КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА Российский патент 2017 года по МПК F24C5/00 F23C3/00 F23G7/05 

Описание патента на изобретение RU2616962C1

Изобретение относится к устройствам получения тепла за счет сжигания жидких отходов углеводородного состава и может быть использовано в коммунально-бытовом хозяйстве, химической и нефтеперерабатывающей промышленностях.

Известна камера сгорания теплогенератора для сжигания жидкого или газообразного топлива и (RU 2301376 С1, МПК (2006.1) F23R 3/02, F23C 7/00, F23C 99/00, опубл. 20.06.2007), содержащая жаровую трубу с отверстиями для подачи воздуха, размещенную во внешнем корпусе, кольцевой канал между жаровой трубой и внешним корпусом, завихритель в виде полого конического смесителя с отверстиями и центрального тела в виде конуса, концентричного смесителю. Завихритель снабжен размещенными равномерно по окружности трубчатыми стойками под углом к продольной оси завихрителя. Одним концом трубчатые стойки закреплены на входе в кольцевой канал, другим концом - к отверстиям в полом коническом смесителе тангенциально к внутренней поверхности смесителя. Конус выполнен перемещаемым в продольном направлении для регулирования количества вторичного потока воздуха, подаваемого в зону интенсивного горения, а также для создания условий для оптимального положения зоны интенсивного горения в зависимости от вида топлива.

Недостатком камеры сгорания является использование факельного горения, что приводит к повышению габаритов теплогенератора и соответственно его металлоемкости.

Известно горелочное устройство инфракрасного излучения (RU 136875 U1, МПК F23D 14/12 (2006.01), опубл. 20.01.2014), содержащее корпус с зоной горения, заполненной засыпкой в виде пористого неметаллического материала с жаростойкостью до температуры 1500°С. Корпус снабжен выходным окном для уходящих газов. Запальный элемент установлен внутри засыпки рабочей зоны горения, в центре которой смонтирован топливный инжектор с перфорациями для распыления топлива. Топливный инжектор расположен внутри перфорированного цилиндра рабочей зоны горения, закреплен внутри корпуса и связан с топливоподающей линией с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива. Между корпусом и перфорированным цилиндром образован воздушный коллектор, к которому подведены штуцеры, соединенные с компрессорным устройством через регулировочный вентиль. Над выходным окном корпуса закреплен сетчатый насадок-излучатель.

Недостаток устройства - неполнота сгорания топлива, сопровождающаяся снижением коэффициента полезного действия из-за расположения в одной плоскости перфораций цилиндра рабочей зоны горения и топливного инжектора с противоположным направлением истечения воздушной и топливной сред. Такое расположение сопровождается противодавлением сред, в результате которого затрудняется относительно равномерное распределение топлива по всей рабочей зоне горения приводя к недожогу топлива.

Известно горелочное устройство инфракрасного излучения (RU 129599 U1, МПК F23D 14/12 (2006.01), опубл. 27.06.2013), используемое в качестве камеры сгорания теплогенератора, которое содержит корпус, теплоизолированный снаружи, внутри которого закреплен каркас рабочей зоны горения, обтянутый сетчатой насадкой-излучателем и заполненный засыпкой в виде пористого неметаллического материала с жаростойкостью до 1500°С. В центре каркаса рабочей зоны горения установлен топливный инжектор, который представляет собой трубку из стали с перфорациями для распыления топлива. Топливный инжектор через регулировочный вентиль подключен к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода или жидкого или газообразного топлива. Вокруг топливного инжектора по окружности с одинаковым шагом расположены патрубки подвода воздуха, каждый из которых представляет собой трубку из стали, в которой выполнены перфорации прямоугольного сечения, обращенные к топливному инжектору. Патрубки подвода воздуха через вентиль соединены с компрессорным устройством с возможностью регулирования расхода воздуха. Запальный элемент установлен внутри каркаса рабочей зоны горения, вверху которого выполнено выпускное отверстие для уходящих газов. Это устройство по технической сути выбрано в качестве прототипа.

Недостатком горелочного устройства является высокий недожог топлива, обусловленный тем, что в процессе работы воздух, поступающий из патрубков подвода, за счет более высокого давления, передавливает топливо, поступающее из расположенных напротив патрубков с перфорациями для распыления топлива. В результате топливо подается через перфорации, расположенные в областях с меньшей концентрацией воздуха, затрудняется перемешивание топлива и окислителя приводя к неполноте сгорания топлива. Вследствие высокого недожога топлива снижается коэффициент полезного действия горелочного устройства.

Задача изобретения - повышение эффективности горения топлива за счет организации качественного топливовоздушного смешения.

Предложенная камера сгорания теплогенератора, так же как в прототипе, содержит корпус, заполненный засыпкой в виде пористого неметаллического материала с жаростойкостью до 1500°С, внутри которого установлены топливный инжектор, представляющий собой трубку из стали с перфорациями для распыления топлива, который через регулировочный вентиль подключен к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива, два воздушных инжектора, каждый из которых представляет собой трубку из стали, в которой выполнены перфорации, обращенные к топливному инжектору, запальный элемент. Воздушные инжекторы через вентиль соединены с компрессорным устройством с возможностью регулирования расхода воздуха.

Согласно изобретению корпус, омываемый теплоносителем, выполнен в виде стального цилиндра, верх которого накрыт металлической сеткой и сопряжен коническим переходом с трубой для отвода уходящих газов, а низ закрыт днищем. Внутрь корпуса через центральное отверстие в его днище встроен первый воздушный инжектор, внутри которого размещен второй воздушный инжектор, выполненный в виде трубки меньшего диаметра и большей длины. Вокруг первого воздушного инжектора по окружности равномерно расположены топливные инжекторы, высота которых больше высоты второго воздушного инжектора. В промежутке между первым воздушным инжектором и одним из топливных инжекторов установлен запальный элемент. Топливные и воздушные инжекторы заглушены сверху и выполнены со щелевидными перфорациями, причем в топливных инжекторах перфорации для распыления топлива выполнены в их верхней части со стороны, обращенной ко второму воздушному инжектору. Топливные инжекторы через регулировочный вентиль подключены к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива.

В предложенной конструкции подготовка топливовоздушной смеси и дальнейшее ее сжигание происходит непосредственно в рабочей зоне горения - внутри засыпки пористого неметаллического материала, что исключает возможность развития критического объема для взрыва и способствует предотвращению проскока пламени, тем самым обеспечивая эффективность и безопасность при сжигании легковоспламеняющихся жидких или газообразных топлив. Взаимное расположение топливных и воздушных инжекторов, реализация продольной (от первого воздушного инжектора по направлению к сетке) и поперечной (от второго воздушного инжектора по направлению к топливным инжекторам) подачи воздуха в рабочую зону горения обеспечивает наиболее качественную подготовку топливовоздушной смеси и ее высокую степень сгорания. Размещение воздушных инжекторов в центре камеры сгорания теплогенератора ниже перфораций истечения топлива из топливных инжекторов способствует уменьшению эффекта противодавлений топливной и воздушной сред, что приводит к их равномерному распределению и перемешиванию по всему объему рабочей зоны горения, что положительно сказывается на полноте сгорания топливной смеси.

Принцип сжигания жидких топлив внутри пористой структуры и организации преимущественно теплообмена между слоем засыпки рабочей зоны горения и тепловоспринимающей поверхностью делает камеру сгорания теплогенератора простой и компактной.

На фиг. 1 показан продольный разрез теплогенератора.

На фиг. 2 показан вид теплогенератора сверху.

На фиг. 3 показан поперечный разрез теплогенератора А-А.

Теплогенератор содержит стальной цельносварной корпус 1, внутрь которого коаксиально встроена камера сгорания в виде стального цилиндра 2, верх которого накрыт металлической сеткой 3 и сопряжен коническим переходом 4 с трубой 5 для отвода уходящих газов, а низ закрыт днищем 6. Наружные стенки корпуса 1 теплоизолированы. В нижней части корпус 1 снабжен входным патрубком 7 для подачи теплоносителя (воды), а в верхней части - патрубком 8 для отвода теплоносителя.

Внутрь цилиндра 2 через центральное отверстие в его днище 6 встроен первый воздушный инжектор 9 в виде трубки из жаропрочной стали, внутри которой размещен второй воздушный инжектор 10 в виде трубки меньшего диаметра и большей длины. Первый 9 и второй 10 воздушные инжекторы соединены с компрессорным устройством (не показано) через регулировочные вентили 11 с возможностью регулирования расхода воздуха. Вокруг первого воздушного инжектора 9 по окружности равномерно расположены, например, четыре одинаковых топливных инжектора 12, представляющих собой трубки из жаропрочной стали, связанные с топливоподающей линией (не показана) с возможностью регулирования расхода жидкого топлива. Количество топливных инжекторов 12 зависит от необходимого расхода топлива для обеспечения равномерного распределения по объему рабочей зоны горения и для достижения оптимальной мощности теплогенератора. Высота топливных инжекторов 12 больше высоты второго воздушного инжектора 10. В промежутке между первым воздушным инжектором 9 и одним из топливных инжекторов 12 установлен запальный элемент 13. Топливные 12 и воздушные 9, 10 инжекторы заглушены сверху и выполнены со щелевидными перфорациями, причем в топливных инжекторах 12 перфорации для распыления топлива выполнены в их верхней части и только со стороны, обращенной ко второму воздушному инжектору 10.

Свободное пространство в цилиндре 2 заполнено засыпкой 14 в виде зерен пористого неметаллического материала с жаростойкостью до 1500°С, например, криптола - отхода металлургической промышленности, практически полностью состоящего из углерода.

Свободное пространство корпуса 1 заполнено теплоносителем (водой).

Теплогенератор работает следующим образом.

Корпус 1 теплогенератора через входной патрубок 7 заполняют теплоносителем (водой). Затем осуществляют пуск теплогенератора, для чего из топливоподающей линии (не показана) через топливные инжекторы 12 подают жидкое топливо, которое через перфорации инжекторов 12 проникает внутрь засыпки 14 пористого неметаллического материала. Одновременно компрессором (не показан) осуществляют подвод воздуха в засыпку 14 по направлениям: снизу из первого воздушного инжектора 9 к сетке 3, из второго воздушного инжектора 10 - к топливным инжекторам 12. При этом требуемый расход воздуха подбирают регулировочными вентилями 11. С помощью запального элемента 13 осуществляют розжиг теплогенератора. Процесс сжигания топлива протекает в режиме беспламенного горения, так как происходит внутри засыпки 14 пористого неметаллического материала. Сетка 3 выполняет функцию катализатора для доокисления несгоревших горючих газов, образованных в процессе реакции окисления топливной смеси, и дополнительного вторичного излучателя, а также предохраняет зерна засыпки 14 пористого неметаллического материала от возможного уноса частиц. Дымовые газы после окисления и доокисления покидают теплогенератор через трубу 5.

Тепло, получаемое в процессе реакции окисления топливной смеси и доокисления несгоревших горючих газов, а также в результате конвективного теплообмена при прохождении дымовых газов через конический переход 4 и трубу 5, передается заполняющему корпус 1 теплоносителю (воде). Нагретый теплоноситель (вода) через выходной патрубок 8 при помощи насоса (не показан) поступает к потребителю.

Предлагаемая конструкция камеры сгорания теплогенератора позволяет использовать как жидкое, так и газообразное топливо.

Похожие патенты RU2616962C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР 2020
  • Турчин Сергей Викторович
  • Заворин Александр Сергеевич
  • Субботин Александр Николаевич
  • Кулеш Роман Николаевич
RU2747900C1
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И БЫТОВАЯ ОТОПИТЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ ДЛЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА 2002
  • Котельников В.И.
RU2237217C2
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР НА ОСНОВЕ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ГОРЕНИЯ 1995
  • Быченок В.И.
  • Коптев А.А.
RU2096683C1
ГОРЕЛКА НА НЕФТИ И ОТРАБОТАННОМ МАСЛЕ 2020
  • Шаньо, Катрин Ж.
RU2788014C1
Установка по термической нейтрализации паров и промышленных стоков компонентов ракетного топлива 2016
  • Востриков Михаил Михайлович
  • Шестаков Василий Иванович
  • Кофман Дмитрий Исаакович
RU2615611C1
КАПИЛЛЯРНАЯ ИСПАРИТЕЛЬНАЯ ФОРСУНКА 2016
  • Романчиков Сергей Александрович
  • Романчиков Михаил Сергеевич
  • Чебыкин Владимир Витальевич
  • Ятрушев Александр Гурьевич
  • Антуфьев Валерий Тимофеевич
  • Востряков Игорь Васильевич
  • Ермошин Николай Алексеевич
RU2655054C2
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО ИЛИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА И КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 2005
  • Арюпин Владимир Викторович
  • Рыжанков Михаил Иосифович
  • Потапов Олег Аркадьевич
RU2301376C1
Газотурбинная когенерационная установка 2017
  • Власкин Михаил Сергеевич
  • Дудоладов Александр Олегович
  • Жук Андрей Зиновьевич
  • Мирошниченко Игорь Витальевич
  • Полковникова Анна Юрьевна
  • Рябинина Зоя Петровна
  • Урусова Наталья Юрьевна
RU2666271C1
ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ МЕТАЛЛИЗАТОР 2002
  • Литовченко Н.Н.
  • Лялякин В.П.
  • Саблуков А.С.
RU2220008C1
СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ГОРЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФЛЮИДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Скачков Роман Александрович
  • Ульянов Владимир Николаевич
RU2499191C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 616 962 C1

Реферат патента 2017 года КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к устройствам получения тепла за счет сжигания жидких отходов углеводородного состава. Технический результат - повышение эффективности горения. Камера сгорания теплогенератора содержит корпус в виде стального цилиндра, верх которого накрыт металлической сеткой и сопряжен коническим переходом с трубой для отвода уходящих газов, а низ закрыт днищем. Внутрь корпуса встроен первый воздушный инжектор в виде трубки из стали, внутри которой размещен второй воздушный инжектор, выполненный в виде трубки меньшего диаметра и большей длины. Воздушные инжекторы заглушены сверху, выполнены со щелевидными перфорациями, обращенными к топливным инжекторам, и через вентиль соединены с компрессорным устройством с возможностью регулирования расхода воздуха. Вокруг первого воздушного инжектора по окружности равномерно расположены топливные инжекторы, представляющие собой заглушенные сверху трубки из стали. В верхней части топливных инжекторов со стороны, обращенной ко второму воздушному инжектору, выполнены щелевидные перфорации для распыления топлива. Высота топливных инжекторов больше высоты второго воздушного инжектора. Топливные инжекторы через регулировочные вентили подключены к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива. В промежутке между первым воздушным инжектором и одним из топливных инжекторов установлен запальный элемент. Внутри корпус заполнен засыпкой в виде пористого неметаллического материала с жаростойкостью до 1500°С. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 616 962 C1

Камера сгорания теплогенератора, содержащая корпус, заполненный засыпкой в виде пористого неметаллического материала с жаростойкостью до 1500°C, внутри которого установлены топливный инжектор, представляющий собой трубку из стали с перфорациями для распыления топлива, который через регулировочный вентиль подключен к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива, два воздушных инжектора, каждый из которых представляет собой трубку из стали, в которой выполнены перфорации, обращенные к топливному инжектору, запальный элемент, воздушные инжекторы, через вентиль соединенные с компрессорным устройством с возможностью регулирования расхода воздуха, отличающаяся тем, что корпус, омываемый теплоносителем, выполнен в виде стального цилиндра, верх которого накрыт металлической сеткой и сопряжен коническим переходом с трубой для отвода уходящих газов, а низ закрыт днищем, внутрь корпуса через центральное отверстие в его днище встроен первый воздушный инжектор, внутри которого размещен второй воздушный инжектор, выполненный в виде трубки меньшего диаметра и большей длины, вокруг первого воздушного инжектора по окружности равномерно расположены топливные инжекторы, высота которых больше высоты второго воздушного инжектора, в промежутке между первым воздушным инжектором и одним из топливных инжекторов установлен запальный элемент, топливные и воздушные инжекторы заглушены сверху и выполнены со щелевидными перфорациями, причем в топливных инжекторах перфорации для распыления топлива выполнены в их верхней части со стороны, обращенной ко второму воздушному инжектору, топливные инжекторы через регулировочный вентиль подключены к топливоподающей линии с возможностью регулирования расхода жидкого или газообразного топлива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2616962C1

Скребковый конвейер 1959
  • Бабенко Н.П.
  • Гришин Н.Г.
  • Кравцов К.И.
  • Линицкий В.Г.
  • Река М.Д.
SU129599A1
ГОРЕЛКА 1994
  • Франц Дурст
  • Димостенис Тримис
  • Герольд Димачек
RU2125204C1
РАДИАЦИОННАЯ ГОРЕЛКА 2004
  • Шмелев Владимир Михайлович
RU2272219C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО ИЛИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА И КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 2005
  • Арюпин Владимир Викторович
  • Рыжанков Михаил Иосифович
  • Потапов Олег Аркадьевич
RU2301376C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА 2005
  • Кириченко Сергей Михайлович
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Максимов Виктор Владимирович
  • Павлов Григорий Иванович
RU2301942C2
Телескопический гидродомкрат двойного действия 1960
  • Джагинов Э.Х.
  • Леперсон М.А.
  • Овчинников Н.А.
  • Царевский В.Ф.
SU136875A1

RU 2 616 962 C1

Авторы

Долгов Сергей Викторович

Савченко Евгений Константинович

Табакаев Роман Борисович

Заворин Александр Сергеевич

Даты

2017-04-18Публикация

2016-04-27Подача