Изобретение относится к области ман1иностроения, к предохранительным устройствам машин и нрименяется для защиты от перегрузок узлов и деталей, например, металлургических машин.
Известпы предохранительные фрикционные муфты, содержаш,ие ведуш,ий и ведомый валы, соединенные фрикционными дисками, поджатыми пружинами через нажимной диск, взаимодействуюш,ий с винтовым устройством срабатывания, выполненным в виде втулки с двумя соединенными цилиндрическим пояском участками разнонаправленной резьбы, взаимодействующей с ведущей полумуфтой, состоящей из смонтированных на участках резьбовой втулки трубы с унором и ступицы, соединенных торсионом и осуществляющих осевое перемещение нажимного диска до унора для размыкания пакета.
Основным недостатком известных муфт является то, что часть усилия затянутых пружин, в результате действия которых возникает момент трения, нейтрализуется усилиями, возникающими в винтовом срабатывающем устройстве; для увеличения предельного крутящего момента необходимо соответственно увеличивать усилия, создаваемые нружинами, при этом габариты при огромных передаваемых приводом моментах настолько велики, что устройство, призванное защищать
от нерегрузок привод, само является аккумулятором энергии и способствует в качестве дополнительной массы возрастанию динамических нагрузок на детали и узлы, которое чаще всего приводит к аварийным поломкам дорогостоящих деталей и простоям оборудования, ведущим к снижению производительности и увеличению себестоимости выпускаемой продукции.
С целью уменьщения размеров муфты при передаче больших крутящих моментов и повышения ее чувствительности у предлагаемой муфты винтовое устройство срабатывания выполнено в виде обоймы и смонтированных в
ней последовательно с возможностью осевого перемещения двух резьбовых пар, наружные гильзы которых установлены на щлицах, выполненных на внутренней поверхности обоймы, а внутренние втулки резьбовых пар размещены на ведущем валу, выполненном с буртом, поджимающим их друг к другу с помощью пружин, при этом одна из гильз связана с нажимным диском. На чертеже изображен продольный разрез
предлагаемой муфты.
В цилиндрическую выточку ведущего вала 1 с возможностью вращения входит цилиндрическая часть ведомого вала 2. Со щлицами ведомого вала 2 соединены фрикционные диски 3 в виде конических оболочек, расположенных .между фрикционными дисками 4, соединенными соответственно шлицами с иолукорпусом 5 муфты, с которым с возможностью осевого неремещения шлицами соединены нажимной диск 6 и упорный диск 7. В боковой крышке 8 муфты диаметрально расположены упорные винты 9 для регулировки упорного диска 7. Втулка 10 установлена на шлицах ведуш,его вала 1, связана несамотормозящейся резьбой с гильзой 11 и помешена на внутренних шлицах обоймы 12 муфты. Втулка 10 и гильза 11, имея возможность осевого перемещения относительно друг друга и веду|дего вала 1, ограничены в неремешении с одной стороны шайбой 13, застопоренной гайкой 14. С другой стороны втулка 10 или гильза 11 контактирует с кольцом 15, с боковой дорожкой двухрядного подшипника качения, внутренним кольцом которого служит буртик втулки 16 с беговыми дорожками. Ведущий вал 1 имеет бурт 17 между которым и кольцом 18, имеющим беговые дорожки двухрядного подшипника качения, расположены пружины сжатия 19. На наружной поверхности втулки 16 со стороны буртика имеются шлицы, входящие в зацепление с внутренними шлицами обоймы 12. Наружная несамотормозящая резьба втулки 16 входит в зацепление с резьбой гильзы 20, соединенной наружными шлицами с внутренними шлицами обоймы 12. Со стороны ведущего вала муфта закрыта боковой крыщкой 21.
Работа муфты происходит следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 втулка 10 и гильза 11, вращаясь относительно друг друга, совершают осевое перемещение, поджимают каждая или кольцо 15 двухрядного подшипника качения, или шайбу 13 в зависимости от направления вращения ведущего вала и направления резьбы втулки 10 и гильзы 11.
Одновременно с другой стороны на двухрядный подшипник действуют пружины 19, усилия которых передаются резьбовым соединением втулки 16 и гильзы 20, воздействующей на нажимной диск 6, сжи.мающий фрикционные диски 3, 4, прижимая их к диску 7. Происходит передача крутящего момента. При перегрузках усилие, перемещаемое
втулкой 10 или гильзой 11 на двухрядный подшипник, больше усилия пружин 19. Втулка 16 совершает осевое перемещение влево, гильза 20 не передает достаточного осевого усилия для прижатия нажимного диска, происходит проскальзывание фрикционных поверхностей дисков 3 и 4 - муфта сработала. При уменьшении величины крутящего момента до номинальной уменьщается осевое усилие на двухрядный подшипник со стороны
втулки 10 или гильзы 11, и тогда усилие пружин 19 переместит втулку 16 вправо, которая через несамотормозящую резьбу передаст усилие втулке 10 и нажимному диску для прижатия фрикционных поверхностей. Муфта
передает крутящий момент.
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная муфта,
содержащая ведуший и ведомый валы, соединенные фрикционными дисками, поджатыми пружинами через нажимной диск, взаимодействующий с винтовым устройством срабатывания, отличающаяся тем, что, с целью
уменьщения радиальных размеров муфты при передаче больших крутящих моментов и повышения ее чувствительности, винтовое устройство срабатывания выполнено в виде обоймы и смонтированных в ней последовательно
с возможностью осевого перемещения двух резьбовых пар, наружные гильзы которых установлены иа шлицах, выполненных на внутренней поверхности обоймы, а внутренние втулки резьбовых пар размещены на ведущем
валу, выполненном с буртом, поджимающим их друг к другу с помощью пружин, при этом одна из гильз связана с нажимным диском.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: авт. св. № 336450,
кл. F 16d 43/20 за 1970 год. f / n Г5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU427183A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева | 1982 |
|
SU1055915A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1983 |
|
SU1110957A1 |
Предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1302047A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU693068A1 |
Фрикционная муфта | 1973 |
|
SU444903A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ ВАРИАТОР | 1969 |
|
SU238304A1 |
Упругая муфта | 1984 |
|
SU1183744A1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU750169A1 |
Авторы
Даты
1976-02-28—Публикация
1974-07-26—Подача