Топливная система летательного аппарата Российский патент 2017 года по МПК B64D37/00 

Описание патента на изобретение RU2612314C2

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов.

Известна топливная система (см. книгу Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е. «Проектирование топливных систем самолетов». М., «Машиностроение», 1975, с. 57), в которой перекрестное питание выполнено в виде трубопровода, разделенного на две части краном кольцевания. Недостатком данного технического решения является то, что обе части трубопровода находятся под давлением и в случае разгерметизации одного из них полностью исключается возможность питания двигателей одним насосом.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является топливная система, опубликованная в Rotorcraft Crashworthy Airframe and Fuel System Technology Development Program, U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration, October 1994, стр. 66 (52). Перекрестное питание в ней обеспечивается посредством двух трубопроводов, обратных клапанов и трехпозиционных кранов. Недостатком данного технического решения является то, что трубопроводы перекрестного питания находятся постоянно под давлением и, следовательно, являются небезопасно повреждаемыми.

Целью заявляемого технического решения является обеспечение безопасного раздельного питания топливом двигателей при потере герметичности трубопроводов перекрестного питания.

Поставленные цели решены благодаря тому, что в топливной системе летательного аппарата, содержащей расходные баки с установленными в них насосами, трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны и противопожарные краны, а также краны перекрестного питания, в соответствии с заявляемым изобретением, перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых соединяет обратный клапан и кран перекрестного питания, причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания.

В предложенном техническом решении перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых находится между обратным клапаном и краном перекрестного питания, притом обратный клапан развернут к крану перекрестного питания так, что исключает потери топлива в случае разгерметизации соединительного трубопровода, следовательно сохраняется безопасное раздельное питание двигателей.

Заявляемое изобретение поясняется представленной схемой.

Топливная система содержит расходные топливные баки 1, 2, в которых установлены насосы 3, 4, подкачивающие топливо по магистралям 5, 6 к двигателям 7, 8. На магистралях 5, 6 установлены обратные клапаны 9, 10, термоклапаны перепуска 11, 12, противопожарные краны 13, 14, сигнализаторы давления 15, 16. Обратный клапан 17 соединен с краном перекрестного питания 18 трубопроводом перекрестного питания 19, а обратный клапан 20 с краном перекрестного питания 21 - трубопроводом перекрестного питания 22, притом обратные клапаны 17, 20 развернуты к кранам перекрестного питания 18, 21. К трубопроводу перекрестного питания 22 подсоединена магистраль питания 23 вспомогательной силовой установки 24.

Расходные топливные баки 1, 2 соединены с атмосферой или системой наддува и дренажа (не показаны) трубопроводами 25, 26.

Для запуска двигателей 7, 8 открываются противопожарные краны 13, 14, кран перекрестного питания 21 и включается насос 3. Предварительно запускается ВСУ 24: топливо подается по трубопроводу 5 через открытый кран перекрестного питания 21 и трубопроводам 22, 23. Затем поочередно включаются двигатели, топливо от насоса под давлением подается:

- по магистрали 5 через открытый противопожарный кран 13 к левому двигателю;

- по магистрали 5 через открытый кран перекрестного питания 21, трубопроводам 22, 6 через открытый противопожарный кран 14 к правому двигателю.

После запуска двигателей, включается насос 4, затем одновременно с выключением вспомогательной силовой установки краны перекрестного питания 18, 21 переводятся на автоматический режим. При штатной работе системы они закрыты. В случае отказа одного из насосов 3, 4 открывается один из кранов перекрестного питания:

18 - в случае выхода из строя насоса 3;

21 - в случае выхода из строя насоса 4.

Питание двигателей осуществляется под давлением из расходного бака с работающим подкачивающим насосом.

В случае выхода из строя одного из двигателей 7, 8 закрывается соответствующий противопожарный кран 13, 14. Вручную открывается кран перекрестного питания:

18 - в случае выхода из строя двигателя 8;

21 - в случае выхода из строя двигателя 7.

Выработка топлива осуществляется из обоих баков 1, 2 на один работающий двигатель.

Похожие патенты RU2612314C2

название год авторы номер документа
ВЕРТОЛЕТ 1993
  • Вайнберг М.В.
  • Зайцев В.П.
  • Леонов Г.Н.
RU2102285C1
Система перекачки топлива 1976
  • Третьяков М.Е.
  • Сяфуков А.Х.
  • Народицкий Г.И.
  • Белов А.П.
SU593405A1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Борисов Д.Г.
RU2082653C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Мельников Игорь Анатольевич
RU2364738C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2005
  • Розин Владимир Юрьевич
  • Шварцман Михаил Давидович
RU2287458C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА 1992
  • Белов А.П.
RU2027641C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Розин Владимир Юрьевич
  • Мартиросов Роллан Гургенович
RU2323857C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 1990
  • Малышев В.В.
  • Гальперин С.Б.
  • Егоров Н.П.
SU1802494A1
Топливная система летательного аппарата 1977
  • Сяфуков А.Х.
  • Трубицын Ю.В.
  • Аникин О.П.
SU626535A1
СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ 1998
  • Вахтин А.В.
  • Логвинюк В.П.
  • Малышев В.В.
RU2192989C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 612 314 C2

Реферат патента 2017 года Топливная система летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания (18, 21). Перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов (19, 22), каждый из которых соединяет обратный клапан (17, 20) и кран перекрестного питания (18, 21), причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания. Изобретение обеспечивает безопасное раздельное питание топливом двигателей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 612 314 C2

Топливная система летательного аппарата, содержащая расходные баки с установленными в них насосами, трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны и противопожарные краны, а также краны перекрестного питания, отличающаяся тем, что перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов, каждый из которых соединяет обратный клапан и кран перекрестного питания, причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2612314C2

Rotorcraft Crashworthy Airframe and Fuel System Technology Development Program, U.S
Department of Transportation Federal Aviation Administration, October 1994
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2005
  • Розин Владимир Юрьевич
  • Шварцман Михаил Давидович
RU2287458C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 1990
  • Малышев В.В.
  • Гальперин С.Б.
  • Егоров Н.П.
SU1802494A1
US 20030218098 A1, 27.11.2003
ЭПОКСИДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ХОЛОДНОГО ОТВЕРЖДЕНИЯ 2016
  • Старовойтова Ирина Анатольевна
  • Зыкова Евгения Сергеевна
  • Семёнов Антон Николаевич
RU2623774C1

RU 2 612 314 C2

Авторы

Прусов Дмитрий Викторович

Сяфуков Алий Хасянович

Елизаров Павел Игоревич

Даты

2017-03-06Публикация

2015-06-30Подача