Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов.
Известна топливная система (см. книгу Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е. «Проектирование топливных систем самолетов». М., «Машиностроение», 1975, с. 57), в которой перекрестное питание выполнено в виде трубопровода, разделенного на две части краном кольцевания. Недостатком данного технического решения является то, что обе части трубопровода находятся под давлением и в случае разгерметизации одного из них полностью исключается возможность питания двигателей одним насосом.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является топливная система, опубликованная в Rotorcraft Crashworthy Airframe and Fuel System Technology Development Program, U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration, October 1994, стр. 66 (52). Перекрестное питание в ней обеспечивается посредством двух трубопроводов, обратных клапанов и трехпозиционных кранов. Недостатком данного технического решения является то, что трубопроводы перекрестного питания находятся постоянно под давлением и, следовательно, являются небезопасно повреждаемыми.
Целью заявляемого технического решения является обеспечение безопасного раздельного питания топливом двигателей при потере герметичности трубопроводов перекрестного питания.
Поставленные цели решены благодаря тому, что в топливной системе летательного аппарата, содержащей расходные баки с установленными в них насосами, трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны и противопожарные краны, а также краны перекрестного питания, в соответствии с заявляемым изобретением, перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых соединяет обратный клапан и кран перекрестного питания, причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания.
В предложенном техническом решении перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых находится между обратным клапаном и краном перекрестного питания, притом обратный клапан развернут к крану перекрестного питания так, что исключает потери топлива в случае разгерметизации соединительного трубопровода, следовательно сохраняется безопасное раздельное питание двигателей.
Заявляемое изобретение поясняется представленной схемой.
Топливная система содержит расходные топливные баки 1, 2, в которых установлены насосы 3, 4, подкачивающие топливо по магистралям 5, 6 к двигателям 7, 8. На магистралях 5, 6 установлены обратные клапаны 9, 10, термоклапаны перепуска 11, 12, противопожарные краны 13, 14, сигнализаторы давления 15, 16. Обратный клапан 17 соединен с краном перекрестного питания 18 трубопроводом перекрестного питания 19, а обратный клапан 20 с краном перекрестного питания 21 - трубопроводом перекрестного питания 22, притом обратные клапаны 17, 20 развернуты к кранам перекрестного питания 18, 21. К трубопроводу перекрестного питания 22 подсоединена магистраль питания 23 вспомогательной силовой установки 24.
Расходные топливные баки 1, 2 соединены с атмосферой или системой наддува и дренажа (не показаны) трубопроводами 25, 26.
Для запуска двигателей 7, 8 открываются противопожарные краны 13, 14, кран перекрестного питания 21 и включается насос 3. Предварительно запускается ВСУ 24: топливо подается по трубопроводу 5 через открытый кран перекрестного питания 21 и трубопроводам 22, 23. Затем поочередно включаются двигатели, топливо от насоса под давлением подается:
- по магистрали 5 через открытый противопожарный кран 13 к левому двигателю;
- по магистрали 5 через открытый кран перекрестного питания 21, трубопроводам 22, 6 через открытый противопожарный кран 14 к правому двигателю.
После запуска двигателей, включается насос 4, затем одновременно с выключением вспомогательной силовой установки краны перекрестного питания 18, 21 переводятся на автоматический режим. При штатной работе системы они закрыты. В случае отказа одного из насосов 3, 4 открывается один из кранов перекрестного питания:
18 - в случае выхода из строя насоса 3;
21 - в случае выхода из строя насоса 4.
Питание двигателей осуществляется под давлением из расходного бака с работающим подкачивающим насосом.
В случае выхода из строя одного из двигателей 7, 8 закрывается соответствующий противопожарный кран 13, 14. Вручную открывается кран перекрестного питания:
18 - в случае выхода из строя двигателя 8;
21 - в случае выхода из строя двигателя 7.
Выработка топлива осуществляется из обоих баков 1, 2 на один работающий двигатель.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТОЛЕТ | 1993 |
|
RU2102285C1 |
Система перекачки топлива | 1976 |
|
SU593405A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2082653C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2364738C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2287458C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2027641C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2323857C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 1990 |
|
SU1802494A1 |
Топливная система летательного аппарата | 1977 |
|
SU626535A1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2192989C2 |
Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания (18, 21). Перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов (19, 22), каждый из которых соединяет обратный клапан (17, 20) и кран перекрестного питания (18, 21), причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания. Изобретение обеспечивает безопасное раздельное питание топливом двигателей. 1 ил.
Топливная система летательного аппарата, содержащая расходные баки с установленными в них насосами, трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны и противопожарные краны, а также краны перекрестного питания, отличающаяся тем, что перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых соединяет обратный клапан и кран перекрестного питания, причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания.
Rotorcraft Crashworthy Airframe and Fuel System Technology Development Program, U.S | |||
Department of Transportation Federal Aviation Administration, October 1994 | |||
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2287458C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 1990 |
|
SU1802494A1 |
US 20030218098 A1, 27.11.2003 | |||
ЭПОКСИДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ХОЛОДНОГО ОТВЕРЖДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2623774C1 |
Авторы
Даты
2017-03-06—Публикация
2015-06-30—Подача