Изобретение относится к машиностроению, в частности к триботехнике, и может быть использовано при безразборном восстановительном ремонте, профилактике и предотвращении износа рабочих поверхностей деталей машин, подверженных износу, таких как поршневые узлы, подшипниковые пары трения, шестеренные передачи. Одной из проблем при работе пар трения является нарушение геометрии поверхностей трения в результате износа, приводящее к повышенному потреблению расходных материалов, снижению энергоэффективности и КПД машины (агрегата), необходимости проведения ремонтов с заменой деталей и узлов трения, а также вероятности выхода изделий из строя.
Известен способ модификации железосодержащих поверхностей узлов трения №2201998 С2 от 29.06.2001, заключающийся в использовании смеси дисперсных компонент минералов в виде альфа-хризотила, ортохризотила, лизардита ленточного и др. для повышения износостойкости поверхностей трения, а также для одновременного восстановления металлических трущихся поверхностей.
Недостатками данного способа является крупный фракционный состав частиц модификатора, приводящий к снижению возможного эффекта при наличии масляных фильтров в системе, низкая стабильность раствора (выпадение осадка) и, как следствие, слабый восстановительный эффект.
Известен способ №2377340 С1 от 07.04.2008, заключающийся в использовании смеси хризотила, хлорита и барита в соотношении 0.5/0.4/0.1 соответственно для восстановления геометрии поверхностей трения. Недостатком данного способа является нестабильность раствора модификатора из-за крупного фракционного состава частиц модификатора, приводящего к выпадению осадка и ухудшению качества восстанавливаемой поверхности.
Наиболее близким к заявленному решению по технической сути и достигаемому эффекту является способ №23451760 от 12.02.2008, заключающийся в использовании антигорита (Mg, Fe2)3Si2O5(OH)4 и лизардита Mg3Si2O5(OH)4 с добавлением в масляную основу для формирования антифрикционного и износостойкого покрытия деталей трения машин и механизмов.
Недостатками данного способа являются: низкий эффект восстановления геометрии детали при достаточно хорошем антифрикционном эффекте улучшения поверхностей трения, а также образование абразивных частиц в результате реакций железосодержащего компонента состава, приводящее к абразивному износу, в частности, подшипников скольжения.
Отличием заявляемого способа является подбор оптимального состава смеси минералов и основания для обеспечения стабильности состава-модификатора без образования осадка, а также добавлением нанодисперсных частиц хризотила, обеспечивающих более высокий и долговременный эффект восстановления геометрии изношенной поверхности, а также большую равномерность и стабильность получаемого слоя на трущихся поверхностях вследствие большей доступности частиц парам трения.
Сущность процессов, приводящих к снижению коэффициента трения и восстановлению геометрии поверхностей трения, до конца не изучена, однако принято считать, что происходит очистка трущихся поверхностей, формирование на них металлокерамического покрытия, характеризующегося высокой износостойкостью и значительно пониженным коэффициентом трения (подробнее о принципах написано у авторов Болгов В.Ю., Балабанов В.И. Автомобильные присадки и добавки. 2011). Исследования показали, что при характерном размере частиц состава-модификатора порядка 1 мкм происходит расслоение раствора состава-модификатора на дисперсную часть и основание - наблюдается выпадение осадка, что снижает эффективность процесса восстановления поверхностей и качество формируемого слоя. Экспериментальным путем установлено, что при использовании основания вязкостью 20-30 сСт оптимальным характерным размером фракций является 250(+-50) нм. Данный эффект обуславливается оптимизацией соотношения поверхностных энергий частиц минералов состава-модификатора за счет увеличения удельной площади поверхности частиц.
Использование состава-модификатора заключается в следующем. Сначала готовится порошковая смесь нанодисперсных частиц, мас. %: антигорита Mg6Si4O10(OH)8 10-20, лизардита Mg3Si2O5(OH)4 10-30, хризотила Mg6Si4O10(OH)8 40-90. Соотношение определено экспериментально и может варьироваться в зависимости от целевого механизма применения. Далее порошковая смесь размешивается в масле, по вязкости близком к маслу, используемому в конечном изделии. Далее состав-модификатор подается в масляный резервуар изделия или механизма, после чего изделие включается или запускается, а вместе с ним происходит размешивание состава-модификатора и обеспечение восстановления геометрии поверхностей трения.
Задачей изобретения является снижение затрат на обслуживание и эксплуатацию изделий, содержащих металлические поверхности трения и масляный резервуар.
Техническим результатом изобретения являются увеличение срока проведения регламентных восстановительных работ, уменьшение затрат на ремонтно-восстановительные работы и увеличение эффективности работы изделия, а также увеличение времени работы смазочного материала без замены.
Например, использование настоящей присадки-модификатора в количестве 0.5 грамм на 7 литров рабочего объема масла в двигателе ЗМ3-409 автомобиля УА3-3163 с пробегом 160 тысяч километров позволило улучшить показатели работы двигателя, такие как компрессия - увеличение на 10-20% практически до номинальных значений, давление масла на холостом ходу в рабочем диапазоне температур выросло на 10%, расход масла уменьшился с 0,6 литров на 1000 км до 0.1 литра, расход топлива уменьшился в среднем на 5-10%, уменьшилось избыточное давление в картере двигателя до полного прекращения дымления из патрубка вентиляции картера, а также уменьшилась температура выхлопных газов на 30 градусов, а также уменьшился шум двигателя на 3 дБ на холостом ходу. По результатам диагностики с частичным разбором двигателя после 50 тыс. км пробега установлено, что достижение таких показателей обусловлено улучшением состояния рабочих пар трения механизмов с образованием на них антифрикционного защитного слоя, сохраняющего характеристики более длительное время, чем в аналогичных разработках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ снижения коэффициента трения | 2015 |
|
RU2625918C2 |
Способ улучшения высоконагруженных поверхностей трения | 2015 |
|
RU2625917C2 |
СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469074C1 |
ГЕЛЕВАЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ДОБАВКА | 2013 |
|
RU2567543C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 2008 |
|
RU2345176C1 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201998C2 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201999C2 |
Триботехнический состав | 2022 |
|
RU2784724C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ППМ-21-2 ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2530776C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2009 |
|
RU2414545C1 |
Изобретение относится к триботехнике и может быть использовано при безразборном восстановительном ремонте, профилактике и предотвращении износа рабочих поверхностей деталей машин, подверженных износу, таких как поршневые узлы, подшипниковые пары трения, шестеренные передачи. Способ восстановления поверхностей трения металлического изделия с масляным резервуаром включает приготовление порошковой смеси, состоящей из дисперсных частиц размером от 200 до 300 нм и имеющей следующее соотношение компонентов, мас.%: антигорит (Mg6Si4O10(OH)8) 10-20, лизардит (Mg3Si2O5(OH)4) 10-30 и хризотил (Mg6Si4O10(OH)8) 40-90, и размешивание указанной порошковой смеси в масле. Из упомянутой порошковой смеси, размешанной в масле, получают состав-модификатор, который подают в масляный резервуар изделия. Указанное масло используют вязкостью от 20 до 30 сСт, а упомянутая порошковая смесь дополнительно содержит хризотил. Увеличивается срок проведения регламентных восстановительных работ, уменьшаются затраты на ремонтно-восстановительные работы и увеличивается эффективность работы изделия, а также время работы смазочного материала без замены.
Способ восстановления поверхностей трения металлического изделия с масляным резервуаром, включающий приготовление порошковой смеси, содержащей антигорит и лизардит, и размешивание указанной порошковой смеси в масле, отличающийся тем, что из упомянутой порошковой смеси, размешанной в масле, получают состав-модификатор, который подают в масляный резервуар изделия, при этом указанное масло используют вязкостью от 20 до 30 сСт, а упомянутая порошковая смесь дополнительно содержит хризотил, состоит из дисперсных частиц размером от 200 до 300 нм и имеет следующее соотношение компонентов, мас.%:
антигорит (Mg6Si4O10(OH)8) 10-20,
лизардит (Mg3Si2O5(OH)4) 10-30,
хризотил (Mg6Si4O10(OH)8) 40-90.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 2008 |
|
RU2345176C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2000 |
|
RU2179270C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2000 |
|
RU2179270C1 |
US 8440597 B2, 14.05.2013. |
Авторы
Даты
2017-02-02—Публикация
2015-07-21—Подача