Изобретение относится к психологии. Оно может быть использовано при работе с детьми младшего школьного возраста для диагностики школьной дезадаптации и прогнозирования адаптационного процесса.
Известен способ диагностики школьной дезадаптации посредством психологической диагностики. Существует достаточное количество психологических методик по выявлению тех или иных проявлений школьной дезадаптации, такие как: анкета оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой, тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен, метод неоконченных предложений, тест кратковременной памяти и умозаключений и др. (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. 240 с.).
Недостатками используемых методов диагностики является то, что они лишь констатируют наличие того или иного проявления школьной дезадаптации, что отражает лишь внешний признак уже длительно имеющихся проблем. Они не дают возможность оценить состояние внутренних регуляторных систем организма, которые непосредственно определяют прогноз адаптационного процесса. Соответственно не представляется возможной ранняя диагностика проблем адаптации, составление прогноза и полноценная реализация комплекса психологических мероприятий, что повышает порог экономической доступности.
Для диагностики школьной дезадаптации у младших школьников мы предлагаем исследовать уровень адренокортикотропного гормона /АКТГ/ в сыворотке крови ребенка методом радиоиммунного анализа /РИА/.
Сущность предложенного способа диагностики состоит в том, что у ребенка методом РИА определяют в сыворотке крови уровень АКТГ, и при уровне АКТГ от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.
Известно, что школьная адаптация характеризуется изменениями на различных уровнях: психофизиологическом, эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, личностном и др. Адаптационный процесс связан со значительным напряжением всех систем организма (основных регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной).
Реакции, возникающие при воздействии стрессоров, которые актуализируются при начале обучения, первично активизируют центральную нервную систему, которая постепенно вовлекает в стресс-инициированные процессы и эндокринную систему (ЭС). Эндокринная система изменяет свое функциональное состояние сразу с момента получения афферентных импульсов гипоталамусом, который контролируется новой корой больших полушарий, лимбической системой, таламусом, средним, продолговатым и спинным мозгом, что дает сигнал к началу сложного эфферентного процесса передачи центральных нейрорегуляторных импульсов на систему секреции релизинг-факторов, влияющих, в свою очередь, на продукцию гормонов гипофиза. В том числе запускается и филогенетически молодая гипоталамо-гипофизарная система /ГТС/ - изменяется секреция АКТГ (Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. С-Петербург: «Правда», 1999 год, 86 с.).
Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников осуществляют посредством определения уровня АКТГ в сыворотке крови методом РИА. У ребенка утром, натощак производится забор 3 мл крови из кубитальной вены, в пробирку, содержащую 0,5 мл гепарина, разведенного физиологическим раствором в соотношении 1:20. Затем из крови, путем центрифугирования получают сыворотку, которую используют в РИА для определения уровня АКТГ. Методика определения уровня АКТГ в сыворотке крови с помощью набора «IMMUNOTECH» (Чехия): концентрацию АКТГ в сыворотке крови определяют методом РИА. Для этого проводят ацитиляцию стандартов и исследуемых образцов, после чего измененные ацитилированием образцы инкубируют в пробирках с иммобилизированными моноклональными антителами двух видов.
Протокол исследования:
Проведение ацитилирования исследуемых образцов и контрольной сыворотки:
а) в пропиленовые пробирки последовательно вносят 500 мкл исследуемой или контрольной сыворотки, 250 мкл алкилирующего раствора и 50 мкл ацитилирующего реагента;
б) перемешивают и инкубируют в течение 5 мин при температуре +18-+25°C. О нормальном протекании реакции ацитилирования судят по изменению (цветового) индикатора ацитилирующего реагента на желтый цвет.
Затем в приготовленные пробирки с иммобилизированными антителами вносят по 300 мкл стандарта или ацитилированной контрольной сыворотки, или ацитилированных исследуемых образцов. Иммунолонгическая реакция протекает в течение 1 часа при температуре +18-+25°C, при непрерывном легком встряхивании. Несорбировавшиеся реагенты удаляют из пробирок аспирированием при помощи водоструйного насоса. Затем добавляют к каждой пробирке по 100 мкл радиоактивной метки (125 I), для проведения радиоизотопной части анализа. Отдельно готовят две дополнительные пробирки, содержащие только 100 мкл радиоактивной метки для общего (Т-тотального) счета. Для проведения радиоизотопной части анализа инкубацию набора осуществляют в течение двух часов при температуре +18-+25°C при непрерывным встряхивании. Содержимое пробирок аспирируют (кроме проб Т) и дважды промывают 2 мл промывочного раствора. Затем измеряют уровень радиоактивности (В) и общую радиоактивность (Т) в течение двух минут, на гамма счетчике «микро-800».
После измерения радиоактивности строят калибровочную кривую «радиоактивность/концентрация», пользуясь известными данными о концентрации стандартных проб. По полученной кривой подсчитывают концентрацию АКТГ в образцах. Установлено, что уровень АКТГ у ребенка при школьной дезадаптации колеблется от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл, а уровень АКТГ у ребенка со школьной адаптацией - от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл.
Пример. ВЫПИСКА из индивидуальной карты.
Ребенок А.О.П., 8,2 лет, дата обращения: 17.11.13.
На консультацию к психологу обратилась мать с мальчиком 8,2 лет.
Обстоятельства обращения.
Ребенок уже 2,5 месяца посещает детское школьное учреждение. В течение последних 5 дней у ребенка появились выраженные проблемы с поведением. Учитель указывает на то, что ребенок может неожиданно встать и без предупреждения выйти из класса, при обращении к нему - неожиданно на глазах могут появиться слезы, сделанные замечания зачастую вызывают неконтролируемый смех. У ребенка до настоящего времени сохраняются ночные приступы сноговорения. С перечисленными жалобами мать ребенка и обратился за помощью к неврологу, которым ребенок и был перенаправлен на консультацию к психологу.
Анамнез жизни: беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. Отмечалась госпитализация в специализированный стационар в связи с повышенным тонусом матки и угрозой прерывания беременности. В анамнезе развития: перинатальное поражение центральной нервной системы, обусловленное внутриутробной гипоксией (анемия беременной). Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невролога и психолога ребенок не наблюдался.
Неврологический статус: поведение ребенка суетливое, постоянно отвлекается, эмоциональная неустойчивость. Черепно-мозговые нервы: глазные щели D=S, зрачки равные, фотореакция живая, конвергенция и аккомодация в норме. Движения глазных яблок в полном объеме, нистагма нет. Точки выходя тройничного нерва безболезненны. Лицо симметрично, носогубные складки D=S. Слух нормальный, головокружения нет. Глотание не нарушено, голос не изменен. Язык с легкой девиацией влево. Тремор век. Мышечная система развита достаточно, D=S. Мышечная сила: руки (D=S) 5 баллов, ноги (D=S) 5 баллов. Мышечный тонус рук и ног в норме. Убедительных расстройств поверхностной и глубокой чувствительности нет. Рефлексы с верхних конечностей D=S, с нижних конечностей D=S. Патологических знаков нет. Менингеальных симптомов нет. Координация в норме, элементы дисдиадохокинеза, легкая шаткость в позе Ромберга. Пальценосовую и пяточно-коленную пробы выполняет уверенно. Атаксии нет. Функция тазовых органов в норме. Отмечаются элементы диспраксии и аутотопогнозии. Речевое развитие соответствует возрасту.
Общие анализы крови, мочи, биохимический анализ крови без патологии.
Заключение окулиста: диски зрительных нервов бледно-розовые, границы четкие, артерии сетчатки сужены.
ЭКГ - синусовый ритм, обменно-вегетативные изменения миокарда.
УЗДГ - асимметрия кровоснабжения в вертебральном и каротидном бассейнах (D<S), дистония сосудов среднего и мелкого калибра.
ЭЭГ - легкие диффузные изменения биопотенциалов головного мозга.
Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено.
МРТ: патологии в веществе головного мозга не выявлено.
Данные внешнего осмотра: физическое развитие в целом соответствует возрасту. Кожные покровы бледные, сухие. Внешний вид: выглядит ухоженным и опрятным. Пульс 80 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения; АдD 80/55 мм рт.ст., АдS 85/50 мм рт.ст., ЧДД 19 в минуту. Температура тела 36,6°C. Дермографизм белый, нестойкий; индекс Кердо +12 коэффициент Хильдебранта 4,2.
Клинический диагноз (неврологический): Парасомнические расстройсва сна в форме сноговорения. Вегетативно-дизрегуляторный синдром.
Психологическое обследование:
Наблюдение: поведение ребенка суетливое, отмечается повышенная двигательная активность, отсутствует чувство дистанции при общении. В контакт вступает, однако контакт не продуктивный. В процессе обследования отмечается неустойчивость эмоционального фона. В случае затруднений при выполнении заданий появляются эмоциональная лабильность, импульсивность.
Психологическое исследование построено с учетом рекомендаций по МКБ-10:
Исследование внимания выявило следующие особенности: у ребенка часто проявляется неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в учебной программе, работе или другой деятельности; ему часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности; часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится; часто нарушена организация заданий и деятельности; часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, карандаши, книги, игрушки; часто легко отвлекается на внешние стимулы; часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Исследование двигательной активности: ребенок часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте; вскакивает с места, когда это не уместно; неадекватно шумен в играх; чрезмерная моторная активность носит стойкий характер.
Исследование импульсивности: в процессе разговора ребенок много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения; может засмеяться или заплакать.
Уровень адренокортикотропного гормона определяли на первой недели появления признаков школьной дезадаптации: 18,4 пкг/мл. (При школьной дезадаптации уровень АКТГ 16,90 пкг/мл-19,30 пкг/мл, при школьной адаптации - 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл).
Заключение психолога. Школьная дезадаптация (поведенческий тип). Синдром нарушения внимания и гиперактивности.
По полученным результатам РИА видно, что у данного ребенка уровень АКТГ выше его уровня у адаптированного ребенка, на основании чего можно сделать заключение о том, что уровень АКТГ является маркером адаптации школьника.
Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников был апробирован на 63 детях 7-10 лет (средний возраст обследованных составил 8,6±1,2 лет) со школьной дезадаптацией (основная группа).
Всем обследованным производился забор крови и определение уровня АКТГ перечисленным выше способом.
Результаты проведенного исследования представлены в таблице №1. Для обработки полученного материала и проведения статистического анализа в исследованных группах была использована программа статистической обработки информации «Statistica». Вычисляли среднюю и ошибку средней (M±m). Сравнение в исследованных группах проводилось попарно при помощи параметрических методов, так как изучаемые выборки могут быть аппроксимированы нормальным законом распределения. Сравнение осуществлялось с помощью критериев Стьюдента (t) (сравнение средних) и Фишера (сравнение средних квадратических отклонений). Уровень достоверности оценивался значением р. Различия при сравнении считались достоверными с вероятностью более 95% при p<0,05.
Проведенные исследования показали, что степень заинтересованности ГГС системы, а именно, продукция АКТГ связана с адаптационным потенциалом ребенка. А именно: у ребенка при школьной дезадаптации уровень АКТГ колеблется от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл, а при достаточном адаптационном потенциале и отсутствии признаков школьной дезадаптации - от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл.
Следовательно, школьная дезадаптация протекает с заинтересованностью ГГС и выраженными изменениями уровня АКТГ. Суммируя все вышесказанное, становится возможным сделать предположение о том, что особенности адаптации к школе в младшем школьном возрасте помимо психологических феноменов определяется и особенностями функционирования гипоталамо-гипофизарной оси, которая активно вовлекается при нарушениях процессов психологической адаптации, что может служить причиной затягивания адаптации и усугублению дезадаптации при ее развитии. Таким образом, принципиально важна ранняя диагностика школьной дезадаптации для выявления детей с ослабленными компенсаторно-приспособительными реакциями и низким адаптационным потенциалом для быстроты диагностики дезадаптации и ранней реализации комплекса психологических мероприятий.
Использование предложенного способа диагностики имеет следующие преимущества:
1) высокую специфичность в оценке школьной адаптации в младшем школьном возрасте;
2) быструю диагностику;
3) обеспечивает своевременное и рациональное проведение комплекса профилактических психологических мероприятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ | 2009 |
|
RU2396904C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КРАТНОСТИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ СОТРЯСЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2001 |
|
RU2196332C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ГИПЕРТЕНЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬНОГО СИНДРОМА У БОЛЬНЫХ В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2001 |
|
RU2195675C2 |
Психологический приём диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребёнка 6-9 лет в группе сверстников | 2017 |
|
RU2668470C1 |
СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2160047C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ | 2013 |
|
RU2528886C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕСРЕДОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ | 2012 |
|
RU2491548C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
Изобретение относится к психологии.
Диагностику школьной дезадаптации у младших школьников осуществляют путем определения методом РИА уровня АКТГ в сыворотке крови ребенка. При значении уровня АКТГ от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.
Способ диагностики обеспечивает своевременное и рациональное проведение комплекса психологических мероприятий за счет простоты, высокой специфичности и быстроты диагностики дезадаптации. 1 пр., 1 табл.
Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников, включающий исследование сыворотки крови, отличающийся тем, что у ребенка методом радиоиммунного анализа определяют уровень адренокортикотропного гормона, при этом при уровне адренокортикотропного гормона от 16,90 пкг/мл до 19,30 пкг/мл диагностируют школьную дезадаптацию, а при уровне аренокортикотропного гормона от 11,1 пкг/мл до 16,5 пкг/мл констатируют школьную адаптацию.
С.Ю.Тарасова | |||
Индикаторы школьной тревожности и дезадаптации на начальной ступени обучения / Автореферат, Москва, 2012 | |||
Т.А.Колеганова | |||
Школьная дезадаптация первоклассников и способы ее диагностики / Авторская работа, Ульяновск, 2011 | |||
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ | 2009 |
|
RU2396904C1 |
Авторы
Даты
2016-12-27—Публикация
2015-10-26—Подача