Ротор компрессора газотурбинного двигателя Российский патент 2017 года по МПК F01D5/06 F01D11/00 

Описание патента на изобретение RU2606295C1

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах.

Известен ротор компрессора газотурбинного двигателя, содержащий диски рабочих колес, соединенных между собой резьбовыми соединениями, в их средней части и цанговым соединением в периферийной части (патент RU №2525985, опубл. 20.08.2014 г.).

Недостатками известного ротора являются:

большая масса вследствие наличия соединительных фланцев в дисках и резьбовых соединений, а также не оптимальной по условиям прочности, геометрии дисков для обеспечения сборки резьбовых соединений;

низкая надежность, обусловленная наличием большого количества деталей;

низкая технологичность, обусловленная сложностью изготовления элементов цангового соединения.

Задачей настоящего изобретения является снижение массы ротора турбомашины, повышение технологичности изготовления и сборки, повышение надежности узла.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является повышение надежности и снижение трудоемкости изготовления турбомашины, увеличение эксплуатационного ресурса и улучшение удельных характеристик турбомашины (удельных мощности, тяги, расхода топлива).

Указанный технический результат достигается тем, что в известном роторе газотурбинного двигателя, содержащем диски, соединенные между собой, с размещенными на них рабочими лопатками, согласно изобретению на ободной части диска установлено по меньшей мере два венца рабочих лопаток, а между венцами рабочих лопаток расположены кольцевые выборки с выполненными в них замками типа «Кольцевой ласточкин хвост», в которые установлены и зафиксированы от перемещения в окружном направлении фиксаторами сегментные вставки, формирующие необходимую форму наружной поверхности диска.

Наличие в конструкции ротора газотурбинного двигателя дисков с установленными на них двумя или более венцами рабочих лопаток позволяет уменьшить количество дисков и соединений между ними, что позволяет снизить массу ротора, повысить его надежность и технологичность изготовления.

Наличие кольцевых выборок между венцами рабочих лопаток позволяет снизить массу диска и, следовательно, ротора в целом за счет создания внутренних полостей в диске, а выполнение в кольцевых выборках замков типа «Кольцевой ласточкин хвост» позволяет установить и зафиксировать в этих выборках сегментные вставки, которые сохраняют необходимую форму наружной поверхности диска. Снижение массы диска и ротора в целом позволяет улучшить удельные характеристики турбомашины, в частности повысить удельную мощность и тягу двигателя, снизить удельный расход топлива.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами.

Фиг. 1 - общий вид участка ротора;

Фиг. 2 - общий вид ободной части ротора (выносной элемент А);

Фиг. 3 - сегментная вставка.

Ротор газотурбинного двигателя состоит из соединенных между собой дисков 1 с установленными на них двумя или более венцами рабочих лопаток 2, закрепленных на диске любым известным способом. Дополнительно между венцами рабочих лопаток 2 размещены сегментные вставки 3, формирующие часть наружной поверхности диска ротора и совместно с кольцевыми выборками 4, образующие его внутренние полости. Сегментные вставки закреплены на диске ротора замком типа «Кольцевой ласточкин хвост» и зафиксированы от перемещения в окружном направлении фиксаторами 5.

Во время работы турбомашины происходит взаимодействие рабочих лопаток с рабочим телом вследствие вращения ротора. При этом на диски ротора действуют осевые и центробежные нагрузки со стороны закрепленных на дисках элементов (рабочих лопаток, крепежных деталей, соседних дисков). Диск, содержащий несколько венцов рабочих лопаток, подвергается увеличенной центробежной нагрузке от лопаток, при этом периферийная часть диска, расположенная между венцами рабочих лопаток, не воспринимает этих нагрузок и, в свою очередь, нагружает часть диска, расположенную ближе к оси вращения. Для снижения центробежной нагрузки в диске между венцами рабочих лопаток выполнены кольцевые выборки материала, а для формирования необходимой поверхности диска, взаимодействующей с соседними узлами турбомашины, в зоне выборок материала на диск установлены сегментные вставки. Сегментные вставки зафиксированы на диске от перемещения под действием центробежных сил замком типа «Кольцевой ласточкин хвост», а от перемещения в окружном направлении фиксатором.

Диски ротора соединены между собой любым известным соединением (сварка, пайка, резьбовое или штифтовое соединение и т.д.). Рабочие лопатки могут быть закреплены на диске любым известным способом, например, замком типа «Ласточкин хвост», елочным замком, или образовывать с диском “моноколесо”. Сегментные вставки устанавливаются в замок диска в радиальном направлении через монтажные окна, выполненные в замке, и фиксируются от перемещения в окружном направлении фиксатором, который крепится к сегментной вставке резьбовым соединением, а гладкой частью сопрягается с глухим отверстием, выполненным в дне паза замка диска. От самопроизвольного отворачивания фиксатор стопорится при помощи деформации его внешней части.

Похожие патенты RU2606295C1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Соловьев Александр Федорович
RU2296864C1
Рабочее колесо ротора компрессора газотурбинного двигателя 2020
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
RU2741685C1
ДИСК РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Форрестер Джеймс Майкл
  • Болт Жанин Элизабет
  • Рода Джеймс Эдвин
  • Стивенсон Джозеф Тимоти
RU2281420C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОМПЕНСАЦИЕЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАГРУЗОК 2014
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Узбекова Валерия Андреевна
RU2570088C1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2006
  • Соловьев Александр Федорович
RU2315868C1
РАСПОРНАЯ ВСТАВКА ЛОПАТКИ И УЗЕЛ ДИСКА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Форрестер Джеймс Майкл
RU2281403C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2225538C2
Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, ротор компрессора низкого давления и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств, способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов компрессора 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Гаршин Егор Алексеевич
  • Ермаков Александр Иванович
RU2686353C2
Моноколесо осевого компрессора и ротор компрессора низкого давления авиационного газотурбинного двигателя 2019
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
RU2740442C2
СТУПЕНЬ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Аверичкин П.А.
  • Зайнулин И.Г.
  • Зайнулина И.Н.
  • Резуненко В.Ф.
  • Зайнулин Р.И.
RU2267030C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 606 295 C1

Реферат патента 2017 года Ротор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах. Ротор компрессора газотурбинного двигателя содержит диски, соединенные между собой, с установленными на них рабочими лопатками. На ободной части диска установлено по меньшей мере два венца рабочих лопаток, а между венцами рабочих лопаток расположены кольцевые выборки с выполненными в них замками типа «Кольцевой ласточкин хвост», в которые установлены и зафиксированы от перемещения в окружном направлении фиксаторами сегментные вставки. Сегментные вставки формируют необходимую форму наружной поверхности диска. Изобретение позволяет повысить надежность и снизить трудоемкость изготовления турбомашины, увеличить эксплуатационный ресурс и улучшить удельные характеристик турбомашины (удельную мощность, тягу, расхода топлива). 3 ил.

Формула изобретения RU 2 606 295 C1

Ротор компрессора газотурбинного двигателя, содержащий диски, соединенные между собой, с размещенными на них рабочими лопатками, отличающийся тем, что на ободной части диска установлено по меньшей мере два венца рабочих лопаток, а между венцами рабочих лопаток расположены кольцевые выборки с выполненными в них замками типа «Кольцевой ласточкин хвост», в которые установлены и зафиксированы от перемещения в окружном направлении фиксаторами сегментные вставки, формирующие необходимую форму наружной поверхности диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2606295C1

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Узбекова Валерия Андреевна
RU2525376C1
US 2011038731 A1, 17.02.2011
DE 19654471 A1, 02.07.1998
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Аликин Н.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2186258C2

RU 2 606 295 C1

Авторы

Еричев Дмитрий Юрьевич

Узбеков Андрей Валерьевич

Узбекова Валерия Андреевна

Даты

2017-01-10Публикация

2015-08-14Подача