Камера судоходного шлюза Российский патент 2017 года по МПК E02C1/00 

Описание патента на изобретение RU2618138C1

Описание изобретения

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно - к строительству судоходных шлюзов.

Известна камера судоходного шлюза, включающая стены из металлических или железобетонных шпунтовых свай и несвязанное с ними днище из монолитного железобетона (см. книгу: Семанов Н.А., Варламов Н.Н., Баланин В.В. «Судоходные каналы, шлюзы и судоподъемники». Издательство «Транспорт», 1970 г.). Шпунтовые стены, как правило, оснащены анкерными устройствами, состоящими из расположенных в грунтовом массиве опор и соединяющих их со стеной связей. Толщина днища камеры назначается в зависимости от величины противодавления фильтрующей воды снизу. Для снижения этого противодавления в монолитном днище камеры выполнены разгрузочные дренажные колодцы. Наиболее эффективным условием для применения данной конструкции является наличие водонепроницаемых грунтов в основании, т.е. когда шпунты в значительной степени перекрывают приток фильтрующей воды под днище камеры.

Недостатком камеры судоходного шлюза является низкая эффективность дренажных устройств при наличии в основании грунтов с большим коэффициентом фильтрации, и, что особенно важно в данном случае, проблематичность осушения камеры шлюза при высоком уровне воды в верхнем и нижнем бьефах, например, во время паводков.

За прототип принята известная камера судоходного шлюза, у которой стены и днище жестко соединены между собой и образуют единую монолитную конструкцию (см. ту же книгу: Семанов Н.А., Варламов Н.Н., Баланин В.В. «Судоходные каналы, шлюзы и судоподъемники». Издательство «Транспорт», 1970 г). Одним из основных расчетных случаев, определяющих материалоемкость камеры шлюза, является случай ее опорожнения при высоких уровнях воды в верхнем и нижнем бьефах, т.е. когда давление воды под днищем максимальное. Устройство за стенами камеры дренажей с принудительной откачкой из них воды частично снижает это давление, но не решает полностью саму проблему.

Недостатком данной камеры судоходного шлюза является большая ее материалоемкость и, как следствие, высокая стоимость строительства.

Целью изобретения является устранение указанных в прототипе недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что днище камеры судоходного шлюза представляет собой железобетонную плиту, поперечные границы которой в виде консолей распространяются вовнутрь грунтового массива, за тыловые грани соответствующих стен, на величину не менее 20% их высоты и не менее 20% ширины камеры шлюза, причем закрепленные на днище стены выполнены из сборных элементов и снабжены анкерными устройствами. Анкерные устройства состоят из расположенных в грунтовом массиве опор и соединяющих их со стенами связей или выполнены в виде связей, соединяющих стены с консольными участками днища, расположенными в грунтовом массиве.

При осушении камеры судоходного шлюза снизу на ее днище действует напор воды, подъемная сила от которого, в расчете на единицу длины камеры шлюза, определяется шириной камеры и величиной напора, который, в свою очередь, косвенно связан с высотой стен камеры шлюза. Суть предлагаемого решения заключается в использовании грунтов обратной засыпки камеры шлюза в качестве грузового баланса, частично уравновешивающего подъемную силу воды. С этой целью днище камеры шлюза выполнено в виде сплошной железобетонной плиты в 1,4 раз и более превышающей внутренние габариты самой камеры. Железобетонная плита может иметь постоянную или переменную толщину или быть ребристой. Стены шлюза выполнены из сборных железобетонных или металлических элементов с их анкеровкой за опоры в грунтовом массиве или, как вариант, с анкеровкой за расположенные в грунтовом массиве консольные участки днища.

На фиг. 1 и фиг. 2 представлено поперечное сечение камеры судоходного шлюза с анкеровкой за опоры и с анкеровкой за железобетонную плиту, соответственно.

Камера судоходного шлюза включает в себя днище 1, выполненное в виде сплошной железобетонной плиты, стены 2, представляющие собой сборную конструкцию из металлических или железобетонных элементов, и связи 3, соединяющие стены 2 с днищем 1 или с опорами 4, установленными в грунтовом массиве.

Во время профилактических осмотров и ремонтов сооружения, которые проводятся в межнавигационный период, камера шлюза полностью опорожняется. В этот период снизу на днище могут действовать наибольшие нагрузки от давления воды, стремящиеся оторвать камеру шлюза от грунтового основания. Чтобы исключить такую возможность все действующие на камеру шлюза гравитационные силы, включая ее вес, в сумме должны превышать взвешивающую нагрузку от давления воды.

Для обеспечения устойчивости камеры шлюза и снижения ее материалоемкости днище 1 выполнено в виде железобетонной плиты, распространяющейся вглубь территории, за тыловую грань установленных стен 2. В этом случае, при соблюдении прочности конструкции, снижение материалоемкости камеры шлюза может быть равно объему, которое соответствует пригрузке консольных участков плиты грунтом обратной засыпки - 2Q тонн.

Похожие патенты RU2618138C1

название год авторы номер документа
Причальное сооружение 1985
  • Казаков Вячеслав Платонович
SU1305241A1
Камера судоходного шлюза 1985
  • Колосов Михаил Александрович
  • Баланин Василий Васильевич
SU1276750A1
ПИРС И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ 1993
  • Федоров Юрий Михайлович
RU2034951C1
СТЕНА ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 1992
  • Кагановская С.Е.
  • Малышев Г.В.
RU2045627C1
Способ строительства портового гидротехнического сооружения 2017
  • Федоров Юрий Михайлович
RU2656399C1
ПРИЧАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ И СПОСОБ ЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 1992
  • Федоров Ю.М.
  • Попов Л.Н.
  • Любомирова Ю.В.
RU2032789C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2010
  • Колосов Михаил Александрович
RU2425922C1
Применение конструкции камеры судоходного шлюза 1951
  • Басевич А.З.
SU98966A1
СБОРНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПОДПОРНАЯ СТЕНКА 1998
  • Петренко А.П.
RU2135695C1
Подпорная стенка 1981
  • Фельдман Янкель Натанович
  • Черепахин Александр Петрович
  • Лифар Анатолий Александрович
SU953110A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 618 138 C1

Реферат патента 2017 года Камера судоходного шлюза

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно - к строительству судоходных шлюзов. Камера судоходного шлюза включает железобетонное днище 1, установленные на нем стены 2 сборной конструкции и связи 3, соединяющие стены 2 с опорами 4, установленными в грунтовом массиве, или с днищем 1. Железобетонное днище 1 распространяется вглубь обратной засыпки, за тыловую грань установленных на нем стен 2, на величину не менее 20% их высоты и не менее 20% ширины камеры шлюза, образовывая за пределами камеры консоли. Консоли днища 1 сверху загружены грунтом обратной засыпки, что повышает общую устойчивость камеры шлюза и позволяет снизить ее материалоемкость на соответствующую величину. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 618 138 C1

1. Камера судоходного шлюза, включающая монолитное днище и закрепленные на нем стены, отличающаяся тем, что днище представляет собой железобетонную плиту, поперечные границы которой в виде консолей распространяются вовнутрь грунтового массива, за тыловые грани соответствующих стен, на величину не менее 20% их высоты и не менее 20% ширины камеры шлюза, причем закрепленные на днище стены выполнены из сборных элементов и снабжены анкерными устройствами.

2. Камера судоходного шлюза по п.1, отличающаяся тем, что анкерные устройства состоят из расположенных в грунтовом массиве опор и связей, соединяющих их со стенами.

3. Камера судоходного шлюза по п.1, отличающаяся тем, что анкерные устройства выполнены в виде связей, соединяющих стены с консольными участками днища, расположенными в грунтовом массиве.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2618138C1

ПЕРЕХВАЛЬСКИЙ В.С
Расчет судоходного шлюза
Москва, "Транспорт", 1965, с
Спускная труба при плотине 0
  • Фалеев И.Н.
SU77A1
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
Способ предварительного натяжения арматуры 1955
  • Басевич А.З.
SU106273A1
Судоходный шлюз 1986
  • Погорелов Петр Андреевич
SU1432135A1
CN 202989895 U, 12.06.2013
Способ отпуска изделий 1989
  • Шор Яков Иосифович
  • Херсонский Анатолий Кельманович
  • Любашевский Михаил Семенович
  • Анисимов Владимир Петрович
  • Сущенко Вячеслав Николаевич
  • Скокова Ирина Ивановна
SU1740455A1

RU 2 618 138 C1

Авторы

Мельник Григорий Викторович

Даты

2017-05-02Публикация

2015-12-14Подача