ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2016 года по МПК F28D15/02 F01K11/04 

Описание патента на изобретение RU2586236C1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано, в частности, в качестве двигателя летательного аппарата (ЛА).

Известно устройство двигателя [1], в котором содержатся внутренние и внешние радиаторы, содержащие тонкостенные пластины с развитой поверхностью теплообмена.

К недостаткам известного устройства следует отнести сравнительно низкую поверхность теплообмена радиаторов, что снижает мощность двигателя.

Вторым недостатком является отсутствие возможности безопасной транспортировки двигателя в нерабочем состоянии, обусловленное значительным количеством теплоносителя, свободно и хаотично перемещающегося в объеме герметичного корпуса двигателя.

Третьим недостатком являются сравнительно высокие массогабаритные характеристики двигателя, обусловленные наличием сплошного вала двигателя.

Целью настоящего изобретения является повышение мощности двигателя, безопасной его транспортировки в нерабочем состоянии, а также уменьшение массогабаритных характеристик.

Суть изобретения заключается в том, что для повышения эффективности теплообмена конусные тарелки радиаторов с обеих сторон подвергнуты технологической операции “накатка”, в результате чего поверхность теплообмена значительно возрастает, а на обеих поверхностях образуются многочисленные выступы, способствующие преобразованию мятого пара в конденсат.

Изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 представлен внешний вид двигателя.

На Фиг. 2 представлена одноступенчатая турбина.

На Фиг. 3 изображен полый вал двигателя с конусными тарелками и теплопроводными стержнями.

На Фиг. 4 представлен профиль конусной тарелки после операции “накатка”.

На Фиг. 5 представлены схема движения теплоносителя, схема движения атмосферного воздуха, а также треугольник раскладки сил, действующих на теплоноситель.

На Фиг. 6 представлен профиль поверхности конусной тарелки до операции “накатка”. Увеличено.

На Фиг. 7 представлен профиль поверхности конусной поверхности после операции “накатка”.

На Фиг. 8 представлены профили двух смежных конусных тарелок.

Устройство двигателя внешнего сгорания

Двигатель внешнего сгорания содержит герметичный корпус 1 в форме усеченного конуса, частично заполненный теплоносителем. Корпус содержит испаритель 2 и конденсатор 3. В корпусе содержится теплоизоляционное кольцо 4, являющееся элементом корпуса и жестко скрепленное как с испарителем, так и с конденсатором двигателя. К теплоизоляционному кольцу жестко крепится рабочее колесо 5 турбины с рабочими лопатками, охваченные ободом 6. Рабочее колесо турбины жестко крепится к полому валу 7 двигателя. На полый вал установлено сопловое колесо 8 турбины, охваченное ободом 9, представляющим собою внутренний кольцевой магнит. Ободья обоих колес установлены с образованием кольцевого зазора 10 с корпусом. Колесо с сопловыми лопатками установлено с возможностью вращения по отношению к полому валу - на подшипниках 11. Над внутренним кольцевым магнитом установлен внешний кольцевой магнит 12, жестко связанный с корпусом 13 ЛА. На полый вал двигателя жестко крепится винт 14. В корпусе двигателя, в зоне конденсации, содержатся теплопроводные стержни 15, на которых жестко закреплены конусные тарелки 16, профиль которых образован технологической операцией “накатка” с обеих сторон. Вокруг испарителя расположена спиральная камера сгорания 17 с форсунками 18. Внутри испарителя содержится металлическая мелкопористая губка 19.

Работа двигателя

При подаче топлива к форсункам 18, а также сжатого воздуха в 2-спиральную камеру сгорания 17 происходит нагрев и испарение теплоносителя в испарителе 2. Пар под давлением поступает на лопатки соплового колеса 8. Поскольку сопловое колесо с направляющими лопатками зафиксировано от вращения с помощью внутренних и внешних магнитов, а рабочее колесо 5 жестко соединено посредством полого вала 7 с корпусом 1, двигатель приходит во вращение. Теплоноситель в парообразном состоянии, пройдя через турбину, поступает в конденсатор 3, где отдает часть тепла внешнему радиатору через теплопроводные стержни 15, и переходит в жидкую фазу - конденсат. Перейдя в жидкую фазу на внутренних конусных тарелках, теплоноситель осаждается на внутренней стенке конденсатора 3 и в виде тонкой пленки под действием центробежных сил возвращается в испаритель 2. Для этой цели между корпусом 1 и ободьями 9 колес турбины содержится зазор 10. В испарителе теплоноситель под действием тепла, полученного от камеры сгорания 17, вновь переходит в парообразное состояние и поступает на колеса турбин. Цикл замыкается.

Достоинство предложенного двигателя внешнего сгорания

Любой тепловой двигатель должен содержать как минимум четыре устройства: 1. Источник энергии. 2. Тепловую машину. 3. Конденсатор. 4. Насос.

Обычно все эти устройства существуют самостоятельно, занимают большие площади и объем, и соединены между собою сложной системой коммуникаций. В предложенном техническом решении все необходимые устройства объединены в одном мобильном агрегате, а функции насоса исполняет сам двигатель, корпус которого выполнен в виде конуса.

1. Задав необходимое значение конусности корпуса (угол α), число оборотов n и радиуса R, а также размер зазора между турбиной и корпусом, можно гарантированно обеспечить надежный проход теплоносителя со встречными направлениями. А именно: в газообразном состоянии - из испарителя в конденсатор, проходя через турбину, а обратно, в жидком состоянии - из конденсатора в испаритель. При этом ЛА с подобным двигателем, работа которого не зависит от ориентации в пространстве, может совершать любые фигуры высшего пилотажа.

2. Плотная установка многочисленных конусных тарелок с развитой поверхностью теплообмена и наличие многочисленных выступов на поверхности, а также наличие многочисленных теплопроводных стержней обеспечивает переход мятого пара вначале в состояние насыщенного пара, а затем - в конденсат.

3. Двигатель - всеядный, т.е. нетребовательный к качеству топлива. Форсунку можно настроить на любой вид топлива, при этом в жидком или газообразном виде.

4. Стационарный двигатель может работать на солнечной энергии.

5. Двигатель может работать в режиме силового агрегата (двигатель - эл. генератор).

6. Анаэробный вариант двигателя, в котором радиоактивные ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) в виде трубок плотно охватывают корпус испарителя, может быть использован в подводном положении.

7. Анаэробный двигатель может быть также использован для космического машиностроения. Например, как БИП - бортовой источник питания, взамен солнечных батарей, вне зависимости от удаленности от Солнца.

8. Металлическая мелкопористая губка представляет собою несколько слоев металлической сетки с размером ячеек 100-150 мкм [3].

Источники информации

1. Патент РФ №2472005 с приоритетом от 18.01.2011 г.

2. Статья “накатка”. Политехнический словарь, издательство “Советская энциклопедия”, Москва, 1980 г., с. 319.

3. Yandex. Фитиль или капиллярная структура.

Похожие патенты RU2586236C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2545107C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2472005C2
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ 1993
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2056606C1
ПАРОДИЗЕЛЬ 2016
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2644644C1
ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 2015
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2601493C1
Роторный двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Пилюш Виктор Альбертович
SU1815363A1
ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1991
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2053422C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2470834C1
СПОСОБ РЕКУПЕРАТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДА ПЛАЗМОТРОНА, ПЛАЗМОТРОН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА И ЭЛЕКТРОДНЫЙ УЗЕЛ ЭТОГО ПЛАЗМОТРОНА 2011
  • Шилов Сергей Александрович
  • Шилов Александр Андреевич
RU2469517C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2374468C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 586 236 C1

Реферат патента 2016 года ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в качестве двигателя летательного аппарата (ЛА). Двигатель внешнего сгорания содержит герметичный корпус (1) в форме усеченного конуса, частично заполненный теплоносителем. Корпус содержит испаритель (2) и конденсатор (3). В корпусе содержится теплоизоляционное кольцо (4), являющееся элементом корпуса и жестко скрепленное как с испарителем, так и с конденсатором двигателя. К теплоизоляционному кольцу жестко крепится рабочее колесо (5) турбины с рабочими лопатками, охваченными ободом (6). Рабочее колесо турбины жестко крепится к полому валу (7) двигателя. На полый вал установлено сопловое колесо (8) турбины, охваченное ободом (9), представляющим собою внутренний кольцевой магнит. Ободья обоих колес установлены с образованием кольцевого зазора (10) с корпусом. Колесо с сопловыми лопатками установлено с возможностью вращения по отношению к полому валу - на подшипниках (11). Над внутренним кольцевым магнитом установлен внешний кольцевой магнит (12), жестко связанный с корпусом (13) ЛА. На полый вал двигателя жестко крепится винт (14). В корпусе двигателя, в зоне конденсации, содержатся теплопроводные стержни (15), на которых жестко закреплены тарелки (16), профиль которых образован технологической операцией “накатка” с обеих сторон. Вокруг испарителя расположена спиральная камера сгорания (17) с форсунками (18). Внутри испарителя содержится металлическая мелкопористая губка (19). Достигается повышение мощности двигателя, безопасность его транспортировки в нерабочем состоянии, а также уменьшение массогабаритных характеристик. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 586 236 C1

1. Двигатель внешнего сгорания содержит герметичный корпус в форме усеченного конуса, частично заполненный теплоносителем, корпус содержит испаритель и конденсатор, в корпусе содержится теплоизоляционное кольцо, являющееся элементом корпуса и жестко скрепленное как с испарителем, так и с конденсатором двигателя, к теплоизоляционному кольцу жестко крепится рабочее колесо турбины с рабочими лопатками, охваченными ободом, рабочее колесо турбины жестко крепится к полому валу двигателя, на полый вал установлено сопловое колесо турбины, охваченное ободом, представляющим собою внутренний кольцевой магнит, ободья обоих колес установлены с образованием кольцевого зазора с корпусом, колесо с сопловыми лопатками установлено с возможностью вращения по отношению к полому валу - на подшипниках, над внутренним кольцевым магнитом установлен внешний кольцевой магнит, жестко связанный с корпусом летательного аппарата (ЛА), на полый вал двигателя жестко крепится винт, в корпусе двигателя, в зоне конденсации, содержатся теплопроводные стержни, на которых жестко закреплены тарелки, вокруг испарителя расположена спиральная камера сгорания с форсунками, отличающийся тем, что профиль тарелок образован технологической операцией "накатка" с обеих сторон поверхности.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в испарителе содержится металлическая мелкопористая губка.

3. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что вал двигателя выполнен полым.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2586236C1

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ 1993
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2056606C1
Коаксиальная тепловая труба 1982
  • Георгобиани Автандил Самовелович
  • Нинуа Марина Николаевна
  • Коташвили Иамзе Иорамовна
  • Гелхвидзе Нана Прокофьевна
SU1032322A1
GB 1372645 A, 06.11.1974
Пособ фьюмингования шлаков 1976
  • Ходжаев Кучкар Исматович
  • Киселев Борис Николаевич
  • Багров Олег Николаевич
  • Бигин Владлен Михайлович
  • Хобдабергенов Рзабай Жолдинович
  • Тельбаев Сали Адильевич
  • Малинкович Владимир Лазаревич
  • Хромченко Соломон Харитонович
  • Собачкин Вячеслав Николаевич
  • Кремерман Ефим Лазаревич
SU591524A1

RU 2 586 236 C1

Авторы

Пилюш Виктор Альбертович

Даты

2016-06-10Публикация

2015-01-22Подача