ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Российский патент 2019 года по МПК H02K5/18 H02K9/04 

Описание патента на изобретение RU2688918C1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса, и может применятся, например, в асинхронных двигателях общего назначения.

Известны электрические машины с воздушным охлаждением. К ним относятся серийные асинхронные двигатели закрытого исполнения (RU 2068610 С1, опубл. 27.10.1996; RU 2040846 С1, опубл. 25.07.1995; 666611, опубл. 05.06.79). Недостатком этих электрических машин является то, что часть вала под вентилятором и подшипниковый щит не обдуваются при работе центробежного вентилятора. Воздух засасывается центробежным вентилятором через отверстия в кожухе и направляется кожухом в межреберное пространство. При этом воздух не обдувает подшипниковый щит, так как он прикрыт направляющим диском. В пространстве между диском, подшипниковым щитом и втулкой вентилятора возникает область пониженного давления, тогда притока охлаждающего воздуха в эту область не происходит. Поэтому снижается эффективность наружного обдува, температура подшипникового щита повышена.

Известна также электрическая машина с воздушным охлаждением содержащая подшипниковый щит, вал, вентилятор состоящий из втулки, лопаток, диска служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток, в которой с торца вала в осевом направлении выполнено отверстие на глубину посадки вентилятора, и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом (RU 2619595 С1, опубл. 17.05.2017). Недостатком данной электрической машины является то что лишь небольшая часть потока воздуха будет проходить между диском и подшипниковым щитом. Небольшой воздушный поток соответственно будет недостаточно хорошо охлаждать подшипниковый щит и электрическую машину.

Техническим результатом является повышение интенсивности охлаждения электрической машины.

Задача решается тем, что электрическая машина содержащая подшипниковый щит, вал имеющий с торца осевое отверстия на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, кожух закрывающий вентилятор и часть корпуса электрической машины, в цилиндрической части кожуха выполнена кольцевая выпуклость обращенная к оси вращения электрической машины, кольцевая выпуклость расположена напротив зазора между подшипниковым щитом и диском вентилятора, кольцевая выпуклость выполнена в виде части дуги окружности и радиус дуги окружности находится в пределах от 0,1 до 0,5 от высоты ребра охлаждения корпуса электрической машины.

На чертеже показаны продольный, поперечный разрез (фиг. 1) и изометрия вентилятора с валом (фиг. 2) электрической машины.

Электрическая машина содержит корпус 1, ребра 2,выпуклость на радиальной части кожуха 3, кожух вентилятора 4, подшипниковый щит 5, центробежный вентилятор состоящий из лопаток 6, диска вентилятора 7, втулки вентилятора 8, выполняющего роль основания для лопаток, ребра жесткости, направляющей для потока воздуха, вал 9.

Электрическая машина работает следующим образом.

При вращении центробежного вентилятора воздух поступает через отверстия в кожухе 4, далее движется в радиальном направлении, ударяясь о стенки кожуха вентилятора 4, поток воздуха меняет направление и движется в осевом направлении вдоль кожуха вентилятора 4, корпуса 1 и ребер 2. При этом воздух, протекая вдоль кожуха вентилятора 4, доходит до выпуклости на радиальной части кожуха 3 расположенной напротив зазора между подшипниковым щитом 5 и диском вентилятора 7 состоящий из лопаток 6. В это месте за счет сужения сечения воздуховода происходит увеличение скорости движения потока воздуха. Увеличение скорости движения потока воздуха в этом месте приводит к созданию области пониженного давления. Имеет место явление из области аэродинамики, аналогичное крылу самолета в потоке воздуха. За счет этой области пониженного давления увеличивается приток воздуха по следующему пути: отверстия в кожухе вентилятора 4, осевое отверстие на валу 9 под втулкой вентилятора 8 и радиальные сквозные отверстия во втулке вентилятора 8 и стенке вала 9 электрической машины. Далее этот поток воздуха соединяется с основным потоком воздуха. При этом увеличивается объем воздуха проходящего по осевому отверстию вала 9, по радиальным отверстиям через стенки вала 9, по пространству ограниченному подшипниковым щитом 5 и диском вентилятора 7. Повышается интенсивность охлаждения вала 9 и подшипникового щита 5 электрической машины.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемая электрическая машина позволяет увеличить поток воздуха, проходящий через полую часть вала, радиальные отверстия вала и втулки, между диском и подшипниковым щитом таким образом улучшив охлаждение электрической машины.

Похожие патенты RU2688918C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2017
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2658866C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2016
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2619595C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
  • Сидоров Е.П.
RU2184274C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2021
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русаков Анатолий Михайлович
RU2770909C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННЕЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ РОТОРА 2012
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Мюллер Михаэль
RU2587543C2
Подшипниковый узел (его варианты) 1988
  • Дитер Гласс
  • Вильфрид Айксельбергер
  • Петер Бюрер
SU1734579A3
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1984
  • Андрияка Владимир Николаевич
  • Соколова Галина Анатольевна
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1170555A2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2000
  • Русаковский А.М.
  • Балкинд О.Я.
  • Вахитов Ю.Г.
  • Горелик Л.В.
  • Деснер О.Г.
  • Кравчик А.Э.
  • Крутояров А.В.
  • Петров С.В.
  • Пискунов С.В.
RU2173018C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 688 918 C1

Реферат патента 2019 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса и может применятся, например, в асинхронных двигателях общего назначения. Техническим результатом является повышение интенсивности охлаждения электрической машины. Электрическая машина содержит подшипниковый щит, вал, имеющий с торца осевое отверстие на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, кожух закрывающий вентилятор и часть корпуса электрической машины. В цилиндрической части кожуха выполнена кольцевая выпуклость обращенная к оси вращения электрической машины. Кольцевая выпуклость расположена напротив зазора между подшипниковым щитом и диском вентилятора. Она выполнена в виде части дуги окружности и радиус дуги окружности находится в пределах от 0,1 до 0,5 от высоты ребра охлаждения корпуса электрической машины. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 688 918 C1

1 Электрическая машина, содержащая подшипниковый щит, вал, имеющий с торца осевое отверстия на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, кожух, закрывающий вентилятор и часть корпуса электрической машины, отличающаяся тем, что в цилиндрической части кожуха выполнена кольцевая выпуклость, обращенная к оси вращения электрической машины.

2. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что кольцевая выпуклость расположена напротив зазора между подшипниковым щитом и диском вентилятора.

3 Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что кольцевая выпуклость выполнена в виде части дуги окружности.

4 Электрическая машина по п. 3, отличающаяся тем, что радиус дуги окружности находится в пределах от 0,1 до 0,5 от высоты ребра охлаждения корпуса электрической машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2688918C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1993
  • Ефимов Г.М.
  • Кухарский М.П.
  • Мартынов С.В.
  • Соболенская Е.А.
RU2068610C1
Станок для окорки бревен и разделения их на части определённой длины 1929
  • Куликов Я.И.
SU20313A1
Ящик для перевозки шлака мусора и т.п. 1928
  • Гоголев Ф.Г.
SU16807A1
US 4083917 A1, 11.04.1978
US 8531069 B2, 10.09.2013.

RU 2 688 918 C1

Авторы

Саликов Михаил Петрович

Ямансарин Ильдар Ильдусович

Даты

2019-05-23Публикация

2018-08-03Подача