Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращательного движения.
Известна термочувствительная муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащая термочувствительный элемент, крышку, корпус, установленный на ведущем валу на подшипнике, снабженное поджимом, опорной втулкой и закрепленным на ней упорным подшипником, термочувствительный элемент выполнен в виде тонкостенной камеры, заполненной незамерзающей жидкостью, и расположен между крышкой и поджимом, взаимодействующим с упорным подшипником, при этом опорная втулка закреплена на ведущем валу и контактирует с подшипником на ведущем валу, выполненном радиально-упорным (RU №2229043, опубл. 20.05.2004).
Недостатком известного устройства является ограниченность функциональных возможностей, в частности невозможность регулирования величины передаваемого крутящего момента.
Известно также принятое за прототип устройство для передачи крутящего момента, содержащее вал, установленный в неподвижном корпусе на двух радиально-упорных подшипниках качения, наружные обоймы которых смонтированы в неподвижном корпусе (Чернавский С.А. Проектирование механических передач. - М.: Машиностроение, 1984. - С. 321).
Недостатком устройства является ограниченность функциональных возможностей, в частности невозможность регулирования величины передаваемого крутящего момента.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение - расширение функциональных возможностей устройства.
Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, - обеспечения возможности регулирования величины передаваемого крутящего момента.
Для достижения указанного технического результата устройство для передачи крутящего момента, содержащее корпус и входной вал, установленный в нем на двух радиально-упорных подшипниках качения, наружные обоймы которых жестко смонтированы в корпусе, отличающееся тем, что оно снабжено выходным валом, расположенным соосно с входным валом и жестко соединенным с корпусом, при этом внутренняя обойма одного из подшипников неподвижно закреплена на входном валу, второго подшипника - установлена на том же валу с возможностью осевого перемещения без вращения относительно входного вала, причем величина максимального передаваемого крутящего момента определяется зависимостью
Мкр=2Poc·R·fт,
где Мкр - максимальный передаваемый крутящий момент, Н·м;
Рос - усилие на подшипниках, созданное за счет их предварительного осевого поджатия, Н;
R - расстояние от оси ведущего вала до оси тела качения подшипника, м;
fт - коэффициент трения в подшипниках.
Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображено продольное сечение устройства.
Устройство для передачи вращательного движения содержит соосно установленные ведущий вал 1 и ведомый вал 6, жестко соединенный с корпусом 3 посредством диска 5. В корпусе 3 жестко смонтированы наружные обоймы 4 по крайней мере двух радиально-упорных подшипников с коническими роликами 7. Внутренняя обойма подшипника 8 неподвижно закреплена на входном валу 1, а внутренняя обойма 9 второго из подшипников (левого на чертеже) - установлена на валу 1 с возможностью осевого перемещения без вращения относительно входного вала 1 и поджата регулировочной гайкой 2.
Усилие Рос на подшипниках, созданное за счет предварительного осевого поджатия внутренних обойм 8 и 9 между собой, обеспечивается за счет осевого перемещения регулировочной гайки 2 при ее вращении по резьбе, выполненной на входном валу 1.
Работа устройства для осуществления заявляемого способа передачи вращательного движения осуществляется следующим образом.
При передаче вращательного движения от входного вала 1 к выходному валу 6 крутящий момент создается за счет сил трения между внутренними обоймами 9 и 8, телами качения 7 и наружными обоймами 10 и 4, связанными с корпусом 3. Далее крутящий момент передается от корпуса 3 через диск 5 на выходной вал 6.
Величина максимального передаваемого крутящего момента задается регулировочной гайкой 2, создающей требуемое осевое усилие поджатия Рос, и определяется зависимостью
Мкр=2Рос·R·fт,
где Мкр - максимальный передаваемый крутящий момент, Н·м;
Рос - усилие на подшипниках, созданное за счет их регулируемого осевого поджатия, Н;
R - расстояние от оси ведущего вала до оси тел качения подшипников, м;
fт - коэффициент трения в подшипниках.
Регулирование угловой скорости выходного вала 6 относительно входного вала 1 осуществляют за счет изменения скорости проскальзывания в подшипниках по телам качения 7 между упомянутыми валами. Это осуществляется при поддержании постоянной величины максимального передаваемого крутящего момента, который не может превышать значения Мкр, соответствующего приведенной математической зависимости. Поскольку передаваемый крутящий момент определяется усилием трения в подшипниках с коэффициентом трения fт, возникающего при проскальзывании тел качения между обоймами и ограниченного усилием их предварительного поджатия Рос, то передаваемый крутящий момент не может превышать максимального значения Мкр.
Скорость вращения входного вала задают выше, чем требуемую скорость вращения выходного вала, из-за их взаимного проскальзывания в подшипниках.
Таким образом, применение заявляемого устройства для передачи вращательного движения с выходным валом, расположенным соосно с входным валом и жестко соединенного с корпусом, взаимодействующим с входным валом посредством двух радиально-упорных подшипников, причем внутренняя обойма одного из подшипников жестко соединена с входным валом, а внутренняя обойма второго подшипника установлена на входном валу с возможностью регулируемого осевого перемещения без вращения относительно него для обеспечения поджатия, определяющего максимальное значение передаваемого крутящего момента, обеспечивает достижение заявленного технического результата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта предельного момента | 2015 |
|
RU2629414C2 |
Способ и устройство для транспортировки и технологической обработки сыпучих материалов | 2016 |
|
RU2618779C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОДНОСТОРОННЕЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ | 1994 |
|
RU2083895C1 |
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРЫ ТРЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2411496C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ КОЛЕС | 1993 |
|
RU2119435C1 |
МУФТА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ В ГЕРМЕТИЧНЫЙ ОБЪЕМ | 2003 |
|
RU2252346C2 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2009 |
|
RU2428606C2 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2009 |
|
RU2523509C2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
СООСНАЯ ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 2003 |
|
RU2241879C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращательного движения. Устройство для передачи вращательного движения, содержащее корпус и входной вал, установленный в корпусе на двух радиально-упорных подшипниках качения. Наружные обоймы подшипников жестко смонтированы в корпусе. Устройство снабжено выходным валом, расположенным соосно с входным валом и жестко соединенным с корпусом. Внутренняя обойма одного из подшипников неподвижно закреплена на входном валу. Внутренняя обойма второго подшипника установлена на входном валу с возможностью осевого перемещения без вращения относительно этого вала. Достигается возможность регулирования величины передаваемого крутящего момента. 1 ил.
Устройство для передачи крутящего момента, содержащее корпус и входной вал, установленный в нем на двух радиально-упорных подшипниках качения, наружные обоймы которых жестко смонтированы в корпусе, отличающееся тем, что оно снабжено выходным валом, расположенным соосно с входным валом и жестко соединенным с корпусом, при этом внутренняя обойма одного из подшипников неподвижно закреплена на входном валу, второго подшипника - установлена на том же валу с возможностью осевого перемещения без вращения относительно входного вала, причем величина максимального передаваемого крутящего момента определяется зависимостью
Мкр=2Рос·R·fт,
где Мкр - передаваемый крутящий момент, Н·м;
Рос - усилие на подшипниках, созданное за счет их регулируемого осевого поджатия, Н;
R - расстояние от оси ведущего вала до оси тел качения подшипников, м;
fт - коэффициент трения в подшипниках.
RU 2007114753 A, 27.10.2008 | |||
Планетарно-фрикционный редуктор | 1985 |
|
SU1307132A1 |
ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2229043C2 |
ТОРЦОВЫЙ ЗУБЧАТО-ШАРИКОВЫЙ ВАРИАТОР | 2005 |
|
RU2315215C2 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА В ТРАНСМИССИИ АГРЕГАТА, СОВЕРШАЮЩЕГО УГЛОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ ВОКРУГ ПРИВОДНОГО ВАЛА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2518508C1 |
US 8192312 B2, 05.06.2012 | |||
Фрикционный редуктор или вариатор | 1954 |
|
SU105016A1 |
Способ мерсеризации тканей | 1940 |
|
SU63039A1 |
ВАРИАТОР СФЕРИЧЕСКИЙ | 2007 |
|
RU2342576C1 |
Авторы
Даты
2016-09-10—Публикация
2015-03-03—Подача