Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки игровых действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. Вместе с тем данное изобретение может найти применение и в других видах спорта, а также в физиологической, медицинской и спортивной науке и практике.
Обучение техническим действиям наиболее типично для первой стадии технической подготовки спортсмена, охватывающей так называемую стадию «базовой» технической подготовки, на которой базовыми элементами техники владения клюшкой или мячом являются передача, ведение, обводка, бросок и удар [1-4].
Согласно исследованиям В.В. Плотникова [3] результативность технических действий в хоккее, в частности, обводки, должна быть выше 46,5%. По данным В.В. Суворова [1] результативность обводки у юных футболистов менее 60%, однако используется она в структуре соревновательной деятельности сравнительно редко, не более 7% суммарного объема технических действий, что является следствием недостаточной обучености данному элементу техники игры.
Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М.А. Вершинина и соавторов [5], необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений.
Уровень техники
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов[6]. Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.
Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [7].
Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки разносторонних игровых действий и технических приемов спортсмена.
Для эффективного развития спортсмена важно иметь в арсенале тренировочных упражнений действия, приближенные к реальной игре, включающие бег спиной вперед, приставные шаги и прыжки. Бег спиной, приставные и скрестные шаги используются практически всеми игроками для смены позиции и при сопровождении противника, владеющего снарядом и пытающегося применить обводку. Данные возможности описывает способ тренировки по патенту [8], который выбран прототипом раскрываемого изобретения.
Недостатком данного способа, при всем возможном многообразии моделируемых упражнений, является удаленность способа от реальных игровых условий из-за отсутствия тренировочных упражнений, где спортсмену требуется перебросить спортивный снаряд и самому перепрыгнуть через препятствие, что часто встречается в игровой практике.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки игровых действий и технических приемов спортсмена.
Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, которая осуществляется на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом или тренером вручную светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный световой ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений. Причем новым является то, что ориентир эпизодически отключается на заданное время, а в заданных местах игрового поля устанавливаются плоские и/или объемные фигуры-препятствия заданной формы и размера, которые ограничивают передвижение спортсмена. При этом перемещение-перетекание разрешенной светодинамической зоны спортсмена осуществляется по этим препятствиям с заданной эпизодичностью и вынуждает спортсмена преодолевать их, выполняя прыжок и переброс снаряда через высоту препятствия.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ тренировки игровых действий и технических приемов осуществляется следующим образом. На игровом поле в заданных местах устанавливают заданное количество плоских и/или объемных фигур, которые препятствуют свободному перемещению спортсмена. Объем и высота фигур соответствует параметрам препятствий, которые спортсмен может преодолеть во время реальной игры (выставленная нога, клюшка или лежащий соперник). Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируются разрешенные и запрещенные светодинамические зоны, перемещаемые вручную или программно-аппаратным комплексом.
В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость и высота препятствий и не формируется ориентир - световая метка. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие реальную игру с опытным соперником.
Задача спортсмена - удерживаться в границах разрешенной светодинамической зоны, контролировать перемещение светового ориентира-метки и выполнять игровые действия с преодолением препятствий (переброс снаряда, прыжок), ориентируя свою грудь на предъявляемый ориентир.
Ошибкой признается попадание спортсмена или снаряда на площадь запрещенной зоны или выполнение технических действий в положении не ориентированным на метку, а также касание препятствий снарядом или частями тела. При отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону свободное пространство вокруг спортсмена-площадь разрешенной зоны уменьшают, а высоту, объем препятствий и/или динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение.
По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны и максимальной высоте, объеме препятствий, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве игровых действий.
Пример. На футбольном поле установлены в заданных местах 4 препятствия - щиты из легкого листового материала высотой 0,5 м и длиной 2 м. Программно-аппаратный комплекс, содержащий световой излучатель, формирует разрешенную зону футболиста - световое пятно диаметром два метра. После команды «Старт» пятно непредсказуемо для спортсмена перемещается в пределах игровой площадки, эпизодически перетекает через препятствия. Спортсмен перемещает спортивный снаряд, следуя за центром разрешенной зоны, и ориентирует свою грудь на световой ориентир-метку, которую создает на заданное время программно-аппаратный комплекс на границе светового пятна. Футболист контролирует перемещение непредсказуемо появляющейся метки и границы разрешенной зоны, осуществляет перемещения спортивного снаряда с преодолением препятствий и ориентацией своей груди на метку. При этом тренер наблюдает за качеством и скоростью разноплановых действий игрока, при необходимости корректирует режим тренировки и предлагает ему больший объем работы на отработку технических приемов, которые выполняются спортсменом с большим числом ошибок.
Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.
Технический характер решения подтверждается наличием технического результата, получаемого при осуществлении данного изобретения. Предложенный способ впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, включая использование известного или оригинального программного обеспечения.
Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки игровых действий и технических приемов в игровых видах спорта, а также оценить подготовленность спортсменов на всех этапах их профессиональной карьеры.
Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку спортсменов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям игры и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников.
Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.
Таким образом, заявляемый способ тренировки игровых действий и технических приемов спортсмена обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта и получение новых количественных показателей уровня подготовленности спортсмена, которые ранее были недоступны.
Источники информации
1. Суворов В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №6. - С. 85-89.
2. Рами З. М.А. Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 232-236.
3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С. 211-214.
4. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 707-710.
5. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С. 976-981.
6. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
7. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.
8. Патент 2557503 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки двигательных действий и технических приемов / Афоньшин В.Е. №2014141224/12; заявл. 13.10.2014; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки игровых действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. Оно направлено на повышение эффективности тренировки. Результат достигается тем, что тренировки спортсменов осуществляются на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений. Дополнительно в заданных местах игрового поля устанавливают плоские и/или объемные фигуры-препятствия, через которые перемещают разрешенную светодинамическую зону. Этим вынуждают спортсмена преодолевать препятствия с выполнением прыжка и переброса снаряда через высоту препятствия. Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития игровых навыков и технической подготовленности спортсмена. Данный способ тренировки отличается положительным эффектом и получением новых знаний об уровне подготовленности спортсмена, которые ранее были недоступны.
Способ тренировки спортсменов, которая осуществляется на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом или тренером вручную светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, вместе с тем в пределах видимости спортсмена задается стационарный или мобильный световой ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений, отличающийся тем, что ориентир эпизодически отключается на заданное время, а в заданных местах игрового поля устанавливаются плоские и/или объемные фигуры-препятствия заданной формы и размера, которые ограничивают передвижение спортсмена, при этом перемещение-перетекание разрешенной светодинамической зоны спортсмена осуществляется по этим препятствиям с заданной эпизодичностью и вынуждает спортсмена преодолевать их, выполняя прыжок и переброс снаряда через высоту препятствия.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ | 2014 |
|
RU2557503C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2012 |
|
RU2491975C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2541290C1 |
US 2001034014 A1, 25.10.2001 | |||
WO 2008151418 A1, 18.12.2008 | |||
US 2010041517 A1, 18.02.2010. |
Авторы
Даты
2017-03-28—Публикация
2016-03-17—Подача