Изобретение относится к машиностроению, в частности к триботехнике, и может быть использовано при обработке рабочих поверхностей деталей машин, работающих в условиях абразивного, кавитационного и абразивно-кавитационного износа, таких как поршневые узлы, подшипниковые пары трения, редукторы.
Известен способ модификации железосодержащих поверхностей узлов трения №2201998 С2 от 29.06.2001, заключающийся в использовании смеси дисперсных компонент минералов в виде альфа-хризотила, ортохризотила, лизардита ленточного и др. для повышения износостойкости геометрии поверхностей трения.
Недостатками данного способа является крупный фракционный состав хризотила, приводящий к снижению возможного эффекта при наличии масляных фильтров в системе, низкая стабильность раствора и слабый конечный эффект.
Известен способ №2377340 С1 от 07.04.2008, заключающийся в использовании смеси хризотила, хлорита и барита в соотношении 0.5/0.4/0.1 соответственно для улучшения поверхностей трения. Недостатком данного способа является нестабильность раствора модификатора из-за фракционного состава, приводящего к выпадению осадка и ухудшению состояния изделия, а также низкая эффективность.
Наиболее близким к заявляемому решению по технической сути и достигаемому эффекту является способ №2345176 С1 от 12.02.2008, заключающийся в использовании антигорита Mg6Si4O10(OH)8 и лизардита Mg3Si2O5(OH)4 с добавлением в масляную основу для формирования антифрикционного и износостойкого покрытия для узлов деталей машин и механизмов. Данный способ взят за прототип.
Недостатками данного способа являются низкий антифрикционный эффект, а также образование абразивных частиц в результате реакций железосодержащего компонента состава, приводящее к абразивному износу, в частности подшипников скольжения.
Для устранения данных недостатков в настоящем способе произведен подбор оптимального состава смеси минералов и основания для обеспечения стабильности состава-модификатора.
Отличием заявляемого способа является подбор оптимального фракционного и функционального состава смеси минералов и вязкости основания для обеспечения стабильности состава-модификатора.
Исследования и известные способы показывают, что частицы нитрида бора оказывают антифрикционный эффект, а частицы хризотила - антифрикционный и восстановительный эффект. Поэтому в функциональный состав смеси включают антифрикционную базу, используемую в прототипе, а также нанопорошок альфа-нитрида бора для повышения антифрикционных свойств, а также хризотил для восстановительного эффекта.
Исследования показали, что стабильность состава-модификатора значительно зависит от соотношения характерного размера фракции хризотила и вязкости основания. Для заявляемой смеси, сформулированы следующие соотношения, показавшие стабильность и эффективность раствора:
фракция антигорита, лизардита и хризотила 100…200 нм, фракция 200…300 нм альфа-нитрида бора для жидких масел
фракция антигорита, лизардита и хризотила 200…400 нм, 200-300 нм альфа-нитрида бора для консистентных масел
Лабораторно установлено следующее оптимальное весовое соотношение компонент, мас. %: антигорита Mg6Si4O10(OH)8 2-10, лизардита Mg3Si2O5(OH)4 2-20, хризотила 15-40 и альфа-нитрида бора 20-50.
Использование состава-модификатора заключается в следующем. Сначала готовится порошковая смесь в соотношении компонент, мас. %: антигорита Mg6Si4O10(OH)8 2-10, лизардита Mg3Si2O5(OH)4 2-20, хризотила 15-40 и альфа-нитрида бора 20-50. Далее порошковая смесь размешивается в масле, по вязкости близком к маслу, используемому в конечном изделии в количестве 1 г порошковой смеси на 100 мл основания. Далее состав-модификатор подается в масляный резервуар изделия или механизма, после чего изделие включается или запускается, а вместе с ним происходит размешивание состава-модификатора и обеспечение антифрикционного эффекта.
Возможен вариант предварительного замешивания состава-модификатора в полном объеме масла, используемого в изделии с последующей подачей модифицированного масла в изделие.
Задачи и технический результат предложенного способа заключаются в увеличении срока проведения регламентных восстановительных работ, уменьшении затрат на ремонтно-восстановительные работы и увеличении эффективности работы изделия за счет уменьшения эффектов абразивного, кавитационного и абразивно-кавитационного износа в металлических парах трения.
Например, использование настоящего состава-модификатора в количестве 0.5 грамм на 7 литров рабочего объема масла в двигателе ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ-3163 с пробегом 160 тысяч километров дало эффект в виде снижения расхода топлива на 1.2 л/на 100 км (10%) при движении по трассе, также уменьшился на 3-8 дБ шум агрегатов, в том числе внутри салона.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ улучшения высоконагруженных поверхностей трения | 2015 |
|
RU2625917C2 |
Способ восстановления поверхностей трения | 2015 |
|
RU2609574C2 |
СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469074C1 |
ГЕЛЕВАЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ДОБАВКА | 2013 |
|
RU2567543C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 2008 |
|
RU2345176C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2009 |
|
RU2414545C1 |
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ | 2009 |
|
RU2415176C2 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201998C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2293892C1 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201999C2 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к триботехнике, и может быть использовано при обработке рабочих поверхностей деталей машин. Способ подготовки состава-модификатора для металлических пар трения включает приготовление порошковой смеси из дисперсных частиц антигорита Mg6Si4O10(OH)8 и лизардита Mg3Si2O5(OH)4 и размешивание упомянутой порошковой смеси в масле, при этом в упомянутую порошковую смесь дополнительно вводят частицы хризотила Mg6Si4O10(OH)8 и альфа-нитрида бора при следующем соотношении компонентов, мас. %: антигорит 2-10, лизардит 2-20, хризотил 15-40 и альфа-нитрид бора 20-50. Для жидких масел используют фракции антигорита, лизардита и хризотила 100-200 нм, фракцию 200-300 нм альфа-нитрида бора. Для консистентных масел используют фракции антигорита, лизардита и хризотила 200-400 нм и фракцию 200-300 нм альфа-нитрида бора. Обеспечивается увеличение срока проведения регламентных восстановительных работ, уменьшение затрат на ремонтно-восстановительные работы и увеличение эффективности работы изделия за счет уменьшения эффектов абразивного, кавитационного и абразивно-кавитационного износа в металлических парах трения. 1 з.п. ф-лы.
1. Способ подготовки состава-модификатора для металлических пар трения, включающий приготовление порошковой смеси из дисперсных частиц антигорита Mg6Si4O10(OH)8 и лизардита Mg3Si2O5(OH)4 и размешивание упомянутой порошковой смеси в масле, отличающийся тем, что в упомянутую порошковую смесь дополнительно вводят частицы хризотила Mg6Si4O10(OH)8 и альфа-нитрида бора при следующем соотношении компонентов, мас. %:
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для жидких масел используют фракции антигорита, лизардита и хризотила 100-200 нм, фракцию 200-300 нм альфа-нитрида бора, а для консистентных масел используют фракции антигорита, лизардита и хризотила 200-400 нм и фракцию 200-300 нм альфа-нитрида бора.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 2008 |
|
RU2345176C1 |
СОСТАВ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2361015C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2007 |
|
RU2357123C2 |
Катализатор жидкофазного селективного гидрирования ацетиленовых углеводородов и способ его получения | 2020 |
|
RU2738233C1 |
Авторы
Даты
2017-07-19—Публикация
2015-07-23—Подача