функции, формирование статических и статокинетических установочных рефлексов, погашение позотонических автоматизмов и улучшение контроля центральной нервной системы над мышцами.

Лечебная гимнастика проводится в сочетании с транслингвальной электростимуляцией головного мозга. Активная гимнастика направленна на формирование у детей с церебральным параличом новых моторных навыков. Процедура занимает 20-25 минут, что очень важно в детском возрасте. По окончании процедуры наблюдается стойкий положительный эффект, который сохраняется в течение 5-6 часов.

Для каждого пациента индивидуально подбирается комплекс упражнений. Тренировочная процедура проводится в сочетании с транслингвальной электростимуляцией головного мозга и длится 20-25 минут.

Методика разделена на три комплекса упражнений в зависимости от двигательных навыков пациентов.

1. Первый комплекс упражнений направлен на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве. Все упражнения выполняются на стуле:

1.1. сидя на стуле с опорой на ноги

1.2. сидя на стуле без опоры на ноги

1.3. с изменением угла наклона стула и смещением центра тяжести.

2. Второй комплекс упражнений направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения (лифтный рефлекс), а также при вращениях (отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению). Все упражнения выполняются стоя:

2.1. Стоя спиной к стене, ноги на ширине плеч, ягодицы прижаты к стене, руки вдоль туловища.

2.2. Стоя спиной к стене меняем положение ног.

2.3. Учим пациента отрываться от стены.

3. Третий комплекс упражнений направлен на формирование навыка ходьбы

3.1. Пациента обучают ходить с использованием 2 многоопорных тростей (высота опоры должна быть на уровне мечевидного отростка пациента. При такой высоте большая нагрузка идет на ноги). Движения руками и ногами должны быть согласованы «правая рука-левая нога, левая рука-правая нога.»

3.2. Пациента обучают ходить с одной многоопорной тростью.

3.3. Пациента обучают ходить с одной одноопорной тростью.

3.4. Самостоятельная ходьба без средств опоры.

Способ осуществляют следующим образом.

До начала проведения лечебной гимнастики оценивают двигательные навыки пациента (по шкале Берге и GMFCS). Проверяют, может ли пациент сидеть самостоятельно и как долго он может сидеть. Может ли стоять у опоры, как длительно. От этого зависит, какой комплекс упражнений будет получать пациент. Затем начинается тренировочная процедура. У пациента на языке располагается прибор, и постепенно добавляется сила тока, которую пациент чувствует в виде легкого покалывания. Как только пациент ощущает покалывание, прекращается увеличение силы тока.

Осуществление способа лечения церебрального паралича у детей показано на примере конкретного больного.

Пример.

Больная А., Д.Р. 13.02.2007 г. (7 лет).

Диагноз основной: ДЦП Спастическая диплегия. Соп: Комбинированные контрактуры верхних и нижних конечностей. Нарушение осанки в 2-х плоскостях. Плановальгусная установка стопы. Псевдобульбарная дизартрия, спастико-паретическая. Сходящееся косоглазие. Судороги, травмы отр.

ОБЪЕКТИВНО: Ребенок активен. Контактен. Адекватно отвечает на вопросы. Глазные щели d=s. Движение глазных яблок в полном объеме. Сходящееся косоглазие. ФТР живая. Лицо симметричное. Глотание и фонация не нарушена дизартричная. Мышечный тонус повышен по пирамидному типу. Гипертонус сгибателей и пронаторов верхних конечностей. Гипертонус аддукторов и задней группы мышц нижних конечностей. Тугоподвижность по суставам верхних и нижних конечностей. СХР d=s живые с рук, с ног d=s высокие с расширением рефлексогенных зон. Патологические стопные знаки «+» (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера) с двух сторон. Мышечная сила в руках снижена до 3 баллов, а ног до 3 баллов. Координаторные пробы без интенции. Опора при вертикализации на полную стопу. Плановальгусная установка стоп. Нарушения чувствительности нет. Отмечается слабость мышц спины. Неловкость мелкой моторики. Функцию тазовых органов контролирует. Менингиальные симптомы отрицательные. Походка спастическая с опорой на полную с поддержкой за 2 руки ПМР: садится и сидит самостоятельно с круглой спиной, встает у опоры, ходит с поддержкой за 2, речь фразовая. ОЦЕНКА GMFCS 4 уровень. Шкала Берги: 9 б. Шкала Ашворта: Верхние конечности: значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнение пассивных движений - 4. Нижние конечности: значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнение пассивных движений - 4.

Назначено лечение: лечебная гимнастика с одновременным применением транслингвальной электростимуляции головного мозга. Лечение проводилось 10 дней в течение 20 минут ежедневно.

На первом курсе лечения был выбран комплекс упражнений, который направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения (лифтный рефлекс), а также при вращениях (отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению).

Все упражнения выполнялись стоя:

2.1. Стоя спиной к стене, ноги на ширине плеч, ягодицы прижаты к стене, руки вдоль туловища.

2.2. Стоя спиной к стене меняем положение ног.

2.3. Учим пациента отрываться от стены.

Затем использовался комплекс упражнений, направленный на формирование навыка ходьбы:

3.1. Пациента обучают ходить с использованием 2 многоопорных тростей (высота опоры должна быть на уровне мечевидного отростка пациента. При такой высоте большая нагрузка идет на ноги). Движения руками и ногами должны быть согласованы «правая рука-левая нога, левая рука-правая нога».

По окончании первого курса лечения у ребенка отмечается положительная динамика. Расслабились спастические группы мышц, увеличился объем активных движений по суставам. Улучшилась координация движений. Ребенок может самостоятельно ходить с опорой на 2 многоопорные трости.

Второй курс лечения был начат с упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы:

3.2. Пациента обучают ходить с одной многоопорной тростью.

3.3. Пациента обучают ходить с одной одноопорной тростью.

По окончании второго курса лечения ребенок может ходить уверенно с опорой на 2 одноопорные трости, на короткие расстояния в пределах помещения может ходить с опорой на 1 одноопорную трость.

ОЦЕНКА GMFCS 2 уровень. Шкала Берги: 34 б. Шкала Ашворта: Верхние конечности: незначительное повышение тонуса в виде сопротивления, возникающего после выполнения не менее половины объема движения - 2. Нижние конечности: незначительное повышение тонуса в виде сопротивления, возникающего после выполнения не менее половины объема движения - 2.

Способ лечения церебрального паралича у детей был апробирован на отделении медицинской реабилитации детей на базе СПБ ГБУЗ ГБ№40 в течение 2,5 лет. Было пролечено 50 детей с диагнозом: ДЦП. Спастическая диплегия, 3 ребенка: ДЦП атоническо-астотическая форма. Уровень моторного развития при поступлении по шкале GMFSC: 12 человек 4 уровень, 7 человек 2 уровень, 31 человек 3 уровень, 3 человека 1 уровень. Все пациенты прошли лечение по данной методике в течение 2-х недель. По окончании курса у всех пациентов отмечалась положительная динамика в виде снижения мышечного тонуса, улучшения координации движения, улучшения контроля положения головы и тела в пространстве. 29 детей после первого курса научились ходить с использованием средств опоры, 7 человек освоили навык самостоятельной ходьбы, 5 пациентов научились самостоятельно сидеть.

Таким образом, применение предложенного способа лечения церебрального паралича у детей позволит повысить эффективность лечения церебрального паралича у детей путем восстановления двигательных навыков.

Похожие патенты RU2582873C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2022
  • Голубова Татьяна Федоровна
  • Власенко Сергей Валерьевич
  • Османов Эрнест Ахтемович
  • Власенко Федор Сергеевич
  • Марусич Ирина Игоревна
  • Отинов Максим Дмитриевич
RU2805019C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 2014
  • Кузьминова Татьяна Александровна
RU2567796C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 2012
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Горшунов Николай Викторович
RU2518130C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ 2007
  • Муромов Дмитрий Сергеевич
  • Муромова Елена Николаевна
RU2342114C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2011
  • Шевцов Анатолий Филимонович
  • Хроненко Эдуард Михайлович
  • Диамант Ирина Ивановна
  • Гордеева Раиса Васильевна
  • Чуйко Юлия Алексеевна
RU2471466C2
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ 1993
  • Иванов Петр Васильевич
RU2107518C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО СПАСТИЧЕСКОГО ПАРАЛИЧА 2001
  • Тышкевич Т.Г.
  • Степанова Т.С.
  • Петрищев Н.Н.
  • Дидур М.Д.
  • Берснев В.П.
  • Соколова Ф.М.
  • Яштыков Б.А.
RU2201773C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ 2014
  • Рогов Артем Валерьевич
  • Левицкий Евгений Федорович
  • Барабаш Роман Зотович
  • Коршунов Сергей Дмитриевич
  • Пашков Вячеслав Константинович
  • Нечаева Елена Иннокентьевна
  • Дорошева Татьяна Геннадьевна
  • Власов Андрей Юрьевич
RU2571528C2
Способ реабилитации детей с церебральными параличами 1985
  • Бабина Лилия Михайловна
  • Змиевская Лилия Дмитриевна
SU1388042A1
Способ реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава 2019
  • Зайцев Николай Михайлович
  • Яруллина Татьяна Сергеевна
  • Авдонченко Татьяна Степановна
  • Яруллин Исмагил Минахметович
  • Пронских Андрей Александрович
  • Касатова Анна Исмагиловна
  • Касатов Дмитрий Александрович
  • Рыжих Елена Евгеньевна
RU2725245C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры (ЛФК) и стимулирующего воздействия на пациента. В качестве стимулирующего воздействия используют транслингвальную электростимуляцию головного мозга прибором Brain Port. ЛФК осуществляют в виде комплексов активных упражнений, направленных на обучение пациента новым двигательным навыкам. Каждая ежедневная процедура включает одновременное проведение электростимуляции и выполнение комплекса упражнений в течение 20-25 мин, курсом 10 дней. Причем перед процедурой определяют имеющиеся двигательные навыки у пациента - умение самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Выполняют упражнения, направленные на обучение пациента отсутствующим у него двигательным навыкам, учитывая следующую последовательность выполнения комплексов упражнений: комплекс, направленный на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве; комплекс упражнений, направленных на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонениях головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению; комплекс упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы. Способ обеспечивает физиологическое восстановление двигательных навыков при данной патологии. 1 пр.

Формула изобретения RU 2 582 873 C1

Способ лечения церебрального паралича у детей, включающий формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на пациента, отличающийся тем, что в качестве стимулирующего воздействия используют транслингвальную электростимуляцию головного мозга прибором Brain Port, а лечебную физкультуру осуществляют в виде комплексов активных упражнений, направленных на обучение пациента новым двигательным навыкам, при этом каждая ежедневная процедура включает одновременное проведение электростимуляции и выполнение комплекса упражнений в течение 20-25 минут, курсом 10 дней, причем перед процедурой определяют имеющиеся двигательные навыки у пациента - умение самостоятельно сидеть, стоять, ходить и выполняют упражнения, направленные на обучение пациента отсутствующим у него двигательным навыкам, учитывая следующую последовательность выполнения комплексов упражнений: комплекс, направленный на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве; комплекс упражнений, направленных на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонениях головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению; комплекс упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2582873C1

СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ 1993
  • Иванов Петр Васильевич
RU2107518C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 2012
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Горшунов Николай Викторович
RU2518130C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1997
  • Богданов О.В.
  • Шелякин А.М.
  • Преображенская И.Г.
RU2122443C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО СПАСТИЧЕСКОГО ПАРАЛИЧА 2001
  • Тышкевич Т.Г.
  • Степанова Т.С.
  • Петрищев Н.Н.
  • Дидур М.Д.
  • Берснев В.П.
  • Соколова Ф.М.
  • Яштыков Б.А.
RU2201773C2
US 20140200632 А1, 17.07.2014
Способ получения обесфторенных фосфатов 1986
  • Третьяк Евгений Владимирович
  • Зареченный Владимир Григорьевич
  • Воробьева Инна Павловна
  • Оскаленко Владимир Андреевич
  • Соболев Борис Петрович
  • Галина Вера Николаевна
  • Чепляев Аркадий Иванович
  • Тимошук Наталия Борисовна
SU1392065A1
КУЗНЕЦОВ А.Н
и др
Восстановление ходьбы методом стимуляции ствола мозга во время занятий на роботизированных комплексах// Вестник восстановит
медицины, 2010, 6, с
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами 1920
  • Шенфер К.И.
SU55A1

RU 2 582 873 C1

Авторы

Щербак Сергей Григорьевич

Колбин Виктор Евгеньевич

Игнатова Татьяна Сергеевна

Сарана Андрей Михайлович

Макаренко Станислав Вячеславович

Даты

2016-04-27Публикация

2015-03-25Подача