ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Российский патент 2017 года по МПК H02K9/14 H02K9/06 H02K5/18 H02K5/20 

Описание патента на изобретение RU2619595C1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса, и может применятся, например, в асинхронных двигателях общего назначения.

Известны электрические машины с воздушным охлаждением. К ним относятся серийные асинхронные двигатели закрытого исполнения (RU 2068610 С1, опубл. 27.10.1996; RU 2040846 С1, опубл. 25.07.1995; 666611, опубл. 05.06.79). Известна также электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая корпус, ребра, центробежный вентилятор на валу, кожух (Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/ А90 А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболенская. - М.: Энергоиздат, 1982. - 504 с., ил.). Недостатком этих электрических машин является то, что часть вала под вентилятором и подшипниковый щит не обдуваются при работе центробежного вентилятора. Воздух засасывается центробежным вентилятором через отверстия в кожухе и направляется кожухом в межреберное пространство. При этом воздух не обдувает подшипниковый щит, так как он прикрыт направляющим диском. В пространстве между диском, подшипниковым щитом и втулкой вентилятора возникает область пониженного давления, когда притока охлаждающего воздуха в эту область не происходит. Поэтому снижается эффективность наружного обдува, температура подшипникового щита повышена. При отсутствии направляющего диска интенсивного охлаждения также не происходит, так как часть потока воздуха между лопатками вентилятора подшипниковым щитом и втулкой вентилятора не отбрасывается в радиальном направлении, что приводит к снижению КПД вентилятора и дополнительным потерям на вентиляцию.

Техническим результатом является повышение эффективности теплоотдачи и повышение надежности работы электрической машины.

Задача решается тем, что в электрической машине, содержащей подшипниковый щит, вал, вентилятор, состоящий из втулки, лопаток, диска служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток, с торца вала в осевом направлении выполнено отверстие на глубину посадки вентилятора и выполнены отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, количество отверстий в радиальном направлении должно быть как минимум равно количеству лопаток вентилятора, радиальные отверстия во втулке вентилятора совпадают с радиальными отверстиями на валу электрической машины, вентиляционные лопатки выполнены с двух сторон диска.

На чертеже показаны продольный и поперечный разрезы электрической машины.

Электрическая машина содержит корпус 1, ребра 2, подшипниковый щит 3, кожух 4, вал 5, центробежный вентилятор, состоящий из лопаток 6, втулки 7, диска 8, выполняющего роль основания для лопаток, ребра жесткости, направляющей для потока воздуха.

Электрическая машина работает следующим образом.

При вращении центробежного вентилятора воздух поступает через отверстия в кожухе 4, далее движется в радиальном направлении, ударяясь о стенки кожуха 4, поток воздуха меняет направление и движется в осевом направлении вдоль корпуса 1 и ребер 2. В пространстве между подшипниковым щитом 3, диском 8 и втулкой вентилятора 7 создается область пониженного давления. В эту область засасывается воздух через осевое отверстие на валу 5 под втулкой вентилятора и радиальные сквозные отверстия во втулке 7 вентилятора и стенке вала 5 электрической машины. Далее этот поток воздуха соединяется с основным потоком воздуха. При этом воздух, проходя по осевому отверстию вала 5, по радиальным отверстиям через стенки вала 5, по пространству, ограниченному подшипниковым щитом 3 и диском 8 охлаждает вал 5 и подшипниковый щит 3 электрической машины.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемая электрическая машина позволяет увеличить поверхность охлаждения электрической машины, обдуваемой охлаждающим воздухом. Повышается теплоотдача с поверхности электрической машины. Снижается температура электрической машины, а следовательно, повышается надежность ее работы.

Похожие патенты RU2619595C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2017
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2658866C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2018
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2688918C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2000
  • Русаковский А.М.
  • Балкинд О.Я.
  • Вахитов Ю.Г.
  • Горелик Л.В.
  • Деснер О.Г.
  • Кравчик А.Э.
  • Крутояров А.В.
  • Петров С.В.
  • Пискунов С.В.
RU2173018C1
Асинхронный электродвигатель 1979
  • Бочкарев Игорь Викторович
SU817875A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННЕЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ РОТОРА 2012
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Мюллер Михаэль
RU2587543C2
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1984
  • Андрияка Владимир Николаевич
  • Соколова Галина Анатольевна
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1170555A2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Горелик Л.В.
RU2089033C1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА 2002
  • Загрядцкий В.И.
  • Качесова Е.Я.
RU2233529C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 619 595 C1

Реферат патента 2017 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса, и может применяться, например, в асинхронных двигателях общего назначения. Техническим результатом является повышение эффективности теплоотдачи и надежности работы электрической машины. Электрическая машина содержит подшипниковый щит, вал, вентилятор, состоящий из втулки, лопаток и диска, служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток. С торца вала в осевом направлении выполнено отверстие на глубину посадки вентилятора и выполнены отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом. Количество отверстий в радиальном направлении должно быть как минимум равно количеству лопаток вентилятора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 619 595 C1

1. Электрическая машина, содержащая подшипниковый щит, вал, вентилятор, состоящий из втулки, лопаток, диска, служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток, отличающаяся тем, что с торца вала в осевом направлении выполнено отверстие на глубину посадки вентилятора, и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, количество отверстий в радиальном направлении должно быть как минимум равно количеству лопаток вентилятора.

2. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что радиальные отверстия во втулке вентилятора совпадают с радиальными отверстиями на валу электрической машины.

3. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что вентиляционные лопатки выполнены с двух сторон диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2619595C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1993
  • Ефимов Г.М.
  • Кухарский М.П.
  • Мартынов С.В.
  • Соболенская Е.А.
RU2068610C1
0
SU94082A1
Электрическая машина 1989
  • Яковлев Александр Иванович
SU1679580A1
Электрическая машина закрытого исполнения 1977
  • Ковалев Евгений Борисович
  • Коробов Владимир Кузьмич
SU666611A1
US 4574210 A, 04.03.1986
WO 2013004559 A3, 10.01.2013.

RU 2 619 595 C1

Авторы

Саликов Михаил Петрович

Ямансарин Ильдар Ильдусович

Даты

2017-05-17Публикация

2016-04-20Подача