ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ КАТАМАРАН Российский патент 2016 года по МПК B63B1/12 B63B1/10 

Описание патента на изобретение RU2600263C1

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно высокоскоростного речного, и может быть использовано для пассажирских перевозок как на реках (вар. мелководных), так и в прибрежной морской зоне и может служить альтернативой судам на воздушной подушке.

Известны катамараны, в которых с целью снижения волнового сопротивления предполагается использование асимметричных корпусов, имеющих в плане форму плоско-выпуклого крыла с плоскими наружными поверхностями (патент RU №2106279), но достигаемый эффект оказывается незначительным вследствие «утечки» поперечной межкорпусной волны вниз в процессе перемещения ее относительно корпусов судна. А прямоугольное сечение этих корпусов увеличивает смоченную поверхность (в сравнении с корпусами круглого сечения), увеличивая потери энергии на трение, что сводит достигаемый эффект к нулю. И вследствие этого предлагаемый способ снижения волнового сопротивления не нашел практического применения.

Целью изобретения является достижение рекуперации большей части энергии поперечной межкорпусной волны, возникающей при высокоскоростном движении катамарана с асимметричными корпусами (ориентировочно 80÷90%).

Технически результат достигается тем, что в катамаране, содержащем два корпуса, связанных между собой соединительным мостом, в котором каждый из корпусов имеет в плане форму плоско-выпуклого крыла с плоской вертикально расположенной наружной поверхностью и криволинейной внутренней, относительно продольной оси катамарана и с плоскими горизонтально расположенными верхней и нижней плоскостями и в которых каждое поперечное сечение имеет прямоугольную форму, по изобретению нижние поверхности корпусов соединяются между собой горизонтально расположенной плоскостью, имеющей в продольном сечении форму плоско-выпуклого крыла с плоской нижней поверхностью. При этом движители (вар. гребные винты) располагаются в самом узком месте межкорпусного пространства. А горизонтально расположенная плоскость перекрывает все межкорпусное пространство в его нижней части. Под нижнюю поверхность горизонтально расположенной плоскости в передней ее части подается тонкослойно сжатый воздух. Для обеспечения равномерности распределения сжатого воздуха по всей нижней поверхности горизонтально расположенной плоскости и нижней поверхности корпусов катамарана на их наружной поверхности и по всей длине устанавливаются продольные ребра.

На фиг. 1 изображен скоростной катамаран (далее В.К.) в продольном разрезе. На фиг. 2 - В.К., разрез A-A. На фиг. 3 и 4 показана схема рекуперации энергии поперечной волны.

В.К. содержит два асимметричных корпуса 1, соединенных мостом 2, нижнюю горизонтально расположенную плоскость 3 с продольными ребрами 4 и движители 5.

Рекуперация энергии поперечной волны в предлагаемом В.К. осуществляется следующим образом. При движении В.К. с высокой скоростью встречная вода вследствие своей инерционности создает в передней части межкорпусного пространства избыточное давление, поднимающее поперечную волну (см. фиг. 3), которая создает так называемое волновое сопротивление, тормозящее судно. Но после прохождения самого узкого места в межкорпусном пространстве (Б-Б) поперечная волна начинает отдавать свою энергию (рекуперация), оказывая дополнительное гидростатическое давление на расходящиеся внутренние поверхности корпусов В.К. (коньковый эффект). При этом горизонтально расположенная плоскость 3 препятствует оттоку энергии поперечной волны вниз межкорпусного пространства. Горизонтально расположенная плоскость 3 создает дополнительную смоченную поверхность, увеличивая этим потери энергии на трение, и для его снижения используется воздушная «смазка» (под его нижнюю поверхность, как и под нижние поверхности корпусов В.К. тонкослойно подается сжатый воздух от компрессора - не показан).

Использование принципа рекуперации энергии поперечной волны позволит свести к минимуму волновое сопротивление, являющееся главным препятствием в создании высокоскоростных судов водоизмещающего типа. А высокая экономичность и большая грузоподъемность, присущая судам такого типа, обеспечивают им ряд преимуществ в сравнении с высокоскоростными судами других типов (на п/крыльях, на в/подушке и пр.). Кроме того, принцип рекуперации энергии поперечной волны применим не только для моторных судов, но для парусных (вар. спортивных).

Похожие патенты RU2600263C1

название год авторы номер документа
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2601464C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2623013C1
ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2629474C1
ВЕТРОГОННОЕ СУДНО 2017
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2652940C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С ТУННЕЛЬНЫМ ФЮЗЕЛЯЖЕМ 2018
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2693356C1
КАТАМАРАН ВАДПИ 4 БИС 1991
  • Пикуль Вадим Николаевич
RU2006414C1
СТРАТОСФЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2022
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2799175C2
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2600264C1
ДВИЖИТЕЛЬ ЛЕДОКОЛЬНОГО СУДНА - 2 2018
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2679697C1
СУДНО-ТРАНСФОРМЕР 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2624123C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 600 263 C1

Реферат патента 2016 года ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ КАТАМАРАН

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно речного, и может быть использовано для создания высокоскоростных пассажирских судов. Судно-катамаран содержит два корпуса, связанных между собой соединительным мостом. Корпуса в плане имеют форму плоско-выпуклого крыла с плоскими наружными боковыми поверхностями и выполнены прямоугольного поперечного сечения. Снизу межкорпусное пространство по всей его площади перекрывается горизонтально расположенной плоскостью, имеющей в продольном сечении форму плоско-выпуклого крыла с плоской нижней поверхностью. Использование изобретения позволит снизить волновое сопротивление и, следовательно, повысить скорость катамарана. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 600 263 C1

1. Высокоскоростной катамаран, содержащий два корпуса, связанных между собой соединительным мостом, в котором каждый из корпусов имеет в плане форму плоско-выпуклого крыла с плоской вертикально расположенной наружной боковой поверхностью и криволинейной внутренней, относительно продольной оси катамарана, и с плоскими горизонтально расположенными верхней и нижней плоскостями и в котором каждое поперечное сечение имеет прямоугольную форму, отличающийся тем, что нижние поверхности корпусов соединяются между собой горизонтально расположенной плоскостью, имеющей в продольном сечении форму плоско-выпуклого крыла с плоской нижней поверхностью.

2. Катамаран по п. 1, отличающийся тем, что движители располагаются в самом узком месте межкорпусного пространства.

3. Катамаран по п. 1, отличающийся тем, что горизонтально расположенная плоскость перекрывает все межкорпусное пространство в его нижней части.

4. Катамаран по п. 3, отличающийся тем, что под нижнюю поверхность горизонтально расположенной плоскости в передней ее части тонкослойно подается сжатый воздух.

5. Катамаран по п. 3, отличающийся тем, что снаружи нижней поверхности корпусов и горизонтально расположенной плоскости по всей их длине установлены равномерно распределенные продольные ребра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2600263C1

US 6065415 A, 23.05.2000
US 4086863 A, 02.05.1978
КАТАМАРАН 1996
  • Сырчин Леонид Алексеевич
RU2106279C1
Устройство для бесконтактного измерения силы тока 1984
  • Архангельский Владимир Борисович
  • Глаголев Сергей Федорович
  • Зубков Владимир Павлович
  • Казакова Татьяна Петровна
  • Кузнецова Любовь Алексеевна
  • Палей Татьяна Георгиевна
  • Червинский Марк Михайлович
SU1246011A1
US 4606291 A, 19.08.1986.

RU 2 600 263 C1

Авторы

Лялин Александр Поликарпович

Даты

2016-10-20Публикация

2015-08-03Подача