ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2016 года по МПК B64C27/50 

Описание патента на изобретение RU2599141C1

Изобретение относится к воздушному транспорту, к вертолетам.

Известны лопасти несущих винтов, применяемые на отечественных и зарубежных вертолетах. (1. Пелишенко В.А. и др. Основы теории полета вертолета / Под ред. С.Х. Атабеняна и А.А. Касаткина. М.: Воениздат, 1967. - 206 с. 2. Вертолеты стран мира / Под ред. В.Г. Лебедя. - АО «Редакция журнала «Бумеранг» при участии фирмы «Апрель», 1994. - 224 с.)

Лопасти несущих винтов ограничивают эксплуатационные характеристики вертолета (1. с. 12, рис. 0.14; 2. с. 14. рис. 16, 17 и др.), так как они имеют большую длину, увеличивают габариты, затрудняющие транспортировку вертолетов другими видами транспорта.

Конструкция самих лопастей, как правило, типовая. Основные отличия заключаются в профиле лопастей (2. с. 8; рис. 2) и в устройствах, изменяющих этот профиль, например закрылки.

Наиболее близкой к предлагаемому устройству является лопасть несущего винта вертолета, которая осью с шарнирами соединена с втулкой несущего винта и автоматом перекоса (2. с. 13; рис. 15).

Недостаток описанной конструкции лопастей несущего винта заключается в том, что она ограничивает эксплуатационные характеристики вертолета - сложность условий транспортировки вертолета другими видами транспорта из-за большой длины лопастей и увеличения габаритов несущего винта и вертолета в целом.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных характеристик вертолета.

Поставленная задача решается улучшением условий транспортировки вертолета другими видами транспорта за счет уменьшения его поперечных размеров.

Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что лопасть несущего винта вертолета, которая осью с шарнирами соединена с втулкой несущего винта и автоматом перекоса, при этом лопасть в средней части оснащена шарниром, около шарнира наконечники наружной и внутренней частей лопасти имеют ребра жесткости и плоскость контакта; торец наконечника наружной части лопасти тросом, расположенным внутри внутренней части лопасти, через опору качения, установленную около наконечника, соединен с втулкой несущего винта.

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить улучшение условий транспортировки вертолета другими видами транспорта за счет уменьшения поперечных размеров при повороте на шарнирах наружных частей относительно внутренних частей лопастей.

На фиг. 1 изображен вид сверху на лопасть несущего винта - трос затянут.

На фиг. 2 показан вид сбоку на это устройство в рабочем состоянии - трос затянут.

На фиг. 3 приведен вид сбоку на это устройство в транспортном состоянии лопасти - трос отпущен.

На фиг. 4 представлена наружная часть лопасти с осью шарнира.

На оси управления 1 закреплена внутренняя часть 2 лопасти несущего винта вертолета (фиг. 1-3). Ось 1 соединяет внутреннюю часть 2 лопасти с втулкой несущего винта и автоматом перекоса (шарниры оси 1 и втулка несущего винта и автомат перекоса не показаны). Внутренняя часть 2 лопасти несущего винта оснащена нижним наконечником 3 с ребрами жесткости, в петлях этого наконечника 3 установлена ось 4 шарнира. На оси 4 шарнира расположены петли верхнего наконечника 5 с ребрами жесткости наружной части 6 лопасти несущего винта вертолета. Наконечники 3 и 5 с ребрами жесткости имеют общую плоскость контакта 7. Торец наконечника 5 наружной части 6 лопасти тросом 8, расположенным внутри внутренней части 2 лопасти, через опору качения 9, установленную около наконечника 3, соединен с втулкой несущего винта.

Предлагаемое техническое устройство работает следующим образом.

В транспортном положении или для хранения в ангаре путем уменьшения поперечного размера вертолета наружные части 6 надо повернуть на осях 4 относительно внутренних частей 2 лопастей (фиг. 3), для этого отпускаем тросы управления 8, наружные части 6 под действием собственного веса принимают вертикальное положение, вытягивая тросы 8 относительно опор качения 9. Если внутренние концы тросов 8 потянуть к втулке несущего винта, то они будут перекатываться по опорам качения 9 и креплением тросов к торцам верхних наконечников 5 подтягивать их к нижним наконечникам 3 до соприкосновения их с общей плоскостью контакта 7, при котором примут рабочее положение. При вращении несущего винта наружные 6 и внутренние 2 части лопастей будут занимать рабочее положение (фиг. 1, 2) под действием внешних сил.

Предлагаемое устройство можно применять как для одновинтовых, так и многовинтовых, в том числе двухвинтовых соосных вертолетов.

Обозначения:

1 - ось управления лопастью;

2 - внутренняя часть лопасти несущего винта;

3 - нижний наконечник с ребрами жесткости внутренней части 2 лопасти;

4 - ось шарнира;

5 - верхний наконечник с ребрами жесткости наружной части лопасти;

6 - наружная часть лопасти несущего винта вертолета;

7 - общая плоскость контакта наконечников 3 и 5 с ребрами жесткости;

8 - трос управления поворотом наружной части 6 лопасти;

9 - опора качения троса 8.

Похожие патенты RU2599141C1

название год авторы номер документа
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2616771C2
СООСНАЯ НЕСУЩАЯ СИСТЕМА 2009
  • Губарев Борис Анатольевич
  • Михайлов Александр Владимирович
RU2412081C1
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА 2013
  • Прокшин Сергей Сергеевич
  • Бабак Александр Петрович
  • Серов Сергей Николаевич
  • Трубицин Андрей Михайлович
  • Чебан Юрий Александрович
RU2559676C2
ВЕРТОЛЕТ С СООСНЫМИ НЕСУЩИМИ ВИНТАМИ 2004
  • Михеев С.В.
  • Губарев Б.А.
  • Вагис В.П.
RU2265554C1
Соосный несущий винт винтокрылого летательного аппарата 2021
  • Напалков Денис Александрович
  • Тупицин Илья Сергеевич
  • Анисимов Евгений Александрович
  • Лазарев Владимир Владимирович
  • Нуждин Сергей Игоревич
  • Ширяев Леонид Павлович
RU2756861C1
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА 2014
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Сызранцев Владимир Николаевич
  • Зиганшин Руслан Альбертович
  • Богатырева Анастасия Станиславовна
RU2580344C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ШЛИЦ-ШАРНИРА АВТОМАТА ПЕРЕКОСА ВЕРТОЛЕТА 2021
  • Рандин Андрей Анатольевич
  • Немировский Марк Иосифович
  • Сударев Алексей Константинович
  • Бабарико Игорь Витальевич
  • Никифоров Сергей Николаевич
  • Кочнова Ольга Николаевна
RU2764324C1
ВТУЛКА ВОЗДУШНОГО ВИНТА С АВТОМАТОМ ПЕРЕКОСА 2018
  • Горшков Александр Александрович
RU2746024C2
СООСНАЯ НЕСУЩАЯ СИСТЕМА 2019
  • Костюченко Вадим Алексеевич
  • Охонько Александр Викторович
RU2726560C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2009
  • Хамин Иван Никифорович
RU2415780C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 599 141 C1

Реферат патента 2016 года ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов вертолетов. Лопасть несущего винта вертолета осью с шарнирами соединена с втулкой несущего винта и автоматом перекоса. Лопасть в средней части оснащена шарниром, около шарнира наконечники наружной и внутренней частей лопасти имеют ребра жесткости и плоскость контакта. Торец наконечника наружной части лопасти тросом, расположенным внутри внутренней части лопасти, через опору качения, установленную около наконечника, соединен с втулкой несущего винта. Достигается уменьшение габаритов вертолета при его хранении и транспортировке. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 599 141 C1

Лопасть несущего винта вертолета, которая осью с шарнирами соединена с втулкой несущего винта и автоматом перекоса, отличающаяся тем, что лопасть в средней части оснащена шарниром, около шарнира наконечники наружной и внутренней частей лопасти имеют ребра жесткости и плоскость контакта, торец наконечника наружной части лопасти тросом, расположенным внутри внутренней части лопасти, через опору качения, установленную около наконечника, соединен с втулкой несущего винта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2599141C1

ПОВОРОТНОЕ, КОМБИНИРОВАННОЕ ИЗ ПОПЛАВКОВ И КОЛЕС ШАССИ ДЛЯ САМОЛЕТОВ 1933
  • Силин С.А.
SU42808A1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЛИН ОПТИЧЕСКОГО КАБЕЛЯ В ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ СВЯЗИ 2022
  • Журавлёв Дмитрий Анатольевич
  • Соколов Александр Сергеевич
RU2815820C1
US 3321021 A, 23.05.1967
DE 19922153 A1, 23.11.2000.

RU 2 599 141 C1

Авторы

Некрасов Владимир Иванович

Даты

2016-10-10Публикация

2015-07-20Подача