Изобретение относится к области авиастроения, в частности к устройствам, обеспечивающим запуск авиационного двигателя и электроснабжение бортовой системы самолета.
Известен стартер-генератор [Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. - М.: Транспорт, 1995. - 303 с.], состоящий из коллекторного двигателя постоянного тока, механической передачи и генератора переменного тока с выпрямителем и обмоткой возбуждения на роторе, присоединенной через контактные кольца к устройству регулирования напряжения генератора, и механически подсоединенный к валу двигателя через ременную передачу. Ротор коллекторного двигателя в стартерном режиме работы соединен механически с маховиком вала двигателя внутреннего сгорания.
Недостатками данного устройства являются сложность конструкции, состоящей из двух электрических машин, и наличие механического редуктора с ременной передачей. Также недостатком является наличие подвижных контактов - щеточно-коллекторного узла и контактных колец, что снижает надежность работы электрической машины в целом и увеличивает потери энергии.
Известно устройство двухскоростного синхронного двигателя с постоянными магнитами [авторское свидетельство СССР №201522, H02K 21/14, 01.01.1967]. Статор двигателя представляет собой статор машины переменного тока традиционного исполнения, в пазах которого расположена распределенная полюснопереключаемая обмотка. Ротор двигателя имеет две полюсные системы, образуемые постоянными магнитами, каждая из которых соответствует определенному числу полюсов обмотки статора и расположены они рядом на одном валу двигателя.
Недостатком данного устройства являются высокие массогабаритные показатели двигателя, обусловленные наличием нескольких полюсных систем ротора.
Известно устройство [патент РФ №2321765, H02N 11/00, 10.04.2008], состоящее из двухфазной вентильно-индукторной машины с электромагнитной асимметрией и силовой части системы управления. Основную обмотку каждой из двух фаз подключают к источнику питания через один транзистор инвертора, а каждую из рекуперационных обмоток двух фаз подключают к источнику питания через один диод инвертора.
Недостатками данного устройства являются высокие массогабаритные показатели, а также сложная система питания электрической машины, которая увеличивает потери энергии на возбуждение стартера.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство [патент US №8269390 B2, 18.09.2012], представляющее собой стартер-генератор, содержащий вал, на котором установлены постоянные магниты, магнитопровод статора, на котором расположены обмотки, и блок системы управления выпрямительными элементами. На валу расположены постоянные магниты различных типов: Nd-Fe-B, Al-Ni-Co и Fe-Cr-Co. Данные магниты обладают разными значениями коэрцитивной силы от 100 кА/м до 950 кА/м. При работе стартер-генератора поле реакции якоря, создаваемое током, протекающим в обмотке статора, воздействует на постоянные магниты, расположенные на валу, в результате чего магниты с минимальными значениями коэрцитивной силы размагничиваются и тем самым отключаются дополнительные полюса.
Недостатком данного устройства является температурное ограничение режима работы из-за используемых в данном устройстве постоянных магнитов из сплава Nd-Fe-B, которые обладают рабочей температурой до 180 градусов.
Задача изобретения - расширение функциональных возможностей стартер-генератора благодаря его интеграции в газотурбинный двигатель; упрощение способа его управления за счет автоматического изменения числа активных полюсов стартер-генератора в зависимости от режима работы газотурбинного двигателя без дополнительной электроники.
Технический результат - стабильная работа стартер-генератора в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°C за счет автоматического уменьшения числа полюсов на валу при увеличении его температуры, связанной с переходом в режим генератора, и наоборот, увеличение числа полюсов при охлаждении и переходе в режим стартера.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в стартер-генераторе, содержащем вал, на котором установлены постоянные магниты, магнитопровод статора, на котором расположены обмотки, блок системы управления выпрямительными элементами, согласно изобретению в пазах статора расположена полюснопереключаемая обмотка, при этом вал стартер-генератора и газотурбинного двигателя выполнен единым, причем на валу установлены постоянные магниты с чередующимися полярностями и различными допустимыми рабочими температурами.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается также способом управления стартер-генератором, по которому в режиме работы генератором уменьшают число активных полюсов, тем самым уменьшают частоту вырабатываемого тока, а в режиме работы стартером число активных полюсов увеличивают, обеспечивая при этом достаточный пусковой момент, при автоматическом под воздействием температуры размагничивании или намагничивании полюсов в зависимости от режима работы стартер-генератора.
Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен общий вид стартер-генератора, интегрированного в газотурбинный двигатель. На фиг. 2 изображен стартер-генератор в продольном разрезе.
Предложенное устройство (фиг. 1) содержит газотурбинный двигатель 1, на вал 2 которого установлен стартер-генератор 7, также на валу расположены постоянные магниты 3, в статоре 4 стартер-генератора 7 расположена полюснопереключаемая обмотка 6 для стабилизации напряжения, выводы полюснопереключаемой обмотки соединены с системой управления 5.
Предложенное устройство работает следующим образом: стартер-генератор 7 разгоняет вал 2 газотурбинного двигателя до пусковой частоты вращения, при достижении которой в камере сгорания создается расход воздуха и давление, достаточное для надежного воспламенения топлива и вступления в работу турбины, т.е. на этапе воспламенения топлива температура воздуха стартер-генератора равна температуре окружающего воздуха (до +50°C в условиях тропического климата).
Пример конкретной реализации способа
Для запуска авиационного двигателя модели ГТД-350 требуется высокий пусковой момент M=240 Н·м. Поскольку пусковой момент M связан с частотой вращения n соотношением:
где Pном - номинальная мощность двигателя, кВт;
а частота вращения, связана с числом пар полюсов p соотношением:
где f - частота тока, Гц;
увеличение числа пар полюсов позволит создать больший пусковой момент. Учитывая это, в конструкции вала стартер-генератора используется большое число пар полюсов, которые представляют собой чередующиеся постоянные магниты сплавов SmCo5 и Sm2Co17. Данные магниты имеют разные рабочие температуры, так, например, сплав SmCo5 имеет ограничение в 250°C, а Sm2Co17 до 550°C. Таким образом, при достижении пусковой скорости вращения турбины происходит воспламенение топливно-воздушной смеси, начинает работать турбина, т.е. развивать вращающий момент, и увеличивается температура окружающей среды. При этом стартер-генератор и турбина совместно раскручивают вал газотурбинного двигателя. С ростом температуры газа возрастает вращающийся момент, развиваемый турбиной, и снижается ввиду повышения температуры постоянных магнитов и обмоток момент, развиваемый стартер-генератором, и в определенный момент стартер-генератор переходит в генераторный режим. Как известно, в генераторном режиме температура стартер-генератора поднимается до 350°C, из-за этого часть постоянных магнитов из сплава SmCo5 теряют свои магнитные свойства, что ведет к тому, что количество полюсов стартер-генератора сокращается, что позволяет уменьшить частоту тока, вырабатываемого генератором до нужного значения.
Таким образом, данный стартер-генератор в зависимости от режима работы авиационного двигателя меняет свою полюсную систему на оптимальную.
Итак, заявленное изобретение обеспечивает максимальные выходные энергетические характеристики во всех режимах работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРОМ, ИНТЕГРИРОВАННЫМ В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ПРИ КОРОТКОМ ЗАМЫКАНИИ | 2016 |
|
RU2630285C1 |
Система управления и передачи вращательного момента на винт(ы) в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), стартер-генератор, плата управления стартером-генератором и амортизатор для этой системы | 2020 |
|
RU2741136C1 |
Способ и устройство для запуска газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2689499C1 |
Электропривод для запуска газотурбинной установки | 2018 |
|
RU2694107C1 |
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2528950C2 |
Способ запуска газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2680287C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ И ПРЯМЫМ ПУСКОМ ОТ СЕТИ И СПОСОБ ЕГО ВКЛЮЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2739874C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2016 |
|
RU2657051C1 |
Двухскоростной синхронный электро-дВигАТЕль | 1979 |
|
SU843120A1 |
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР | 1993 |
|
RU2057970C1 |
Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам запуска авиационного двигателя и электроснабжения бортовой системы самолета. Стартер-генератор, вал ротора которого выполнен единым с валом газотурбинного двигателя, причем на валу установлены постоянные магниты с чередующимися полярностями и различными допустимыми рабочими температурами, а в пазах статора расположена полюснопереключаемая обмотка. Способ управления интегрированным стартер-генератором состоит в уменьшении числа активных полюсов в режиме работы генератором, тем самым снижая частоту вырабатываемого тока, а в режиме работы стартером в увеличении числа активных полюсов, обеспечивая при этом достаточный пусковой момент, при автоматическом под воздействием температуры размагничивании или намагничивании постоянных магнитов на роторе в зависимости от режима работы стартер-генератора. Технический результат состоит в обеспечении стабильной работы интегрированного стартер-генератора в температурном режиме до 450°C за счет автоматического уменьшения числа полюсов при превышении допустимой рабочей температуры и переходе в режим генератора и, наоборот, увеличении числа полюсов при снижении рабочей температуры ниже допустимой и переходе в режим стартера. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
1. Стартер-генератор, содержащий вал, на котором установлены постоянные магниты, магнитопровод статора, на котором расположены обмотки, блок системы управления выпрямительными элементами, отличающийся тем, что в пазах статора расположена полюснопереключаемая обмотка, при этом вал стартер-генератора и газотурбинного двигателя выполнен единым, причем на валу установлены постоянные магниты с чередующимися полярностями и различными допустимыми рабочими температурами.
2. Способ управления стартер-генератором, по которому в режиме работы генератором уменьшают число активных полюсов, тем самым уменьшают частоту вырабатываемого тока, а в режиме работы стартером число активных полюсов увеличивают, обеспечивая при этом достаточный пусковой момент, при автоматическом под воздействием температуры размагничивании или намагничивании полюсов в зависимости от режима работы стартер-генератора.
ДВУХСКОРОСТНОЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 0 |
|
SU201522A1 |
Полюсопереключаемая магнито-электрическая машина | 1982 |
|
SU1019556A1 |
US 20030102756 A1, 05.07.2003 | |||
EP 1233498 A2, 25.07.2001 | |||
US 2010127496 A1, 27.05.2010 | |||
US 6451132 B1, 17.09.2002 | |||
US 20130098060 A1, 25.04.2013 | |||
US 20100327689 A1, 30.12.2010. |
Авторы
Даты
2016-05-10—Публикация
2015-01-12—Подача