Винтомоторный самолёт вертикального взлёта Российский патент 2017 года по МПК B64C29/00 

Описание патента на изобретение RU2613074C2

Изобретение относится к винтомоторной авиации, а именно к вертикально взлетающим самолетам преимущественно военного назначения, и может быть использовано, в частности, для создания транспортно-десантных самолетов, доставляемых к месту применения на судах-носителях (вар. вертолетоносцах).

Все известные на сегодня винтомоторные самолеты вертикального взлета (далее ВСВВ) выполняются по одной из двух схем. Первая - взлет производится с вертикальным положением фюзеляжа, которая вследствие множества недостатков не получила практического применения. Вторая - взлет производится с горизонтальным положением фюзеляжа и с вертолетным расположением винтомоторных установок. Эта схема получила ограниченное практическое применение (Транспортно-десантный конвертоплан V-22, Osprey. См. статью в «Википедии» - конвертоплан). При всей кажущейся привлекательности этой схеме также присущи серьезные недостатки, сдерживающие ее широкое распространение. К ним относятся: малая скорость и дальность полета (в сравнении с обычными винтомоторными самолетами), а также их высокая стоимость и недостаточная надежность на взлетно-посадочных режимах полета, обусловленная перегруженностью их винтомоторных установок.

Целью изобретения является создание ВСВВ лишенного этих недостатков.

Технически указанная цель достигается тем, что в ВСВВ, содержащем фюзеляж с крыльями, шасси, винтомоторные установки тянущего типа и средства, обеспечивающие вертикальный взлет, по изобретению последние выполнены в виде воздушных винтов, расположенных с продольным наклоном под крыльями самолета и снабженных катушками с намотанными на них тросами, свободные концы которых прикреплены к стабилизатору твердотопливной ракеты. При этом воздушные винты вместе с катушками имеют возможность отделяться от крыльев самолета во время полета. Твердотопливная ракета находится в тонкостенной трубе, расположенной в передней части фюзеляжа самолета или за его пределами и соосно с центром тяжести самолета. А лопасти воздушных винтов имеют фиксированные углы атаки.

На Фиг. 1 изображен одиночный ВСВВ, установленный на небольшое судно-носитель. На Фиг. 2, Вид А, для самолета классической схемы. На Фиг. 3, вид А, для самолета тандемной схемы. На Фиг. 4 показано расположение нескольких ВСВВ на большом судне-носителе (вар. вертолетоносце). На Фиг. 5 показан один из вар. погрузки ВСВВ на судно-носитель.

Транспортный комплекс с использованием ВСВВ состоит из судна-носителя 1 (много вар.), ВСВВ и грузоподъемного крана 2 (см. Фиг. 5). ВСВВ включает в себя самолет (классической или тандемной схемы), содержащий фюзеляж 3, крылья 4, шасси 5, винтомоторные установки тянущего типа 6 и средства, обеспечивающие вертикальный взлет. Последние состоят из воздушных винтов 7 с катушками 8, подвешенных с продольным наклоном, под крыльями 4. На катушки 8 намотаны тросы 9, свободные концы которых прикреплены к стабилизатору твердотопливной ракеты 10, размещенной в тонкостенной трубе 11, находящейся в головной части фюзеляжа 3. На крыльях 4 за винтомоторными установками 6 установлены поворотные закрылки 12. К палубе судна 1 ВСВВ крепится одиночным замком прижимного действия 13.

Транспортная система с использованием ВСВВ действует следующим образом.

Судно 1 пришвартовывается к причальной стенке (см. Фиг. 5) и на него краном 2 погружается ВСВВ с последующим закреплением на палубе замком 13. Там же под крылья 4 навешиваются воздушные винты 7 с катушками 8, на которые наматываются тросы 9. На головную часть фюзеляжа 3 устанавливается тонкостенная труба (ствол) 11 с ракетой 10 внутри. Свободные концы тросов 9 проводят через продольные каналы в нижней части фюзеляжа 3 до ракеты 10 и пристыковывают к ее стабилизатору. После прихода судна 1 в нужное место взлет ВСВВ производят следующим образом. С помощью порохового заряда (не показан) ракета 10 выстреливается из ствола 11 вместе с пристыкованными к ней тросами 9 со скоростью 50÷100 м/сек, раскручивая при этом воздушные винты 7. Дальнейший разгон ракеты 10 до скорости 150÷250 м/сек (относительно фюзеляжа 3) производится за счет ее твердотопливных двигателей (не показаны). После того как подъемная сила воздушных винтов 7 превысит взлетный вес ВСВВ в 1,5÷2,0 раза, замок 13 автоматически открывается и происходит взлет. При полном сматывании тросов 9 с катушек 8 на высоте 100÷150 м и скорости ВСВВ 50÷100 м/сек воздушные винты 7 затормаживаются до полной их остановок и после раскрутки в обратном направлении (механизмы торможения и обратной раскрутки не показаны) сбрасываются. В режиме авторотации воздушные винты 7 опускаются на воду и, обладая положительной плавучестью, остаются на ее поверхности. Обладает положительной плавучестью и ракета 10, и ствол 11, также сбрасываемый в море. После отлета ВСВВ, оказавшиеся в воде, - воздушные винты 7 с катушками 8, корпус ракеты 10 с тросами 9, а также ствол 11 подбираются экипажем судна 1. Во время взлета ВСВВ поперечная балансировка осуществляется с помощью закрылков 12, а продольная преимущественно тянущим вперед действием ракеты 10. Закрылки 12 действуют автоматически и управляются бортовым компьютером. ВСВВ после выполнения задачи (вар. сброс десанта или боевой техники на парашютах) возвращается на стартовую позицию (см. Фиг. 5) либо садится на ближайшем аэродроме (в самолетном режиме) для дозаправки.

При создании ВСВВ тандемная схема является предпочтительней. Несмотря на несколько худшее аэродинамическое качество в сравнении с самолетами классической схемы, эта схема позволяет существенно уменьшить габариты машины, что при палубном их размещении немаловажно. Кроме того, расположение винтомоторных установок на заднем крыле, существенно облегчает продольное балансирование при взлете. В предлагаемом ВСВВ твердотопливная ракета выполняет три функции. Первая вращает воздушные винты, поднимающие и ускоряющие самолет (благодаря их продольному наклону). Вторая - прямое ускорение самолета тяговой силой, приложенной к тросам. Третья - осуществление продольной балансировки самолета во время взлета. И поскольку после выхода из ствола ракета движется со средней скоростью выше 200 м/сек (относительно земли), это делает ее использование очень эффективным (требуется твердотопливный двигатель небольшой массы). Для снижения веса ствол для выстреливания ракеты выполняется тонкостенным (вар. из композитных материалов), а после его сброса для сохранения центровки с помощью закрылков увеличивают подъемную силу заднего крыла (тандемная схема).

Похожие патенты RU2613074C2

название год авторы номер документа
Система для осуществления вертикального взлета реактивного самолета 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2610244C1
НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2595065C1
ПОДЪЕМНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА 2018
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2686608C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ДВУХФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2502641C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2010
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2464203C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2010
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2448869C1
Конвертоплан 2017
  • Арефьев Александр Дмитриевич
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Черепанов Андрей Сергеевич
RU2657706C1
ТЯЖЕЛЫЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2492112C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2632387C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ЭЛЕКТРОКОНВЕРТОПЛАН 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2532672C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 613 074 C2

Реферат патента 2017 года Винтомоторный самолёт вертикального взлёта

Изобретение относится к области авиации, а именно к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Винтомоторный самолет вертикального взлета содержит фюзеляж с крыльями, шасси, винтомоторные установки тянущего типа и средства, обеспечивающие вертикальный взлет. Средства, обеспечивающие вертикальный взлет, выполнены в виде воздушных винтов, расположенных с продольным наклоном под крыльями самолета и снабженных катушками с намотанными на них тросами, свободные концы которых прикреплены к стабилизатору твердотопливной ракеты, при этом воздушные винты вместе с катушками имеют возможность отделяться от крыльев самолета во время полета. Твердотопливная ракета находится в тонкостенной трубе, расположенной в передней части фюзеляжа самолета или за его пределами соосно с центром тяжести самолета. Воздушные винты имеют лопасти с фиксированным углом атаки. Достигается повышение надежности самолета на взлетно-посадочных режимах. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 613 074 C2

1. Винтомоторный самолет вертикального взлета, содержащий фюзеляж с крыльями, шасси, винтомоторные установки тянущего типа и средства, обеспечивающие вертикальный взлет, отличающийся тем, что средства, обеспечивающие вертикальный взлет, выполнены в виде воздушных винтов, расположенных с продольным наклоном под крыльями самолета и снабженных катушками с намотанными на них тросами, свободные концы которых прикреплены к стабилизатору твердотопливной ракеты, при этом воздушные винты вместе с катушками имеют возможность отделяться от крыльев самолета во время полета.

2. Винтомоторный самолет вертикального взлета по п. 1, отличающийся тем, что твердотопливная ракета находится в тонкостенной трубе, расположенной в передней части фюзеляжа самолета или за его пределами и сосно с центром тяжести самолета.

3. Винтомоторный самолет вертикального взлета по п. 1, отличающийся тем, что воздушные винты имеют лопасти с фиксированным углом атаки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2613074C2

СПОСОБ ПОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Гордеев В.П.
RU2252177C2
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
ЭЛЕКТРОПОЛЕВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2019
  • Степанец Владимир Андреевич
RU2733068C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2002
  • Макаров И.А.
RU2212358C1

RU 2 613 074 C2

Авторы

Лялин Александр Поликарпович

Даты

2017-03-15Публикация

2015-08-20Подача