ПОДШИПНИК СО СЛОЕМ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2017 года по МПК F16C33/12 F16C33/14 C22C13/02 

Описание патента на изобретение RU2613640C1

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к подшипникам со слоем скольжения, например, для двигателей внутреннего сгорания.

Необходимые для длительной и надежной работы свойства слоя скольжения подшипников известны и включают, в частности, следующие основные требования:

- усталостная прочность, выражающаяся в способности выдерживать знакопеременные нагрузки во всем диапазоне рабочих температур;

- хорошие триботехнические свойства, включая низкий коэффициент трения в условиях смешанной и граничной смазки;

- высокая сопротивляемость задирам в условиях кратковременных нарушений режима жидкостного трения за цикл работы двигателя или нарушений маслоснабжения;

- высокая износостойкость материала подшипника и способность в минимальной степени изнашивать и повреждать шейки коленчатого вала в аварийных режимах;

- способность удерживать посторонние частицы, находящиеся в смазочном материале, без повреждения поверхности шейки коленчатого вала;

- высокая коррозионная стойкость в среде смазочного масла;

- способность хорошо прирабатываться и компенсировать допустимые неточности изготовления и сборки;

- технологичность и невысокая стоимость изготовления за счет использования высокотехнологичного и производительного современного оборудования, а также постоянного совершенствования технологии изготовления;

- невысокая стоимость материалов подшипника.

Известен многослойный материал для подшипников скольжения (например, патент RU 2247658, 28.12.1999 г.) с несущим слоем, слоем подшипникового сплава, первым промежуточным слоем из никеля, вторым промежуточным слоем из олова и никеля, а также слоем скольжения из меди и олова.

При этом слой скольжения имеет матрицу из олова, включающую медно-оловянные частицы, состоящие на 39-55 вес.% из меди, и остальное олово. По данному патенту под действием рабочих нагрузок и температур олово из матрицы слоя скольжения диффундирует во второй промежуточный слой олово-никель, при этом толщина слоя скольжения уменьшается, а следовательно, в нем увеличивается концентрация относительно твердых медно-оловянных частиц и в соответствии с правилом Шарли повышается его прочность.

К недостаткам данной конструкции относятся:

относительно невысокая прочность чистого олова, используемого в качестве матрицы слоя скольжения, и склонность чистого олова к превращению в α-фазу («оловянной чуме») при пониженных температурах;

- длительный процесс диффузии олова во второй промежуточный слой при рабочей температуре подшипника (около 120°C). Как указывается в патенте, заметные результаты диффузии появляются после 1000 часов работы двигателя, а следовательно, в первоначальный длительный период работы двигатель не может работать на полной мощности во избежание усталостного повреждения слоя скольжения подшипников;

- при диффузии олова из слоя скольжения во второй промежуточный слой толщина его уменьшается, а второго промежуточного слоя (олово-никель) увеличивается. Поэтому при износе слоя скольжения работа поверхности шейки коленчатого вала будет происходить по второму промежуточному слою, который имеет значительную толщину и относительно высокую твердость (700 HV), но не обладает необходимыми для надежной работы антифрикционными свойствами. Это может приводить к повышенному износу и задиру подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и решаемой задаче является элемент скольжения по патенту RU 2456486, 12.09.2008 г. со слоем скольжения, образованным из сплава с компонентами олова, сурьмы и меди, доля которых составляет, вес.%:

сурьма 5-20% медь 0,5-20% остальное олово

причем содержание свинца составляет не более 0,7%, а полное содержание прочих компонентов не более 0,5%.

Из этого же изобретения также известен способ получения элемента скольжения со слоем скольжения из сплава с компонентами олово, сурьма, медь путем электролитического осаждения на формообразующий корпус.

Недостатками упомянутого изобретения являются повышенное допустимое содержание свинца (до 0,7%), что приводит к образованию легкоплавкой перитектики с температурой плавления 182°C, понижающей механическую прочность сплава при повышенных температурах (Рудницкий Н.М. «Материалы автотракторных подшипников скольжения». М.: Машиностроение, 1965 г. С. 43), наличие в структуре сплава с содержанием сурьмы свыше 7,5% твердых и хрупких частиц SbSn, вызывающих повышенный износ шеек вала, а также сложный и чувствительный к составу электролита и режимам нанесения способ электролитического осаждения трехкомпонентного сплава слоя скольжения.

Целью настоящего изобретения является повышение за счет оптимизации структуры материала слоя скольжения подшипника его прочности и способности сопротивляться усталостному разрушению, повышение износостойкости слоя скольжения и его способности в минимальной степени изнашивать и повреждать шейки коленчатого вала, повышение способности хорошо прирабатываться и компенсировать допустимые неточности изготовления и сборки.

Для достижения этой цели предлагается подшипник со слоем скольжения, состоящий из формообразующего корпуса, с нанесенным антифрикционным подшипниковым сплавом на основе меди или алюминия и гальваническим слоем скольжения. Слой скольжения подшипника выполняется из материала, содержащего олово, сурьму и медь, причем в отличие от аналогов олово с сурьмой в количестве 0,5…4,5 вес.% образуют матрицу в виде твердого раствора, а медь образует с оловом соединение Cu6Sn5, распределенное в этой матрице в виде более твердых медно-оловянных частиц при общем содержании меди в сплаве 2…25 вес.%, причем содержание примеси свинца составляет не более 0,35% и общее содержание примесей остальных элементов не более 1%. Общее содержание примесей остальных элементов в составе оловянистых баббитов ограничено величиной около 1% в соответствии с требованиями Американского общества автомобильных инженеров (Рудницкий Н.М. «Материалы автотракторных подшипников скольжения», М., с. 45, табл. 5).

Как известно (Рудницкий Н.М. «Материалы автотракторных подшипников скольжения», М., с. 42), добавление сурьмы и меди повышает прочностные свойства олова, однако при слишком большом содержании этих элементов значительно увеличивается хрупкость сплава. Поэтому в предлагаемом изобретении содержание сурьмы находится в пределах 0,5…4,5%, что позволяет повысить прочность матрицы слоя скольжения, избежать образования хрупких и твердых частиц SnSb, а также исключить возможность перехода чистого олова в α-фазу («оловянную чуму»). Медь в данном сплаве, в количестве, начиная с 2%, в соответствии с диаграммой состояния сплава олово-сурьма-медь (Рудницкий Н.М. «Материалы автотракторных подшипников скольжения», М.: Машиностроение, 1965 г. С. 39) образует частицы Cu6Sn5 в твердом растворе олова с сурьмой, что повышает твердость, а следовательно, прочность и износостойкость слоя скольжения подшипника. Содержание меди может колебаться в пределах от 2 до 25% в зависимости от нагрузок, воспринимаемых слоем скольжения и необходимых для данных условий антифрикционных свойств.

Технический результат изобретения - создание подшипника со слоем скольжения с улучшенными рабочими свойствами.

Похожие патенты RU2613640C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СО СЛОЕМ СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Ермолаев Александр Александрович
  • Скворцов Александр Евгеньевич
RU2626790C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2023
  • Ермолаев Александр Александрович
  • Жеверников Владимир Александрович
  • Мельников Анатолий Владимирович
RU2824409C1
МНОГОСЛОЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Хун Ханс-Ульрих
  • Шпан Петер
  • Вибах Дитмар
  • Адам Ахим
  • Нигель Фритц
RU2247658C2
ОЛОВЯННЫЙ СПЛАВ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ 2013
  • Шаршин Владимир Николаевич
  • Сухорукова Елена Владимировна
  • Середа Екатерина Васильевна
  • Сухоруков Денис Владимирович
  • Кечин Владимир Андреевич
RU2538065C1
Элемент скольжения 2018
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2712496C1
СПЛАВ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОЛОВА 2014
  • Гзовский, Костянтин
  • Раймер, Франк
  • Хенчель, Ханс-Юрген
  • Густ, Эдгар
RU2667188C2
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ 2014
  • Шалунов Евгений Петрович
  • Смирнов Валентин Михайлович
  • Урянский Илья Павлович
RU2576740C1
МНОГОСЛОЙНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ 2004
  • Адам Ахим
  • Шташко Клаус
RU2354865C2
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 1991
  • Истхэм Дэвид Раймонд[Gb]
  • Поуп Алан Дэвид[Gb]
RU2018735C1
МНОГОСЛОЙНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ 2004
  • Адам Ахим
  • Шташко Клаус
RU2354864C2

Реферат патента 2017 года ПОДШИПНИК СО СЛОЕМ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к подшипнику со слоем скольжения и способу его получения. Подшипник со слоем скольжения состоит из формообразующего корпуса, с нанесенным антифрикционным подшипниковым сплавом на основе меди или алюминия и гальваническим слоем скольжения, который включает в себя матрицу из твердого раствора олова и сурьмы в количестве 0,5…4,5 вес.%, содержащую включения медно-оловянных частиц соединения Cu6Sn5 при общем содержании меди в сплаве 2…25 вес.%. Содержание примеси свинца не более 0,35% и общее содержание примесей остальных элементов не более 1%. Технический результат: создание подшипника со слоем скольжения с улучшенными рабочими свойствами.

Формула изобретения RU 2 613 640 C1

Подшипник со слоем скольжения, состоящий из формообразующего корпуса, с нанесенным антифрикционным подшипниковым сплавом на основе меди или алюминия и гальваническим слоем скольжения, выполненным из материала, содержащего олово, сурьму и медь, отличающийся тем, что олово с сурьмой в количестве 0,5…4,5 вес.% образуют матрицу в виде твердого раствора, а медь образует с оловом соединение Cu6Sn5, распределенное в этой матрице в виде более твердых медно-оловянных частиц при общем содержании меди в сплаве 2…25 вес.%, причем содержание примеси свинца не превышает 0,35% и общее содержание примесей остальных элементов не превышает 1%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2613640C1

ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2008
  • Ян Петер
  • Ди Гвида Анджело
RU2456486C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Роайнг Конрад
  • Грайс Вернер
RU2240880C2
МНОГОСЛОЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Хун Ханс-Ульрих
  • Шпан Петер
  • Вибах Дитмар
  • Адам Ахим
  • Нигель Фритц
RU2247658C2
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 1995
  • Михаэль Босманн[De]
  • Рольф Коринг[De]
  • Манфред Рюле[De]
  • Михаэль Штайнхорст[De]
RU2105076C1
DE 8206353 U1, 05.05.1983.

RU 2 613 640 C1

Авторы

Рыжов Валерий Александрович

Тагиров Магомед Сиражутдинович

Ермолаев Александр Александрович

Скворцов Александр Евгеньевич

Даты

2017-03-21Публикация

2015-10-23Подача