ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Российский патент 2018 года по МПК H02K9/06 H02K5/18 

Описание патента на изобретение RU2658866C1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса, и может применятся, например, в асинхронных двигателях общего назначения.

Известны электрические машины с воздушным охлаждением. К ним относятся серийные асинхронные двигатели закрытого исполнения (RU 2068610 С1, опубл. 27.10.1996; RU 2040846 С1, опубл. 25.07.1995; 666611, опубл. 05.06.79). Недостатком этих электрических машин является то, что часть вала под вентилятором и подшипниковый щит не обдуваются при работе центробежного вентилятора. Воздух засасывается центробежным вентилятором через отверстия в кожухе и направляется кожухом в межреберное пространство. При этом воздух не обдувает подшипниковый щит, так как он прикрыт направляющим диском. В пространстве между диском, подшипниковым щитом и втулкой вентилятора возникает область пониженного давления, когда притока охлаждающего воздуха в эту область не происходит. Поэтому снижается эффективность наружного обдува, температура подшипникового щита повышена. При отсутствии направляющего диска интенсивного охлаждения также не происходит, так как часть потока воздуха между лопатками вентилятора подшипниковым щитом и втулкой вентилятора не отбрасывается в радиальном направлении, что приводит к снижению КПД вентилятора и дополнительным потерям на вентиляцию.

Известна также электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая подшипниковый щит, вал, вентилятор, состоящий из втулки, лопаток, диска, служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток, в которой с торца вала в осевом направлении выполнено отверстие на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом (RU 2619595 С1, опубл. 17.05.2017). Недостатком данной электрической машины является большое количество и сложность технологических операций для изготовления осевого отверстия с торца вала, радиальных отверстий полой части вала, радиальных отверстий во втулке вентилятора, шпоночного паза для крепления вентилятора на валу.

Техническим результатом является повышение технологичности конструкции и снижении числа технологических операций при производстве электрической машины.

Задача решается тем, что в электрической машине, содержащей подшипниковый щит, вал, вентилятор, состоящий из втулки, лопаток, диска, служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток, с торца вала в осевом направлении выполнено отверстие в виде радиально-аксиальной прорези, причем количество прорезей может быть от одной до трех и они повернуты относительно друг друга по окружности вала. Втулка вентилятора на внутреннем диаметре содержит выступы, количество выступов равно количеству прорезей, ширина выступа равна ширине прорези, глубина выступа в радиальном направлении не более половины толщины втулки вентилятора. Втулка вентилятора содержит радиальные прорези, совпадающие с выступами втулки вентилятора и расположенные на части втулки между диском и торцом втулки со стороны подшипникового щита. Прорези в радиальном направлении во втулке совпадают с радиально-аксиальными прорезями вала.

На чертежах показаны продольный, поперечный разрез электрической машины (фиг. 1), изометрия вентилятора с валом (фиг. 2) электрической машины, торцевая часть вала под вентилятор (фиг. 3) и вентилятор электрической машины (фиг. 4).

Электрическая машина содержит корпус 1, ребра 2, подшипниковый щит 3, кожух 4, вал 5, центробежный вентилятор, состоящий из лопаток 6, втулки 7, диска 8, выполняющего роль основания для лопаток, ребра жесткости, направляющей для потока воздуха.

Электрическая машина работает следующим образом.

С торца вала 5 в осевом направлении выполнены радиальные прорези. Радиальные прорези могут быть изготовлены фрезерованием за одну операцию, если необходима одна прорезь, или за две операции, если нужно две прорези и т.д. На вал 5 напрессовывается втулка вентилятора 7, имеющая на внутренней части выступы, так что эти выступы входят в радиальные прорези. При плотной посадке за счет выступов и прорезей вентилятор будет прочно крепиться на валу двигателя. При этом отпадает необходимость крепления вентилятора при помощи шпонки и шпоночного паза, так как вентилятор не будет проворачиваться из-за выступов во втулке вентилятора. При работе электрической машины поток охлаждающего воздуха проходит через отверстия в кожухе 4 прорези вала 5, радиальные прорези во втулке вентилятора 7 и охлаждает часть подшипникового щита 3, закрытого диском 8. Далее этот поток воздуха соединяется с основным потоком воздуха и проходит вдоль ребер 2 корпуса 1.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемая электрическая машина позволяет изготовить за минимальное количество технологических операций изготовить осевое и радиальные отверстия с торца вала. За счет выступов во втулке вентилятора вентилятор будет надежно крепиться на валу.

Похожие патенты RU2658866C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2016
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2619595C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2018
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2688918C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1990
  • Коцюбенко Валерий Павлович
  • Бондарев Виктор Николаевич
SU1725328A1
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1984
  • Андрияка Владимир Николаевич
  • Соколова Галина Анатольевна
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1170555A2
Подшипниковый узел (его варианты) 1988
  • Дитер Гласс
  • Вильфрид Айксельбергер
  • Петер Бюрер
SU1734579A3
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННЕЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ РОТОРА 2012
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Мюллер Михаэль
RU2587543C2
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2021
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русаков Анатолий Михайлович
RU2770909C1
РОТОР РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283524C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Горелик Л.В.
RU2089033C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 658 866 C1

Реферат патента 2018 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям электрических машин с наружным обдувом оребренного корпуса, и может применяться, например, в асинхронных двигателях общего назначения. Техническим результатом является повышение технологичности конструкции. Электрическая машина содержит подшипниковый щит, вал и вентилятор, состоящий из втулки, лопаток, диска, служащего в качестве ребра жесткости, направляющей для потока воздуха и основания для вентиляционных лопаток. Вал имеет с торца осевое отверстие на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом. Отверстие с торца вала выполнено в виде радиально-аксиальных прорезей в торце вала на глубину посадки втулки вентилятора. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 658 866 C1

1. Электрическая машина, содержащая подшипниковый щит, вентилятор с втулкой и лопатками, вал, имеющий с торца осевое отверстие на глубину посадки вентилятора и отверстия в радиальном направлении через втулку вентилятора и стенку полой части вала электрической машины между диском и подшипниковым щитом, отличающаяся тем, что отверстие с торца вала выполнено в виде радиально-аксиальных прорезей в торце вала на глубину посадки втулки вентилятора.

2. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что количество прорезей может быть от одной до трех и они повернуты относительно друг друга по окружности вала.

3. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что втулка вентилятора на внутреннем диаметре содержит выступы, количество выступов равно количеству прорезей, ширина выступа равна ширине прорези, глубина выступа в радиальном направлении не более половины толщины втулки вентилятора.

4. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что во втулке вентилятора в радиальном направлении выполнены прорези, совпадающие с выступами втулки вентилятора, расположенные на части втулки между диском и торцом втулки со стороны подшипникового щита.

5. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что прорези в радиальном направлении во втулке совпадают с радиально-аксиальными прорезями вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2658866C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2016
  • Саликов Михаил Петрович
  • Ямансарин Ильдар Ильдусович
RU2619595C1
Электрическая машина 1974
  • Кухарский Май Петрович
  • Самарский Станислав Семенович
  • Кошелева Галина Вячеславовна
SU531235A1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА НА ВАЛУ ПРИВОДА 2003
  • Гюльмамедов С.А.-О.
RU2231690C1
Конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины 1991
  • Песюков Вадим Николаевич
  • Вайсенгольц Владимир Абович
  • Баденко Николай Константинович
  • Рундау Владимир Иванович
  • Баран Степан Леонидович
SU1814150A1
Электрическая машина 1978
  • Акимов Сергей Валентинович
  • Разгуляев Борис Васильевич
  • Курилова Галина Ивановна
  • Корогодский Александр Нафтулович
  • Юргенсон Виктор Иванович
SU708465A1
Приспособление для сверления в трубах отверстий для заклепок 1919
  • Ядыков А.Н.
SU45484A1
US 4574210 A1, 04.03.1986.

RU 2 658 866 C1

Авторы

Саликов Михаил Петрович

Ямансарин Ильдар Ильдусович

Даты

2018-06-25Публикация

2017-09-07Подача