Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для спуска самолета-амфибии на воду и подъема его с поверхности воды на борт судна.
Известно аппарельное устройство по авторскому свидетельству №1799805, МКИ B63B 27/14. Это устройство выполнено в виде двух предназначенных для движения транспорта балок, соединенных между собой с одного конца поперечиной, представляющих собой пустотелые трубы сложного профиля, одинакового по всей длине, включающего в себя настил, а также наружные и внутренние колесоотбойники.
Это устройство решает судовые задачи погрузки с берега и выгрузки на берег колесной техники, имеющей две колеи. Осуществить подъем гидросамолета на борт судна и спуск его на воду при помощи данного устройства, без совершенствования конструкции, невозможно.
Наиболее близким прототипом к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является судовое аппарельное устройство по патенту №2272735, МПК B63B 27/14. Аппарельное устройство состоит из аппарели с закрылком, которая установлена на двух наклонных слипах, расположенных побортно. На слипах закреплены направляющие с упорами. Аппарель содержит четыре привода, каждый из которых состоит из гидроцилиндра и трособлочной системы. При этом два привода связаны с носовой частью аппарели, а два других привода - с кормовой частью аппарели. Устройство не эффективно в работе спуска-подъема.
Недостатком его является ненадежная и небезопасная работа по спуску-подъему по аппарели самолета-амфибии, при наличии большого отстояния блока тросовой проводки, удерживающей аппарель в рабочем положении, от поверхности слипа по высоте. Учитывая конструктивные особенности гидросамолета, в частности малую высоту расположения крыла относительно опорной поверхности, подъем по аппарели производить, без совершенствования конструкции, небезопасно. Это может привести к механическим повреждениям крыла самолета-амфибии.
Цель предлагаемого изобретения - повышение эффективности и безопасного спуска и подъема самолета-амфибии.
Поставленная цель достигается аппарельным устройством, установленным в корме судна в диаметральной плоскости в комплексе с судовой балластной системой. Так как максимальный угол подъема самолета-амфибии по твердому основанию при выходе из воды своим ходом на шасси составляет около 5°30′′, сочетание в работе аппарельного устройства и судовой балластной системы позволяет производить работу по спуску-подъему самолета-амфибии безопасно, без риска получить механические повреждения.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:
фиг. 1 - аппарельное устройство в положении по-походному на судне, вид сбоку;
фиг. 2 - аппарельное устройство в рабочем положении на судне при подъеме самолета-амфибии, вид сбоку;
фиг. 3 - аппарельное устройство в рабочем положении на судне при подъеме самолета-амфибии, вид сверху;
фиг. 4 - аппарельное устройство в рабочем положении на судне при спуске самолета-амфибии, вид сбоку;
фиг. 5 - сечение А-А аппарельного устройства;
фиг. 6 - элемент Б стопорного устройства.
В состав предлагаемого судового комплекса в соответствии с конструктивными решениями входят балластные дифферентные цистерны 1 судовой балластной системы, две наклонные направляющие 2, с опорными роликами 3 и боковыми роликами 4, расположенными побортно, на которых установлена аппарель 5 с решетчатым настилом с закрылком 6 и стопорными устройствами 7, 8 и упором 9, а также два привода, включающие в себя лебедки 10, 11 и трособлочную систему 12 и канат 13.
Описание способа приема на борт судна самолета-амфибии и работы судового комплекса по подъему на борт самолета-амфибии и спуска его на воду.
Для плавного захода на аппарель при подъеме самолета-амфибии на борт судна необходимо создать угол подъема аппарели не более 5°30" относительно поверхности воды, при этом кормовая часть аппарели должна находиться в воде, а носовая на палубе судна, причем кормовая оконечность аппарели должна быть заглублена на достаточно безопасной глубине, чтобы при подходе самолета-амфибии к аппарели не получить механические повреждения шасси самолета при килевой качке. Учитывая, что самолет имеет довольно большой размах крыльев, прием его на судно необходимо производить на открытую палубу, которая находится на определенном расстоянии от водной поверхности. Решить задачу по приему самолета можно по аппарели, обеспечив необходимый уклон не более 5°30′′, но при этом длина аппарели будет очень большой, что технически выполнить довольно трудоемко и нецелесообразно. Чтобы выполнить аппарель более компактной, уменьшив ее длину, предлагается кормовую часть судна максимально возможно притопить.
Заполняются кормовые дифферентные цистерны 1 балластной системы, обеспечив угол наклона судна в корму не менее 2°30′′, при этом точка выхода аппарели 5 из направляющих 2 будет максимально приближена к воде. Выдвигается аппарель 5 с закрылком 6 в рабочее положение при помощи двух направляющих 2 с опорными роликами 3 и боковыми роликами 4, расположенными побортно, привода лебедки 10 и трособлочной системы 12, при этом направляющие установлены с уклоном в 3°. Общий угол наклона аппарели относительно поверхности воды составит не более 5°30′′. В итоге кормовая оконечность аппарели в рабочем положении заглубляется на безопасное расстояние. При внешних условиях эксплуатации самолета-амфибии, при которых высота волны допускается до 0,5 м, период килевой качки судна составит около 3,5 c, угол килевой качки составит до 1°30′′, при этом вертикальные перемещения кормовой части судна составят до 0,5 м. Для более плавного и безопасного захода самолета-амфибии на аппарель 5 в кормовой части аппарели опорная поверхность имеет заходную часть 14 с уклоном в 5° и установлен закрылок 6 с углом наклона 3° относительно заходной части. В итоге расстояние от колеса переднего шасси самолета до конечной части опорной поверхности аппарели по вертикали составляет не менее 700 мм. При этом для обеспечения мягкого касания с самолетом на конце аппарели установлены отбойники из мягкой резины. Для надежного и безопасного подъема на аппарели установлены колесоотбойники 15 и 16, как колеса переднего шасси, так и двух колес заднего шасси, образуя три дорожки - одна центральная и две боковых.
Самолет-амфибия с выпущенными шасси своим ходом на тяге собственных двигателей подруливает к судну со стороны аппарели, держа курс по направлению центральной дорожки аппарели. Продолжая движение вдоль и над аппарелью, самолет-амфибия, касаясь колесом переднего шасси центральной дорожки аппарели, двигается по аппарели до упора 9, наезжает на стопорное устройство 7, после чего происходит фиксация переднего колеса и самолет-амфибия останавливается.
Дальше включается лебедка 10, и через трособлочную систему аппарель 12 вместе с самолетом перемещается в положение по-походному.
Упор 9 откидывается, и самолет-амфибия посредством лебедки 11 и канатов 13, закрепленных за швартовочные узлы самолета-амфибии, втягивается в ангар судна.
При спуске самолета-амфибии на воду работа комплекса выполняется в следующей последовательности.
Самолет-амфибия в ангаре разворачивается на поворотной платформе на 180°, выкатывается на аппарель до касания колесами заднего шасси стопорного устройства 8, после чего самолет-амфибия останавливается, упор 9 устанавливается в рабочее вертикальное положение.
Дальше включается лебедка 10, и через трособлочную систему аппарель 12 по направляющим 2 вместе с самолетом перемещается в рабочее положение. В конце хода аппарели происходит разблокирование стопорного устройства 8 колес заднего шасси, и самолет-амфибия на тяге собственных двигателей по дорожкам аппарели выкатывается в воду.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЕ АППАРЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2272735C1 |
Судовое аппарельное устройство | 1978 |
|
SU763182A1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ - ЛЕТНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2013 |
|
RU2542800C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН | 2013 |
|
RU2546357C2 |
ПЛАВУЧИЙ ПРИЧАЛ | 2006 |
|
RU2323121C1 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС И ОПУСКАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2004 |
|
RU2262465C1 |
Аппарельное устройство плавающего средства | 1974 |
|
SU592666A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЖИДКОГО ГРУЗА НА ТАНКЕР | 2004 |
|
RU2250177C1 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для погрузки и выгрузки гидросамолёта на судно. Судовой комплекс содержит балластную систему. Аппарель с закрылком установлена на двух наклонных направляющих, расположенных побортно. Аппарель содержит привод и устройство фиксации самолета-амфибии и выполнена выдвижной с тремя дорожками. Часть дорожек погружена в воду на безопасную глубину. Достигается возможность повышения эффективности работы комплекса по спуску-подъему самолета-амфибии и безопасной работы при эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Судовой комплекс, содержащий судовую балластную систему с дифферентными цистернами, аппарель с закрылком, которая установлена на двух наклонных направляющих, расположенных побортно, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности и безопасности спуска и подъема гидросамолета на борт судна с воды своим ходом, аппарель, угол подъема которой относительно поверхности воды составляет до 5°30″, выполнена выдвижной с тремя дорожками, часть которых погружена в воду на безопасную глубину.
2. Судовой комплекс по п.1, отличающийся тем, что аппарель снабжена стопорным устройством.
3. Судовой комплекс по п.1, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности за счет сокращения времени и снижения трудоемкости работ по вводу в работу самолета, для спуска самолета-амфибии в воду носом, на судне в ангаре установлена поворотная платформа.
US 3503357 A, 31.03.1970 | |||
US 2896564 A, 28.07.1959 | |||
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2411382C2 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2012 |
|
RU2497714C2 |
ПРИМЕНЕНИЕ САМОЭМУЛЬГИРУЮЩИХСЯ СМЕСЕЙ ЛИПИДНЫХ ЭКСЦИПИЕНТОВ В ГАЛЕНОВЫХ ПРЕПАРАТАХ | 2005 |
|
RU2381789C2 |
Авторы
Даты
2016-11-27—Публикация
2015-08-20—Подача