Клапан предохранительный повышенной устойчивости Российский патент 2017 года по МПК F16K17/06 F16K17/04 

Описание патента на изобретение RU2615892C1

Изобретение относится к устройствам пневмоавтоматики и предназначено для защиты от превышения давления газов сверх допустимого в трубопроводах или емкостях и может быть использовано в различных областях промышленности для работы со сжатыми газами, например для космической техники в наземном испытательном оборудовании.

Известно предохранительное устройство (АС №477276), содержащее корпус с седлом, запорную тарель, демпфирующее устройство, пружину.

Недостатками известного предохранительного устройства являются низкая надежность по точности поддержания расходной характеристики ввиду непостоянной величины силы трения из-за возможного перекоса штока в направляющих поверхностях, состоящих из двух поясов набора фторопластовых сухарей, отсутствие фиксированного направления рабочей пружины приводит к качанию нижнего опорного витка, а следовательно к неравномерному прижатию клапана к седлу, что уменьшает герметичность клапана в закрытом положении, а отсутствие непосредственного демпфирования запорной тарели клапана в процессе работы в расходном режиме (тарель клапана приподнята над седлом на величину рабочего хода) может приводить к неугасающим колебаниям тарели (автоколебаниям) в пределах величины рабочего хода между седлом и шарнирным упором штока, который обладает повышенной инертностью из-за сил трения в сухарях.

Известен предохранительный гидравлический клапан (патент RU №2379567), состоящий из корпуса, запорного элемента, пружины, демпфирующей втулки, регулирующего элемента.

Недостатками известного предохранительного гидравлического клапана являются низкая надежность и возможность неустойчивой работы (автоколебаний) сразу двух клапанов, основного и вспомогательного, в результате отсутствия направления при работе вспомогательного клапана после его отрыва от седла и «качания» опорного витка пружины, а также непостоянной величины силы трения из-за зазора между хвостовиком запорного элемента и демпфирующей втулкой, что вызывает пульсацию давления во внутренней полости основного клапана и, как следствие, вызывает его автоколебания.

Наиболее близким по своим конструктивным особенностям к заявленному клапану является предохранительный клапан смешанного типа («Силовые пневмогидравлические системы» под редакцией чл.-корр. АН СССР В.П. Бармина. М.: Москва, 1965, с. 68, рис. 43) - прототип, включающий в себя корпус с седлом и угловым расположением входного и выходного патрубков, клапан, пружину клапана, поршень, рабочую пружину, регулировочный винт.

Недостатками предохранительного клапана смешанного типа являются:

- низкая надежность работы по герметичности посадки клапана на седло вследствие возможного неполного прилегания клапана к седлу из-за несоосности клапана и поршня, направление которых осуществляется по различным деталям (клапан скользит по поршню, а поршень по корпусу), а также ввиду возможности смещения контактного отпечатка от седла на уплотнителе клапана при последующих закрытиях;

- низкая надежность работы по точности поддержания расходной характеристики из-за высокой силы трения между корпусом и поршнем, который одновременно выполняет роль чувствительного элемента по выходному давлению и опоры рабочей пружины, что приводит к большой разнице между давлением открытия и закрытия клапана (у резиновых уплотнительных колец, обычно, больший гистерезис трения), при этом сам клапан не демпфируется;

- потеря работоспособности клапана из-за выхода из соприкосновения с корпусом уплотнительного элемента поршня (при большой величине подъема);

- неустойчивая работа (автоколебания) из-за недостаточной силы трения между клапаном, поршнем и вспомогательной пружиной.

Задачей технического решения является устранение имеющихся недостатков, а именно повышение надежности работы и устойчивости клапана предохранительного повышенной устойчивости.

Поставленная задача решается тем, что в клапане предохранительном повышенной устойчивости, содержащем корпус с угловым расположением входного и выходного штуцеров и седлом, поршень, подпружиненный клапан, рабочую пружину и регулировочный винт, согласно изобретению, подпружиненный клапан и поршень связаны между собой посредством штифта и взаимодействуют с одной и той же направляющей, выполненной в корпусе клапана, причем между поршнем, в котором выполнены кольцевые канавки под уплотнительные кольца, и подпружиненным клапаном установлен демпфирующий элемент, выполненный в виде втулки, контактирующей с пружиной клапана по наружному диаметру, а поршень размещен в установленной в корпусе полой опоре, на которую опирается рабочая пружина, при этом между боковыми стенками полой опоры и направляющей корпуса размещена втулка из антифрикционного материала, а в месте резьбового соединения корпуса со стаканом зажат кольцевой упор с возможностью его взаимодействия с нижней частью полой опоры.

На чертежах представлена конструкция заявленного устройства:

на фиг. 1 изображен общий вид устройства в разрезе;

на фиг. 2 - вид А с фиг. 1.

Клапан предохранительный повышенной устойчивости (фиг. 1) состоит из корпуса 1 с седлом 2 и ввернутыми в него под углом входным штуцером 3 и выходным штуцером 4, подпружиненного клапана 5 и поршня 6, связанных между собой штифтом 7 (фиг. 2) и взаимодействующих с одной и той же направляющей 8, выполненной в корпусе 1 клапана. Между поршнем 6 с кольцевыми канавками 9, в которых размещены уплотнительные кольца 10, например резиновые, и подпружиненным клапаном 5 установлен демпфирующий элемент 11, выполненный в виде втулки, одновременно контактирующий с пружиной 12 по наружному диаметру. Поршень 6 размещен в установленной в корпусе 1 полой опоре 13, на которую опирается рабочая пружина 14. Между боковыми стенками полой опоры 13 и направляющей 8 корпуса 1 размещена втулка 15, выполненная из антифрикционного материала, например фторопласта. В месте резьбового соединения корпуса 1 со стаканом 16 зажат кольцевой упор 17 с возможностью его взаимодействия с нижней частью полой опоры 13, например, через пяту 18. Во втулку 19, неподвижно закрепленную в стакане 16, вкручен регулировочный винт 20, через шарик 21 и тарель 22, поджимающий рабочую пружину 14, при этом демпфирующий элемент 11 установлен с минимальным зазором (не показан) между пружиной 12, подпружиненным клапаном 5 и поршнем 6.

Описание работы

Настройку клапана предохранительного повышенной устойчивости на заданное давление производят при подаче на вход рабочего тела (РТ) давлением, равным давлению настройки. Регулировочный винт 20 при вращении по часовой стрелке через шарик 21 и тарель 22 сжимает рабочую пружину 14, усилие от которой через полую опору 13 передается на поршень 6, где происходит сравнение усилия от рабочей пружины 14 и силы от входного давления, действующей на поршень 6. Вращение регулировочного винта 20 производят до тех пор, пока подпружиненный клапан 5 не оторвется от седла 2.

Поддержание давления на входе в клапан предохранительный повышенной устойчивости на заданном уровне происходит следующим образом.

Рабочее тело при подаче на вход через входной штуцер 3 попадает в рабочую полость 23 и воздействует на неразгруженную площадь поршня 6.

При увеличении давления на входе выше настроечного поршень 6 сдвигается, преодолевая усилие рабочей пружины 14, и тянет за собой соединенный с ним штифтом 7 подпружиненный клапан 5, который отрывается от седла 2 корпуса 1 и в образующуюся дросселирующую щель происходит сброс РТ через выходной штуцер 4. Давление на входе в предохранительный клапан уменьшается.

При снижении давления на входе в клапан предохранительный повышенной устойчивости до заданного настройкой значения подпружиненный клапан 5 под действием рабочей пружины 14 опускается на седло 2 корпуса 1, дросселирующая щель перекрывается, сброс РТ прекращается.

Повышение надежности и стабильности работы клапана предохранительного повышенной устойчивости по точности поддержания расходной характеристики достигается за счет применения демпфирующего элемента 15, выполненного из антифрикционного материала, например фторопласта, обеспечивающего стабильно низкий коэффициент трения при движении полой опоры 13 относительно направляющей 8 корпуса 1; по герметичности посадки клапана на седло - за счет исключения «качания» опорного витка рабочей пружины 14 после отрыва подпружиненного клапана 5 от седла 2, плоско-параллельного перемещения подвижных деталей с последующим равномерным прижатием подпружиненного клапана 5 к седлу 2; по обеспечению работоспособности - в результате постоянного соприкосновения уплотнительных колец 10 с направляющей 8 корпуса 1 за счет применения кольцевого упора 17: размер "а" (от уплотнительного кольца 10 до края направляющей 8 корпуса 1) предусмотрен заведомо больше размера "в" (между кольцевым упором 17 и нижней частью полой опоры 13 или пятой 18, как указано на фиг. 1).

Устойчивая работа предохранительного клапана повышенной устойчивости обеспечивается предотвращением колебаний подпружиненного клапана 5 за счет увеличения трения между пружиной 12, подпружиненным клапаном 5 и поршнем 6 посредством демпфирующего элемента 11, выполненного в виде втулки.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность работы и устойчивость клапана предохранительного.

Похожие патенты RU2615892C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2015
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
  • Фральцов Александр Сергеевич
RU2587692C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2014
  • Богданова Нина Вячеславовна
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
RU2562275C1
РЕДУКТОР 2011
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
  • Ожигов Валентин Сергеевич
  • Туманов Дмитрий Вячеславович
RU2468347C1
ДИНАМИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫЙ ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 2013
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Георгий Михайлович
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ожигов Валентин Сергеевич
  • Туманов Дмитрий Вячеславович
RU2560651C2
Регулятор давления 1981
  • Савин Эдуард Ильич
SU991382A1
Клапан предохранительный рычажный 2015
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Кондратьев Андрей Викторович
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Туманов Дмитрий Вячеславович
RU2613797C1
Клапан предохранительный 1978
  • Измаил Альфред Альфредович
  • Котылевский Вячеслав Васильевич
  • Жибуртович Генрих Георгиевич
  • Котылевский Геннадий Васильевич
  • Гуревич Альберт Давидович
SU709885A1
ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 2012
  • Абрамов Александр Павлович
  • Абрамов Борис Павлович
  • Петренко Станислав Александрович
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Прокофьев Владимир Васильевич
RU2492384C1
ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН БАКА ОКИСЛИТЕЛЯ 2013
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ожигов Валентин Сергеевич
  • Туманов Дмитрий Вячеславович
RU2521431C1
Клапан предохранительный 2015
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
  • Ожигов Валентин Сергеевич
RU2614899C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 615 892 C1

Реферат патента 2017 года Клапан предохранительный повышенной устойчивости

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к предохранительным устройствам, и предназначено для защиты от превышения давления газов сверх допустимого в пневмосистемах, работающих со сжатым газом. Клапан предохранительный повышенной устойчивости содержит корпус с угловым расположением входного и выходного штуцеров и седлом, поршень, подпружиненный клапан, рабочую пружину и регулировочный винт. Подпружиненный клапан и поршень связаны между собой посредством штифта и взаимодействуют с одной и той же направляющей, выполненной в корпусе клапана. Между поршнем, в котором выполнены кольцевые канавки под уплотняющие кольца, и подпружиненным клапаном установлен демпфирующий элемент, выполненный в виде втулки, контактирующей с пружиной клапана по наружному диаметру. Поршень размещен в установленной в корпусе полой опоре, на которую опирается рабочая пружина. Между боковыми стенками полой опоры и направляющей корпуса размещена втулка из антифрикционного материала. В месте резьбового соединения корпуса со стаканом зажат кольцевой упор с возможностью его взаимодействия с нижней частью полой опоры. Изобретение направлено на повышение надежности работы и устойчивости клапана предохранительного. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 615 892 C1

Клапан предохранительный повышенной устойчивости, содержащий корпус с угловым расположением входного и выходного штуцеров и седлом, поршень, подпружиненный клапан, рабочую пружину и регулировочный винт, отличающийся тем, что подпружиненный клапан и поршень связаны между собой посредством штифта и взаимодействуют с одной и той же направляющей, выполненной в корпусе клапана, причем между поршнем, в котором выполнены кольцевые канавки под уплотнительные кольца, и подпружиненным клапаном установлен демпфирующий элемент, выполненный в виде втулки, контактирующей с пружиной клапана по наружному диаметру, а поршень размещен в установленной в корпусе полой опоре, на которую опирается рабочая пружина, при этом между боковыми стенками полой опоры и направляющей корпуса размещена втулка из антифрикционного материала, а в месте резьбового соединения корпуса со стаканом зажат кольцевой упор с возможностью его взаимодействия с нижней частью полой опоры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2615892C1

"Силовые пневмогидравлические системы" под редакцией чл
- корр
АН СССР В.П
Бармина, Машиностроение, Москва, 1965, с
Способ получения смеси хлоргидратов опийных алкалоидов (пантопона) из опийных вытяжек с любым содержанием морфия 1921
  • Гундобин П.И.
SU68A1
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом 1922
  • Красин Г.Б.
SU43A1
Предохранительный клапан 1980
  • Галич Игорь Иванович
  • Чугунов Эдуард Георгиевич
  • Кононенко Александр Григорьевич
SU934120A1
Предохранительное устройство 1974
  • Платонов Леонид Михайлович
  • Девятов Григорий Кузьмич
  • Скоров Юрий Николаевич
  • Харламов Валерий Иванович
SU477276A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН 2008
  • Блинов Валерий Владимирович
  • Горохов Юрий Сергеевич
  • Сметанин Александр Анатольевич
  • Редько Павел Григорьевич
  • Сухов Дмитрий Евгеньевич
  • Крячков Юрий Васильевич
  • Шурыгин Владимир Юрьевич
RU2379567C1
US 5046524 A, 10.09.1991.

RU 2 615 892 C1

Авторы

Васильев Валерий Алексеевич

Голева Татьяна Васильевна

Коршиков Николай Викторович

Макарьянц Михаил Викторович

Ожигов Валентин Сергеевич

Даты

2017-04-11Публикация

2016-04-05Подача