ЛОПАТКА РОТОРА И ВЕНТИЛЯТОР Российский патент 2016 года по МПК F01D5/28 F04D29/38 B32B5/12 

Описание патента на изобретение RU2592156C2

Настоящее изобретение относится к лопатке ротора и т.п., используемой для вентилятора или компрессора авиационного двигателя.

В последнее время композитный материал из волокон и матричная смола привлекла внимание в качестве легковесного высокопрочного материала в области авиационных двигателей. Осуществляются различные разработки лопаток ротора вентилятора, использующие композитный материал из волокон и матричную смолу в качестве составляющего материала (см. JP 2003-254298). Кроме того, корпус лопатки ротора вентилятора согласно уровню техники образован укладкой композитных листов, каждый из которых изготовлен из волокон и матричной смолы и включает множество типов композитных листов, которые отличаются друг от друга направлением ориентации волокон.

В дополнение к JP 2003-254298, документы JP 2010-203435 и WO 2009/119830 описывают технологии, связанные с настоящим изобретением.

При этом для блокирования поворота корпуса лопатки ротора вблизи крайнего конца (вблизи вершины) и для обеспечения достаточного сопротивления колебанию для лопатки ротора вентилятора, в то время как авиационный двигатель функционирует, необходимо увеличение жесткости лопатки ротора вентилятора увеличением толщины и длины хорды лопатки ротора вентилятора. С другой стороны, увеличения в толщине и длине хорды лопатки ротора вентилятора приводят к увеличению веса лопатки ротора вентилятора и, соответственно, делают сложным достижение уменьшения веса лопатки ротора вентилятора. Короче говоря, имеется проблема, состоящая в том, что непросто достигать уменьшения веса лопатки ротора вентилятора и в то же время обеспечивать достаточное сопротивления колебанию лопатки ротора вентилятора.

Следует отметить, что вышеупомянутая проблема возникает не только в лопатке ротора вентилятора, использующей композитный материал из волокон и матричную смолу в качестве составляющего материала, но и подобным образом в лопатке ротора компрессора, использующей композитный материал из волокон и матричную смолу в качестве составляющего материала.

С учетом этого уровня техники настоящее изобретение направлено на создание лопатки ротора и т.п., которая сможет решить вышеупомянутую проблему.

Первый аспект настоящего изобретения обеспечивает лопатка ротора, используемая для любого из вентилятора и компрессора авиационного двигателя и использующая композитный материал из волокон и матричную смолу в качестве составляющего материала. Лопатка ротора включает: корпус лопатки ротора и участок хвостовика лопатки ротора, образованный за одно целое на основной концевой стороне (центральной концевой стороне) корпуса лопатки ротора. Здесь корпус лопатки ротора образован укладкой множества композитных листов, каждый из которых изготовлен из волокон (пучка волокон) и матричной смолы и включает множество первых групп композитных листов листа и множество вторых групп композитных листов, которые обеспечены в направлении толщины лопатки. Каждая первая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон. Каждая вторая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к ее корыту и которые отличаются друг от друга углом ориентации армирующих волокон. Схема укладки множества композитных листов в первой группе композитных листов и схема укладки множества композитных листов во второй группе композитных листов являются одинаковыми. Более того, результирующее направление направлений ориентации армирующих волокон в множестве композитных листов в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов (групп композитных листов) наклоняется к заднему краю от направления размаха.

В связи с этим в описании и объеме охраны формулы изобретения рассматриваемой заявки "лопатка ротора" означает и лопатка ротора вентилятора, используемую для вентилятора, и лопатка ротора компрессора, используемую для компрессора. В дополнение "направление размаха" означает направление, проходящее от основной концевой стороны (центральной концевой стороны) к крайней концевой стороне (верхней концевой стороне) корпуса лопатки ротора. "Угол ориентации" означает угол наклона волокон от направления размаха на остроугольной стороне. Положительный угол ориентации представляет собой наклон к переднему краю корпуса лопатки ротора, тогда как отрицательный угол ориентации представляет собой наклон к заднему краю корпуса лопатки ротора.

Второй аспект настоящего изобретения обеспечивает вентилятор, выполненный с возможностью принимать воздух в канал двигателя, образованный в корпусе двигателя авиационного двигателя. Вентилятор включает: диск вентилятора, обеспеченный в корпусе двигателя с возможностью вращения вокруг оси диска вентилятора и включающий множество посадочных канавок, образованных в его внешней периферийной поверхности; и лопатку ротора согласно первому аспекту, которая вставляется в каждую посадочную канавку в диске вентилятора.

Таким образом, согласно первому объекту настоящего изобретения создана лопатка ротора для вентилятора или компрессора авиационного двигателя, использующая композитный материал из волокон и матричной смолы в качестве составляющего материала, причем лопатка ротора содержит:

корпус лопатки ротора и

участок хвостовика лопатки ротора, выполненный за одно целое с корпусом лопатки ротора; при этом:

корпус лопатки ротора образован укладкой множества композитных листов, каждый из которых изготовлен из волокон и матричной смолы, и включает множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов, которые расположены в направлении толщины лопатки;

каждая первая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон;

каждая вторая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к корыту лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон;

схема укладки множества композитных листов в первой группе композитных листов и схема укладки множества композитных листов во второй группе композитных листов являются одинаковыми; и

результирующее направление направлений ориентации волокон во множестве композитных листов в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов является наклонным к заднему краю под острым углом от направления размаха, проходящего от центрального конца корпуса лопатки ротора к верхнему концу корпуса лопатки ротора.

Предпочтительно, результирующее направление в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов наклоняется к заднему краю на не менее чем 20 градусов от направления размаха.

Предпочтительно, результирующее направление в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов наклоняется к заднему краю на 20-40 градусов от направления размаха.

Согласно второму объекту настоящего изобретения создан вентилятор, выполненный с возможностью принимать воздух в канал двигателя, образованный в корпусе двигателя авиационного двигателя, причем вентилятор содержит:

диск вентилятора, расположенный в корпусе двигателя с возможностью вращения вокруг оси диска вентилятора и имеющий множество посадочных канавок, образованных в его внешней периферийной поверхности; и

вышеописанную лопатку ротора, установленную в каждую посадочную канавку в диске вентилятора.

Настоящее изобретение может блокировать поворот корпуса лопатки ротора вблизи крайнего конца, в то время как авиационный двигатель функционирует, без увеличения толщины или длины хорды лопатки ротора. По этой причине настоящее изобретение может достигать уменьшения веса лопатки ротора и обеспечивать достаточное сопротивление колебанию для лопатки ротора.

Далее настоящее изобретение будет описано более подробно со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - увеличенный вид в поперечном сечении по линии I-I с Фиг. 5, на котором диагональные линии обозначают различия в слоях между композитных листов и не обозначают направления волокон;

Фиг. 2 - схематический вид в перспективе, показывающий множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов;

Фиг. 3 - схема для объяснения результирующего направления направлений ориентации волокон во множестве композитных листов, в каждой из первой и второй групп композитных листов в лопатки ротора вентилятора варианта выполнения настоящего изобретения, которая схематически показывает лопатку ротора вентилятора и группу композитных листов варианта выполнения настоящего изобретения;

Фиг. 4(a) - схема, показывающая композитный лист, в котором угол ориентации волокон составляет минус 45 градусов; Фиг. 4(b) - схема, показывающая другой композитный лист, в котором угол ориентации волокон составляет 0 градусов; и Фиг. 4(c) - схема, показывающая еще один композитный лист, в котором угол ориентации волокон составляет минус 90 градусов;

Фиг. 5 - вид сбоку лопатки ротора вентилятора варианта выполнения настоящего изобретения;

Фиг. 6 - половина вида в разрезе передней части авиационного двигателя варианта выполнения настоящего изобретения;

Фиг. 7(a), 7(b) и 7(c) - схемы, каждая из которых для объяснения результирующего направления направлений ориентации волокон во множестве композитных листов в каждой из первой и второй групп композитных листов в соответствии с одним из корпусов лопатки ротора как объектов анализа, каждая из которых схематически показывает корпус лопатки ротора и группу композитных листов как объект анализа; и

Фиг. 8(a), 8(b) и 8(c) - схемы, соответственно показывающие результаты анализов режима вибрации на максимальных смещениях корпусов лопатки ротора в направлении вращения вентилятора, в то время как авиационный двигатель функционировал.

Настоящее изобретение выполнено на основании следующих результатов анализа. В этом анализе в качестве объектов анализа были использованы три корпуса 100, 200, 300 лопатки ротора. Каждый из корпусов 100, 200, 300 лопатки ротора представляет собой лопатку ротора вентилятора в авиационном двигателе (смотри корпус 3 7 лопатки ротора на Фиг. 6).

Каждый из корпусов 100, 200, 300 лопатки ротора включает множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов, которые обеспечены в его направлении толщины лопатки. Каждая первая группа композитных листов включает четыре композитных листа (препреги), каждый из которых изготовлен из волокон и матричной смолы. Четыре композитные листа в первой группе композитных листов уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке лопатки на основании заданной схемы укладки (последовательности укладки). В дополнение углы ориентации волокон в некоторых из четырех уложенных композитных листов отличаются от углов ориентаций волокон в остальных четырех уложенных композитных листах. С другой стороны, каждая вторая группа композитных листов включает четыре композитных листа (препрега), каждый из которых также изготовлен из волокон и матричной смолы. Четыре композитные листа во второй группе композитных листов уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к корыту лопатки на основании заданной схемы укладки. Схема укладки для второй группы композитных листов является такой же, как для первой группы композитных листов. В дополнение углы ориентации волокон в некоторых из четырех уложенных композитных листов отличаются от углов ориентаций волокон в остальных четырех уложенных композитных листах, как в первой группе композитных листов.

Фиг. 7(a), 7(b) и 7(c) соответственно показывают корпус 100 лопатки ротора как первый объект анализа, корпус 200 лопатки ротора как второй объект анализа, а корпус 300 лопатки ротора как третий объект анализа. Направление CD в этих схемах обозначает результирующее направление направлений ориентации волокон во множестве композитных листов в каждой из групп композитных листов (т.е. первой группы композитных листов и второй группы композитных листов). Как показано на Фиг. 7(a), направление CD группы композитных листов в корпусе 100 лопатки ротора наклонено к переднему краю на 45 градусов от направления SD размаха. Как показано на Фиг. 7(b), направление CD группы композитных листов в корпусе 200 лопатки ротора является параллельным направлению SD размаха. Как показано на Фиг. 7(c), направление CD группы композитных листов в корпусе 300 лопатки ротора наклонено к переднему краю на 45 градусов от направления SD размаха. Необходимо отметить, что: на каждой схеме векторные линии соответственно представляют собой направление ориентации волокон в четырех композитных листах; ссылочные позиции "S1-S4" обозначают последовательность укладки композитных листов; ссылочная позиция "FF" обозначает направление вперед (направление вверх по ходу) или направление к стороне переднего края от стороны заднего края; а ссылочная позиция "FR" обозначает направление назад (направление вниз по ходу) или направление к стороне заднего края от стороны переднего края.

Фиг. 8(a), 8(b), 8(c) соответственно показывают результаты анализов режима вибрации на максимальных смещениях в направлении вращения вентилятора корпусов 100, 200, 300 лопатки ротора, которые колебались, в то время как авиационный двигатель функционировал. Следует отметить, что числовые значения, показанные на этих схемах, соответственно представляют собой максимальные смещения корпусов 100, 200, 300 лопатки ротора в направлении вращения вентилятора. Кроме того максимальные смещения являются безразмерными.

В отношении близости крайнего конца (близости верхнего конца) каждого корпуса лопатки ротора следует сфокусироваться на разнице между максимальным смещением на стороне переднего края и максимальным смещением на стороне заднего края. Известно, что эта разница является относительно большой в корпусах 100, 200 лопатки ротора, показанных на Фиг. 8(a) и 8(b). Это значит, что поворот более вероятно будет происходить вблизи крайнего конца. В отличие от этого известно, что эта разница является относительно маленькой в корпусе 300 лопатки ротора, показанном на Фиг. 8(c). Это значит, что поворот вблизи крайнего конца является относительно блокируемым. Следует отметить, что, хотя и не проиллюстрировано, одинаковые результаты анализа были получены для максимальных смещений противоположных сторон корпусов 100, 200, 300 лопатки ротора в направлении вращения вентилятора, в то время как авиационный двигатель функционировал. Более того результат анализа, подобный результату для корпуса 300 лопатки ротора, был получен в случае, когда результирующее направление CD направлений ориентации волокон в множестве композитных листов в каждой группе композитных листов наклонено к стороне заднего края на 20 градусов от направления SD размаха.

Из вышеупомянутых результатов анализа известно, что: в случае когда удовлетворено заданное условие укладки и направление CD наклоняется к стороне заднего края от направления SD размаха, разница между максимальным смещением на стороне переднего края и максимальным смещением на стороне заднего края является меньшей вблизи крайнего конца корпуса лопатки ротора, в то время как авиационный двигатель функционирует; и соответственно поворот вблизи крайнего конца корпуса лопатки ротора может быть блокирован. В связи с этим заданное условие укладки означает, что корпус лопатки ротора включает множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов, которые обеспечены в направлении толщины лопатки. Каждая первая группа композитных листов включает множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке лопатки на основании схемы укладки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон. Подобным образом каждая вторая группа композитных листов включает множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к корыту лопатки на основании схемы укладки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон. Более того схема укладки во второй группе композитных листов является такой же, как схема укладки в первой группе композитных листов.

Со ссылкой на Фиг. 1-6 будет приведено описание варианта выполнения настоящего изобретения. Следует отметить, что на чертежах ссылочная позиция "FF" означает прямое направление (заднее направление) или сторону переднего края; а ссылочная позиция "FR" обозначает обратное направление (переднее направление) или сторону заднего края.

Как показано на Фиг. 6, вентилятор 1 варианта выполнения выполнен с возможностью принимать воздух в канал 5 двигателя, образованный в корпусе 3 двигателя в авиационном двигателе. В связи с этим корпус 3 двигателя образован из: цилиндрического внутреннего кожуха 7; цилиндрического корпуса 11 вентилятора, обеспеченного окружающим образом снаружи цилиндрического внутреннего кожуха 7 с помощью множества стоек 9 (только одна стойка показана на чертеже); и т.п. Более того канал 5 двигателя ответвляется от его среднего потока в кольцеобразный (цилиндрический) внутренний канал (главный канал) 13, образованный внутри внутреннего кожуха 7, и кольцеобразный (цилиндрический) обходной канал 15, образованный между внутренней периферийной поверхностью корпуса 11 вентилятора и внешней периферийной поверхностью внутреннего кожуха 7.

Диск 17 вентилятора обеспечен с возможностью вращения на переднем участке внутреннего кожуха 7 с помощью подшипника 19 и т.п. Диск 17 вентилятора соединен коаксиально и за одно целое с множеством турбинных роторов низкого давления (иллюстрации которых опущены) турбины низкого давления (иллюстрация которой опущена), которая размещена в задней части вентилятора 1. В дополнение множество посадочных канавок (посадочных вырезов) 21 образованы во внешней периферийной поверхности диска 17 вентилятора через равные интервалы.

Лопатки 23 ротора вентилятора вставлены в соответственные посадочные канавки 21 в диске 17 вентилятора. Каждая лопатка 23 ротора вентилятора использует композитный материал из волокон и матричной смолы как составляющий материал. В дополнение обеспечено множество разделителей 25 в пространствах между нижними поверхностями посадочных канавок 21 в диске 17 вентилятора и лопатками 23 ротора вентилятора. Более того кольцеобразный передний фиксатор 27, выполненный с возможностью удерживать множество лопаток 23 ротора вентилятора спереди, обеспечен за одно целое на передней стороне диска 17 вентилятора, тогда как кольцеобразный задний фиксатор 29, выполненный с возможностью удерживать множество лопаток 23 ротора вентилятора сзади, обеспечен за одно целое на задней стороне диска 17 вентилятора. Следует отметить, что передний фиксатор 27 соединен за одно целое с носовым конусом 31, выполненным с возможностью направлять воздух, тогда как задний фиксатор 29 коаксиально и за одно целое соединен с ротором 35 компрессора низкого давления компрессора 33 низкого давления, размещенным на задней стороне вентилятора 1.

Соответственно, когда диск 17 вентилятора вращается посредством функционирования авиационного двигателя, множество лопаток 23 ротора вентилятора вращаются за одно целое с диском 17 вентилятора. Тем самым воздух может приниматься в канал 5 двигателя (внутренний канал 13 и обходной проход 15).

Далее будут обеспечены описания для полной конфигурации лопаток 23 ротора вентилятора варианта выполнения настоящего изобретения.

Как описано выше, лопатка 23 ротора вентилятора используется в вентиляторе 1. Как показано на Фиг. 5, лопатка 23 ротора вентилятора включает корпус 37 лопатки ротора. Корпус 37 лопатки ротора имеет спинку (поверхность всасывания) 39 на одной стороне и корыто (поверхность нагнетания) 41 на другой стороне. В дополнение корпус 37 лопатки ротора изготовлен из композитного материала из: волокон из углеродных волокон, арамидных волокон, стекловолокон или т.п.; и матричной смолы. В связи с этим матричная смола представляет собой термореактивную смолу, например эпоксидную смолу, фенольную смолу или полиимидную смолу, или термопластичную смолу, например полиэфирэфиркетон или полифениленсульфид.

Участок 43 хвостовика лопатки ротора образован за одно целое на основной концевой стороне (центральной концевой стороне) корпуса 37 лопатки ротора. Участок 43 хвостовика лопатки ротора имеет ласточкин хвост 45, который способен вставляться в диск 17 вентилятора. Более того подобно корпусу 37 лопатки ротора, участок 4 3 хвостовика лопатки ротора изготовлен из композитного материала из: волокон, например углеродных волокон, арамидных волокон или стекловолокон; и матричной смолы. Следует отметить, что пограничный участок между корпусом 37 лопатки ротора и участком 43 хвостовика лопатки ротора расположен на поверхности 5f канала 5 двигателя.

Оболочка 47, выполненная с возможностью защищать сторону переднего края корпуса 37 лопатки ротора, обеспечена на стороне переднего края корпуса 37 лопатки ротора. Оболочка 47 изготовлена из металла, например, титанового сплава.

Далее будут обеспечены описания для характерных признаков лопаток 23 ротора вентилятора варианта выполнения настоящего изобретения.

Как показано на Фиг. 1, 2, 4 и 5, корпус 37 лопатки ротора образован укладкой композитных листов 49, каждый из которых изготовлен из: волокон (пучков волокон), например углеродных волокон, арамидных волокон или стекловолокон; и матричной смолы. В связи с этим в варианте выполнения настоящего изобретения три типа композитных листов 49А, 49В, 49С, которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон, используются в качестве композитных листов 49. Угол α ориентации волокон в композитном листе 49А установлен на минус 45 градусов (см. Фиг. 4(a)); угол α ориентации волокон в композитном листе 49В установлен на 0 градусов (см. Фиг. 4(b)); а угол α ориентации волокон в композитном листе 49С установлен на минус 90 градусов (см. Фиг. 4(c)).

Корпус 37 лопатки ротора включает множество первых групп 51 композитных листов, которые обеспечены в направлении TD толщины лопатки. Каждая первая группа 51 композитных листов включает множество (например, четыре) композитных листа 49 (49А, 49В, 49С), которые уложены один на другой от стороны центра ТС толщины лопатки по направлению к спинке 39. В дополнение корпус 37 лопатки ротора включает множество вторых групп 53 композитных листов, которые обеспечены в направлении TD толщины лопатки. Каждая вторая группа 53 композитных листов включает множество (например, четыре) композитных листа 49 (49А, 49В, 49С), которые уложены один на другой от стороны центра ТС толщины лопатки по направлению к корыту 41. Каждая из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов включает один или более композитные листы 4 9, которые отличаются от других композитных листов 49 углом ориентации волокон. В варианте выполнения каждая из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов образована из четырех композитных листов 49 и включает три типа композитных листов 49А, 49В, 49С. Схема укладки (последовательность укладки) для каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов устанавливается в виде последовательности, в которой композитный лист 49А последовательно сопровождается композитным листом 49В, композитным листом 49А и композитным листом 49С. Другими словами первая группа 51 композитных листов и вторая группа 53 композитных листов варианта выполнения имеют одинаковую схему укладки.

Как показано на Фиг. 3, результирующее направление (результирующее направление волокон) CD направлений ориентации волокон во множестве композитных листов 4 9 в каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов наклоняется к заднему краю на 20-45 градусов от направления SD размаха. Другими словами, результирующий угол (результирующий угол ориентации волокон) β углов ориентации волокон во множестве композитных листов 49 в каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов устанавливается на минус 20-минус 45 градусов. Причина, по которой результирующий угол β ориентации волокон в каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов устанавливается на не менее минус 20 градусов, заключается в том, что если результирующий угол β ориентации волокон составляет менее минус 20 градусов, сложно в достаточной степени блокировать поворот корпуса 37 лопатки ротора вблизи его крайнего конца, в то время как авиационный двигатель функционирует. С другой стороны, причина, по которой результирующий угол β ориентации волокон в каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов устанавливается на не более минус 45 градусов, заключается в том, что если результирующий угол β ориентации волокон превышает минус 45 градусов, сложно в достаточной степени обеспечивать жесткость корпуса 37 лопатки ротора.

Как показано на Фиг. 1 и 2, количество первых групп 51 композитных листов и количество вторых групп 53 композитных листов являются равными друг другу. Другими словами, в корпусе 37 лопатки ротора три типа композитных листов 49А, 49В, 49С, которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон, уложены (размещены) один на другой симметрично относительно центра ТС толщины лопатки. Более того регулировка первой группы композитных листов (иллюстрация которой опущена) для регулирования толщины корпуса 37 лопатки ротора локально помещена между любыми смежными первыми группами 51 композитных листов. Подобно каждой первой группе 51 композитных листов, регулировка первой группы композитных листов образована укладкой композитных листов 49 от стороны центра ТС толщины лопатки по направлению к спинке 39 на основании схемы укладки. Более того регулировка второй группы композитных листов (иллюстрация которой опущена) для регулирования толщины корпуса 37 лопатки ротора локально помещена между любыми смежными вторыми группами 53 композитных листов. Подобно каждой второй группе 53 композитных листов, регулировка второй группы композитных листов образована укладкой композитных листов 49 от стороны центра ТС толщины лопатки по направлению к спинке 41 на основании схемы укладки. Следует отметить, что другой композитный лист (иллюстрация которого опущена) может быть помещен между первой группой 51 композитных листов, расположенной ближе всего к центру ТС толщины лопатки, и второй группой 53 композитных листов, расположенной ближе всего к центру ТС толщины лопатки.

Кроме того, ссылочная позиция "TCF" на Фиг. 2 обозначает плоскость центра толщины лопатки, включающую центр ТС толщины лопатки.

Далее будут обеспечены описания для функционирования и эффекта варианта выполнения настоящего изобретения.

Как описано выше, корпус 37 лопатки ротора удовлетворяет вышеупомянутому заданному условию укладки. В дополнение к удовлетворению заданного условия укладки, результирующее направление CD волокон во множестве композитных листов 49 в каждой из первой группы 51 композитных листов и второй группы 53 композитных листов наклоняется к заднему краю на 20-4 5 градусов от направления SD размаха. По этой причине, как известно из вышеупомянутых результатов анализа, разница между максимальным смещением на стороне переднего края и максимальным смещением на стороне заднего края становится меньше вблизи крайнего конца корпуса 37 лопатки ротора, в то время как авиационный двигатель функционирует. Вследствие этого возможно блокировать поворот корпуса 37 лопатки ротора вблизи крайнего конца. Другими словами, без увеличения толщины или длины хорды лопатки 23 ротора вентилятора возможно в достаточной степени обеспечивать жесткость корпуса 37 лопатки ротора и дополнительно блокировать поворот корпуса 37 лопатки ротора вблизи крайнего конца, в то время как авиационный двигатель функционирует.

Соответственно, вариант выполнения позволяют достичь уменьшения веса лопатки ротора и в достаточной степени обеспечивать сопротивление колебанию для лопатки ротора.

Более того, конструкция вентилятора авиационного двигателя, использующая лопатки ротора варианта выполнения, приводит к вышеупомянутому эффекту и дополнительно позволяет принимать воздух в корпус двигателя посредством: вращения диска вентилятора посредством функционирования авиационного двигателя; и тем самым вращения множества лопаток ротора вентилятора за одно целое с диском вентилятора.

Настоящее изобретение не ограничено тем, что описано для вышеупомянутого варианта выполнения, и может быть выполнено в различных нижеследующих вариантах, например.

Для конкретизации количество композитных листов 49 может быть изменено в каждой первой группе 51 композитных листов и каждой второй группе 53 композитных листов. Количество первых групп 51 композитных листов и количество вторых групп 53 композитных листов может отличаться друг от друга. Схема укладки множества композитных листов 49 может быть изменена в каждой первой группе 51 композитных листов и каждой второй группе 53 композитных листов. Угол ориентации волокон может быть изменен в каждом из множества композитных листов 49А, 49В, 49С. Конфигурация настоящего изобретения, применяемая к лопатке 23 ротора вентилятора, может быть применена к лопатке 55 компрессора низкого давления в роторе 35 компрессора низкого давления (см. Фиг. 5).

Следует отметить, что объем охраны прав, покрываемых настоящим изобретением, не ограничивается этими вариантами выполнения.

Настоящее изобретение может блокировать поворот корпуса лопатки ротора вблизи крайнего конца, в то время как авиационный двигатель функционирует, без увеличения толщины или длины хорды лопатки ротора. По этой причине настоящее изобретение может обеспечивать лопатка ротора, которая достигает уменьшения веса и обеспечивает сопротивление колебанию.

Похожие патенты RU2592156C2

название год авторы номер документа
ЛОПАТКА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА И ВЕНТИЛЯТОР 2011
  • Муроока Такеси
RU2541479C1
ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРНОГО РОТОРА И ВЕНТИЛЯТОР 2011
  • Муроока Такеси
  • Куроки Хироси
  • Кадзивара Ринтаро
  • Обути Кенро
RU2525026C1
КОМПОЗИТНАЯ ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРА С МНОГОСЛОЙНЫМ АРМИРУЮЩИМ МАТЕРИАЛОМ 2008
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Токсанбаев Мурат Сейтказиевич
  • Базаев Евгений Михайлович
  • Андреева Елена Георгиевна
  • Еремкин Денис Иванович
  • Лаврис Екатерина Васильевна
RU2384749C1
ОПТИМИЗИРОВАННАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛОЕВ В КОМПОЗИТНЫХ ЛАМИНАТАХ 2013
  • Кисмартон Макс У.
RU2644203C2
Газотурбинный двигатель, содержащий вентилятор и компрессор 2016
  • Грибановский Владимир Александрович
RU2625078C1
УСТРОЙСТВО ФОРМОВАНИЯ АРМИРОВАННОГО ВОЛОКНОМ КОМПОЗИТНОГО ЭЛЕМЕНТА И СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ АРМИРОВАННОГО ВОЛОКНОМ КОМПОЗИТНОГО ЭЛЕМЕНТА 2016
  • Мураками, Цутому
  • Обути, Кенро
  • Танака, Синити
RU2691340C1
КОМПОЗИТНАЯ ОБЛЕГЧЕННАЯ ЛОПАТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Токсанбаев Мурат Сейтказиевич
  • Базаев Евгений Михайлович
  • Андреева Елена Георгиевна
  • Еремкин Денис Иванович
  • Зюзя Константин Николаевич
RU2384750C1
СЕКТОР СТАТОРА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЕКТОРА СТАТОРА, СТАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Фремон Эрик
RU2684075C2
ФОРМИРОВАНИЕ ФАСОННОГО ВОЛОКНА С ОДНОВРЕМЕННЫМ НАНЕСЕНИЕМ МАТРИЦЫ 2013
  • Виленски Марк С.
  • Козар Майкл П.
RU2637970C2
КОНСТРУКЦИЯ ЛОПАТКИ СТАТОРА И ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКОЙ ЛОПАТКИ 2014
  • Обути Кенро
  • Яги Хироюки
RU2636598C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 592 156 C2

Реферат патента 2016 года ЛОПАТКА РОТОРА И ВЕНТИЛЯТОР

Лопатка ротора содержит корпус лопатки ротора и участок хвостовика лопатки ротора, выполненный за одно целое с корпусом лопатки ротора. Корпус лопатки ротора образован укладкой множества композитных листов, каждый из которых изготовлен из волокон и матричной смолы, и включает множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов, расположенных в направлении толщины лопатки. Каждая первая группа композитных листов включает множество композитных листов, уложенных один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон. Каждая вторая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, уложенных один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к корыту лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон. Схемы укладки множества композитных листов в первой и во второй группе композитных листов являются одинаковыми. Результирующее направление направлений ориентации волокон во множестве композитных листов в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов является наклонным к заднему краю под острым углом от направления размаха, проходящего от центрального конца корпуса лопатки ротора к верхнему концу корпуса лопатки ротора. Другое изобретение группы относится к вентилятору, включающему указанную лопатку ротора, установленную в посадочную канавку его диска. Группа изобретений позволяет обеспечить сопротивление колебаниям лопатки ротора при уменьшении ее веса. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 14 ил.

Формула изобретения RU 2 592 156 C2

1. Лопатка ротора для вентилятора или компрессора авиационного двигателя, использующая композитный материал из волокон и матричной смолы в качестве составляющего материала, причем лопатка ротора содержит:
корпус лопатки ротора и
участок хвостовика лопатки ротора, выполненный за одно целое с корпусом лопатки ротора; при этом:
корпус лопатки ротора образован укладкой множества композитных листов, каждый из которых изготовлен из волокон и матричной смолы, и включает множество первых групп композитных листов и множество вторых групп композитных листов, которые расположены в направлении толщины лопатки;
каждая первая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к спинке лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон;
каждая вторая группа композитных листов включает один или множество композитных листов, которые уложены один на другой от стороны центра толщины лопатки по направлению к корыту лопатки и которые отличаются друг от друга углом ориентации волокон;
схема укладки множества композитных листов в первой группе композитных листов и схема укладки множества композитных листов во второй группе композитных листов являются одинаковыми; и
результирующее направление направлений ориентации волокон во множестве композитных листов в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов является наклонным к заднему краю под острым углом от направления размаха, проходящего от центрального конца корпуса лопатки ротора к верхнему концу корпуса лопатки ротора.

2. Лопатка ротора по п. 1, в которой результирующее направление в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов наклоняется к заднему краю на не менее чем 20 градусов от направления размаха.

3. Лопатка ротора по п. 1, в которой результирующее направление в каждой из первой группы композитных листов и второй группы композитных листов наклоняется к заднему краю на 20-40 градусов от направления размаха.

4. Вентилятор, выполненный с возможностью принимать воздух в канал двигателя, образованный в корпусе двигателя авиационного двигателя, причем вентилятор содержит:
диск вентилятора, расположенный в корпусе двигателя с возможностью вращения вокруг оси диска вентилятора и имеющий множество посадочных канавок, образованных в его внешней периферийной поверхности; и
лопатку ротора по любому из пп. 1-3, установленную в каждую посадочную канавку в диске вентилятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2592156C2

КОМПОЗИТНАЯ ОБЛЕГЧЕННАЯ ЛОПАТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Токсанбаев Мурат Сейтказиевич
  • Базаев Евгений Михайлович
  • Андреева Елена Георгиевна
  • Еремкин Денис Иванович
  • Зюзя Константин Николаевич
RU2384750C1
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер 1923
  • Иссерлис И.Л.
SU2003A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОПЛАСТИКОВЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЛОПАСТЕЙ 1991
  • Сухоросов Ю.Л.
  • Шмелев Ю.К.
  • Шебанов В.В.
  • Гавриков И.В.
  • Филиппов А.И.
SU1827982A1
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
US 6290895 B1, 18.09.2001
Зеркальный гальванометр 1947
  • Грицаенко А.Ф.
SU81275A1

RU 2 592 156 C2

Авторы

Муроока Такеси

Даты

2016-07-20Публикация

2013-04-23Подача