ВНУТРИБОРТОВОЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ Российский патент 2016 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2584173C1

Изобретение относится к открытой разработке крутопадающих глубокозалегающих месторождений площадной формы.

Известен внутрибортовой перегрузочный пункт [1], состоящий из разгрузочной камеры сборочного транспорта, устройства дробления негабарита, аккумулирующего рудоспуска и загрузочной камеры магистрального транспорта с вибропитателем. Сборочный транспорт разгружают в разгрузочной камере, где взорванная горная масса попадает в аккумулирующий рудоспуск через колосниковый грохот. Горную массу, превышающую размер решетки колосникового грохота, дробят устройством для дробления негабарита. Накопленную горную массу из рудоспусков загружают вибропитателем в средства магистрального транспорта. Для подъезда к загрузочной камере используют систему подземных транспортных выработок, имеющих выход на вскрывающие выработки карьера.

Недостатками данного перегрузочного пункта являются, во-первых, большие капитальные вложения на его строительство, во-вторых, низкая надежность системы вследствие большого количества входящих в нее звеньев, в-третьих, большие ненужные затраты, связанные с необходимостью дробления горной массы, которая предназначена для размещения в отвалах вскрышных пород. Еще одним существенным недостатком данной конструкции перегрузочных пунктов является высокая вероятность смерзания и налипания горной массы в зимнее время, что чревато возникновением различных проблем по ее размораживанию и очистке.

Известны также различные варианты устройства подземных перегрузочных пунктов непосредственно в бортах карьеров [2]. В этих случаях рудоспуски располагают на транспортных бермах в виде вертикальных или крутонаклонных выработок, выходящих в подрезаемых их в нижней части небольших штолен, связанных с карьерными вскрывающими выработками. Параметры штолен принимают из условия одностороннего движения магистрального транспорта. Магистральные транспортные средства подают под рудоспуск задним ходом, где производят их загрузку. Затем магистральный транспорт по карьерным вскрывающим выработкам доставляет загруженную горную массу к местам разгрузки.

Недостатками таких перегрузочных пунктов являются большие капитальные вложения на их строительство, а также высокая вероятность смерзаемости горной массы в рудоспусках.

Для перегрузки горной массы из сборочных автосамосвалов небольшой грузоподъемности, способных преодолевать крутые уклоны, в магистральный большегрузный транспорт рекомендуется [3] использовать экскаваторные перегрузочные пункты, располагаемые на внутрикарьерных транспортных бермах. В этом случае склад, на который подают горную массу с нижних горизонтов, располагают на одном уровне с экскаватором, производящим ее отгрузку. Ширину бермы, на которой располагают склад, погрузочное и транспортное оборудование, принимают из условия размещения на ней самого склада с оборудованием и обеспечения сквозного движения транспортных средств по этой берме. В свою очередь, ширину площадок склада принимают из условия маневрирования транспортных средств, производящих разгрузку горной массы на этом складе. В результате ширина берм значительно превышает нормативные значения. Это является основным недостатком данного способа перегрузки, так как требует значительного дополнительного разноса бортов.

Целью настоящего изобретения является уменьшение объемов дополнительного разноса бортов и снижения текущих коэффициентов вскрыши в первоначальный период работы карьеров. Данная цель достигается тем, что ширина нормативной двухполосной бермы, на которой должен располагаться перегрузочный пункт, делят на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов. Пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с крутонаклонным однополосным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны. В примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещение в ней одного автосамосвала, как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров.

Заявляемый способ обеспечивает по сравнению с прототипом уменьшение объемов дополнительного разноса бортов и значительное снижение текущих коэффициентов вскрыши в первоначальный период отработки крутопадающих месторождений площадной формы.

Способ поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен перегрузочный пункт, на фиг. 2 - поперечное сечение перегрузочного пункта.

Заявленный способ осуществляют следующим образом. Транспортную берму 1 на борту карьера (фиг. 1 и 2) в месте расположения перегрузочного пункта делят по ширине на две равные части комбинированной стенки 2 высотой 6-8 м, состоящей из труб 3, установленных в специально пробуренные скважины 4, и приваренных к трубам стальных листов 5. Пространство между стенкой и откосом уступа 6 заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад 7 с крутонаклонным однополосным съездом 8 со стороны работы сборочного транспорта и разгрузочной площадкой 9 с противоположной стороны. С верхней площадки 10 склада 7 в законтурный массив проходят штольню 11 длиной и сечением, обеспечивающими размещение в ней одного сборочного автосамосвала 12. При эксплуатации перегрузочного пункта автосамосвал, въезжающий на склад 7 делает тупиковый разворот в этой штольне и задним ходом подается к разгрузочной площадке 9, где разгружается. В это время его место в штольне занимает следующий автосамосвал с грузом. Разгруженную под откос 13 горную массу экскаватором 14 или карьерным погрузчиком грузят в магистральный автотранспорт 15 для доставки к месту разгрузки.

Источники информации

1. Баланчук В.Р., Тарасов П.И. Внутрибортовой перегрузочный пункт для сверхглубоких карьеров // Проблемы карьерного транспорта: Материалы XI международ. конф. (12-14 октября 2011 г.). - Екатеринбург: УрО РАН, 2011. - С. 16-22.

2. И.В. Зырянов, Д.П. Тарасов, В.Р. Баланчук. Анализ условий внедрения перегрузочных пунктов в глубинной зоне карьеров // Проблемы карьерного транспорта: Материалы X международ. конф. (14-16 октября 2009 г.). - Екатеринбург: УрО РАН, 2009. - С. 75-79.

3. Берсенев В.А. Формирование горнотранспортных систем карьеров // Проблемы карьерного транспорта: Материалы X международ. конф. (14-16 октября 2009 г.). - Екатеринбург: УрО РАН, 2009. - С. 40-52.

Похожие патенты RU2584173C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2006
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
RU2314420C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2013
  • Акишев Александр Николаевич
  • Кожемякин Алексей Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Федеряев Олег Владимирович
RU2540735C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЭКСКАВАТОРОВ ТИПА "ОБРАТНАЯ ЛОПАТА" 2015
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Саканцев Георгий Георгиевич
  • Саканцев Михаил Григорьевич
RU2574749C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА 1992
  • Шарин Владимир Васильевич
RU2039267C1
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА 1991
  • Шарин В.В.
RU2012810C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2008
  • Ефимов Александр Иванович
  • Письменный Андрей Васильевич
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
RU2382200C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ТЕЛ 2014
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Акишев Александр Николаевич
  • Самоловов Владимир Семенович
RU2571776C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2010
  • Коростелёв Сергей Павлович
  • Дунаев Владимир Валериевич
  • Сырескин Сергей Николаевич
  • Реан Ашот Александрович
  • Одегов Сергей Юрьевич
  • Аксельрод Лев Моисеевич
  • Таратухин Григорий Владимирович
  • Ненашев Евгений Николаевич
  • Ковалев Михаил Николаевич
  • Ковалев Антон Михайлович
  • Шантурин Юрий Николаевич
RU2464422C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ БОЛЬШОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ 2013
  • Саканцев Георгий Григорьевич
RU2553672C2
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ 2013
  • Косолапов Александр Иннокентьевич
  • Пташник Александр Игоревич
  • Пташник Юлия Павловна
RU2515649C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 584 173 C1

Реферат патента 2016 года ВНУТРИБОРТОВОЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является снижение объемов дополнительного разноса бортов карьеров за счет уменьшения размеров перегрузочных пунктов, производящих перегрузку горной массы сборочного автотранспорта небольшой грузоподъемности в магистральный большегрузный автотранспорт. Эту задачу решают путем устройства перегрузочных пунктов на двухполосных внутрикарьерных бермах, которые по ширине делят на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов. Пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с однополосным крутонаклонным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны. В примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада в законтурный массив проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещения в ней одного автосамосвала как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 584 173 C1

Способ перегрузки горной массы со сборочного автотранспорта небольшой грузоподъемности, способного преодолевать крутые уклоны, в большегрузный магистральный автотранспорт путем устройства насыпных перегрузочных пунктов, размещаемых на двухполосных внутрикарьерных бермах, отличающийся тем, что транспортную берму в месте расположения перегрузочного пункта делят по ширине на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов, пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с крутонаклонным однополосным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны, в примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада в законтурный массив проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещение одного автосамосвала как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2584173C1

Перегрузочный пункт 1986
  • Шапарь Аркадий Григорьевич
  • Степченков Сергей Александрович
  • Паршкин Эдуард Михайлович
SU1362824A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ЭКСКАВАТОРНО-БУНКЕРНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Норри В.К.
  • Ческидов В.И.
  • Власов В.Н.
RU2204720C2
RU 2055986 C1, 10.03.1996
РАЗДВИЖНАЯ ОПРАВКА ДЛЯ РАБОТ НА ТОКАРНЫХ ИЛИ Т. П. СТАНКАХ 1929
  • Мокин А.Ф.
SU13815A1
WO 1999005396 A1, 04.02.1999
УЗЕЛ КЛАПАНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ГОРЮЧЕГО ГАЗА 2002
  • Дориго Роберто
  • Джакомелли Массимо
  • Цанелла Стефано
RU2280212C2

RU 2 584 173 C1

Авторы

Саканцев Георгий Георгиевич

Саканцев Михаил Григорьевич

Яковлев Алексей Викторович

Переход Татьяна Максимовна

Бусаргина Екатерина Сергеевна

Даты

2016-05-20Публикация

2015-02-02Подача