СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И АНТИЦИПАЦИИ Российский патент 2017 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2626277C2

Изобретение относится к области психологии, экспериментальной психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, стереоскопии, экологии человека и может быть использовано в обучении и образовании, при изучении принципов деятельности мозга, в когнитивной психологии, нейронауке, когнитивной науке.

Известно, что способность воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной перспективы [1] (далее 3D-феномен) соответствует развитию универсальных творческих (креативных) способностей [2].

Развитие трехмерных атрибутов 3D-феномена подробно представлено в описании изобретения [3] и работе [4]. В указанных источниках предполагается, что главным условием изменения восприятия плоскостных изображений является длительный тренинг к наблюдению стереоскопической глубины различных типов стереограмм. Начальным «индикатором» 3D-феноменом следует считать эффекты рельефности [5]. Именно по различным составляющим эффекта рельефности проверяются условия развития 3D-феномена. Сначала эффекты рельефности наблюдаются на некоторых плоскостных изображениях. По мере проведения тренинга диапазон плоскостных изображений с эффектами рельефности расширяется, рельефность переходит на уровень автоматизма [6]. И при завершении любые плоскостные изображения приобретают глубину, объемность, пространственную перспективу, т.е. трехмерные атрибуты 3D-феномена.

Для рассмотрения принадлежности некоторых особенностей 3D-феномена к антиципации воспользуемся двумя определениями. Первое, по мнению авторов работы [7] под антиципацией в современной психологии понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза.

Второе определение мы взяли из книги [8]: «Изучение физиологических основ поведения высших животных и человека привело многих исследователей к выводу, что любому целенаправленному действию всегда предшествует формирование в нервной системе некоторой модели будущего результата действия, то есть имеет место опережения действительного хода событий. Эволюция живой природы от биологических форм к социальной организации шла по пути увеличения способности прогнозирования будущего: увеличение точности и дальности прогнозов, расширение диапазона прогнозируемых явлений. Антиципация проявляется во всех областях человеческой активности: трудовой деятельности, повседневной жизни, спорте и т.д. Согласно позиции Анохина - любой живой организм, чтобы обеспечить свое выживание в определенных внешних условиях должен уметь заранее готовиться к тем внешним воздействиям, которые жизненно важны для его существования» [8].

В обобщенном представлении антиципация - это представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи построении действия [9]. Антиципационная состоятельность используется в области медицины [10], в психологических исследованиях [11]. Известен тест антиципационной состоятельности [12].

Задачей настоящего изобретения является применение зрительного восприятия, эффектов рельефности для расширения методик определения креативности и антиципационной состоятельности.

Задача достигается выбором набора изображений («НИ») с возможностью восприятия рельефности по показателям восприятия глубины и объемности цветовой палитры образов, пространственной перспективы, глубины восприятия слоев, повышением эффектов рельефности в условиях динамического изменения местоположения образов, демонстрацией этих изображений выборке «ВР1» и выделением из них выборки «ВР2» с наибольшими показателями выявления респондентами эффектов рельефности по всему набору «НИ», установлением, что эти респонденты имеют высшие показатели креативности, а респондентов «ВР2» со 100%-ным восприятием рельефности по всему набору «НИ» отнесением к наблюдаемому феномену антиципации

На фиг. 1 - фиг. 3 показаны изображения из набора последовательного развития восприятия глубины и объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений (далее 3D-феномен). На фиг. 1 показана Физическая карта мира - это из И1. Рельефность восприятия ранее была подтверждена выборкой более 1000 чел. Ранее было установлено, что до 90% респондентов утверждают восприятия рельефности на различных образах карты. Восприятие рельефности Физической карты мира относится к начальным состояниям изменения зрительного восприятия. В выборке участвовали как респонденты со специальной подготовкой, так и без нее. Под специальной подготовкой понимаются студенты, прошедшие курс обучения развития способности трехмерного восприятия плоскостных изображений. На фиг. 2 показана подборка, состоящая из фрагмента репродукции картины Д. Поллока «Лавандовый туман» (И1, И3)) и 5-ти горизонтальных строчек текста (И2). Восприятие объемности цветовых распределений фрагмента картины было ранее подтверждено при исследованиях на бинокулярном айтрекере. Утверждение о восприятии объема изображений было получено и для респондентов, прошедших упоминаемую ранее специальную подготовку. В нижней части фиг. 2 располагаются 5 рядов горизонтальных строчек. Ранее получена информация, что при проведения специальной подготовки некоторые из респондентов утверждают, что строчки образуют горизонтальную перспективу. Усиление восприятия рельефности было проверено при демонстрации фрагмента документального фильма о художнике Дж. Поллоке и показе изображения картины. Камера оператора двигалась по всему полотну картины. Видеоряд, включающий последовательную съемку всего полотна картины, усиливает восприятие объемности цветовой палитры (И4). Набор горизонтальный строчек использовался для определения состояния формирования восприятия горизонтальной перспективы образов 2D-изображений. На фиг. 3 представлен фрагмент каменной плитки (И1), на которой были зарегистрированы объективные (на бинокулярном айтрекере) эффекты глубины. Имеются и субъективные утверждения студентов, школьников о восприятии объема и движении слоев цветовой палитры (И4). Восприятие движения слоев, их усиление при перемещении головы относятся к условиям завершающего процесса развития способности воспринимать любые плоскостные изображения с 3D-атрибутами. На фиг. 4-I показан график тестирования 334 респондентов, составленный из 31 независимых групп респондентов. Они образуют выборку «ВР 1». Число вопросов составляло 9. По горизонтальной шкале откладывается показатель числа ответов, по вертикальной - вероятность значения показателя числа ответов. На фиг. 4-II показан график ответов по 5-ти вопросам, сформированный выборкой «вр2», относящихся к наивысшим показателям выборки из 334 респондентов.

Принцип действия способа следующий. Выбирается набор плоскостных изображений, на которых ранее были получены субъективные или объективные показатели рельефного восприятия. Набор включает изображения, охватывающие все особенности трехмерного восприятия образов плоскостных изображений. А именно: рельефность, формирование горизонтальной перспективы, усиление эффектов рельефности в условиях динамического движения изображений, восприятия распределение цветовой палитры по глубине и движение слоев, усиление движения слоев в условия горизонтального перемещения головы и глаз и субъективное утверждение респондентов о восприятии трехмерных атрибутов на всех плоскостных изображениях. Наборы изображений предъявляются респондентам, которые отвечают «да» (1) или «нет» (0) по восприятию трехмерных атрибутов. Для получения достоверных результатов респонденты разбиваются на независимые группы. Все полученные ответы объединяются и составляется база данных. Для наглядности строится график распределения ответов. Из базы данных выбирается группа респондентов с наивысшими показателями. По тесту Д. Торренса определяются показатели креативности. В том случае, если креативность выборки подпадает под наивысшие уровни, то делается вывод, что показатели рельефности характеризуют креативные способности. С другой стороны, начальные эффекты развития трехмерного восприятия любых плоскостных изображений, обозначаемые как рельефность некоторых изображений, подпадают под определение некоторой модели будущего результата действия. Под будущим результатом действия следует понимать развитие 3D-атрибутов образов на любых плоскостных изображениях. А действием является в современной среде обитания многократно усиливающее влияние плоскостными изображениями. Иными словами, используем одно из определений антиципации: «…перед любым целенаправленным действием способность формировать в нервной системе некоторой модели будущего результата действия…». И получаем соответствие преобразования рельефности до уровня 3D-феномена.

Покажем применение способа для опросов проведенных в одном из образовательных учреждений г. Казани. Общее число участников опроса было 334 человека, выделенных в 31 подгруппу. Учащимся были показаны фиг. 1 - фиг. 3. Влияние движения на восприятие рельефности фиг. 2 было получено при просмотре учащимися видеосъемки, которая была проведена в документальном фильме о Дж. Поллоке. Камера перемещалась по полотну картины «Лавандовый туман». Особенности восприятия движения слоев фиг. 3 осуществлялось при горизонтальном перемещении головы и глаз с восприятием объемность цветовой гаммы.

Учащимся было задано 9 вопросов. Первый вопрос (фиг. 1) - рельефность образов Физической карты мира (И1)? Второй вопрос (фиг. 2) - рельефность восприятия фрагмента картины (И1) и увеличение восприятия рельефности при динамическом движении камеры съемки - третий вопрос (И4). Четвертый и пятый вопросы - горизонтальная перспектива и отделение строк от белого фона. Вопрос горизонтальная перспектива строк (И2) - фиг. 2. Шестой вопрос - восприятие глубины цветовой палитры фиг. 3 (И1). Ее движение (И4) в неподвижном состоянии головы (седьмой вопрос) и смещении головы и глаз - восьмой вопрос (И4). Девятым был вопрос о восприятии рельефности на изображениях в окружающей среде (И1).

Результаты опросов показаны на фиг. 4-1. Утвердительно на 4 и менее вопросов ответило 58% выборки «ВР1». В правой части графика располагается 42% респондентов, ответивших утвердительно на 5 и более ответов. Из них положительно ответили на все 9 вопросов 4 респондента (или 1,2%). По выборке 42% респондентов была сформирована группа из 58 человек с наибольшими показателями ответов по рельефности изображений, относящихся к различным этапам развития 3D-феномена. Это выборка «вр 2». График результатов ответов «вр 2» показан на фиг. 4-II. В выборку «вр 2» были сгруппированы респонденты с наивысшими показателями по изображениям И1, И2, И3. Всего было 5 вопросов. 46 респондентов были проверены тестом Дж. Торренса, определившем уровень креативности по следующим ранжированным позициям: «отличный уровень» - 50% респондентов, «высокий уровень» - 30% респондентов, «выше нормы» - 17,5% и «норма» - 2,5% респондентов. Иными словами ,предлагаемая система определения различных уровней субъективной оценки рельефности позволяет утверждать, что она характеризует, в том числе, и креативность мышления.

Из выборки «ВР1» на все вопросы утвердительно ответили 4 респондента, или ≈1,2%. В терминах антиципации - это будущий результат действия по развитию трехмерных атрибутов 3D-феномена. На фиг. 4-1 они располагаются в правой крайней части распределения. Все, кто находится в левой части распределения, ответили хотя бы один раз положительно по восприятию рельефности. Например, рельефность образов Физической карты мира воспринимают 91% выборки «ВР1». Иными словами, в левой части находятся респонденты, у которых сформирована уже модель. В средней части - это респонденты действия по изменению зрительного восприятия. В правой части - респонденты с результатом действия. Особо следует отметить, что процесс изменения зрительного восприятия происходит исключительно при общении респондентов под влиянием различного уровня воздействия плоскостными изображениями.

Известна позиция научного директора Института динамики мозга (Франция, Марсель) г-на П. Брежестовского (док. фильм «Неразгаданная тайна». OTP), что творчество с активацией инсайта относится к пограничным областям мышления, соприкасающимся с неизвестной информационной надсистемой. Именно в состоянии наивысшего состояния творчества информационная система в пограничных областях просачивается на наш уровень мышления. Настоящее изобретение позволяет выявить респондентов, соответствующих пограничному уровню мышления.

Излагаемый в изобретении материал показывает, что зрительная система, развитие способности воспринимать образы плоскостных изображений с эффектами глубины, объема, пространственной перспективы позволяет сначала выявить, далее и развить креативные способности мышления и феномен антиципации.

Литература

[1]. Патент №2264299 RU. Способ формирования трехмерных изображений / В.Н. Антипов. Приор. 03.02.2003. Опубл. 20.11.2005. Бюл. №32.

[2]. Антипов В.Н., Попов Л.М. Инициация и развитие универсальных творческих способностей // Творчество: наука, искусство, жизнь: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - М.: 2015. Изд-во. Институт психологии РАН, - С. 27-32.

[3] Патент №2391948 RU. Способ развития стереоскопического зрения / Антипов В.Н., Антипов А.В. - Опубл. 20.06.2010. - Бюл №17.

[4]. Минзарипов Р.Г., Антипов В.Н. и др. 2009. О применении методики развития объемного креативно-когнитивного зрения в инновационном образовательном пространстве // Уч. зап. Каз. гос. ун-та. Естест. н. Т. 151, кн. 3. С. 266-277.

[5]. Патент №2553495 RU. Способ выявления феномена коллективно-когнитивного бессознательного восприятия / Антипов В.Н. - Опубл. 20.06.2015.- Бюл. №17.

[6] Антипов В.Н., Жегалло А.В. Трехмерное восприятие плоскостных изображений в условиях компьютеризованной среды обитания // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. №3. С. 97-111.

[7] Менделевич В.Д., Граница С.Г. Прогнозирование будущего и механизмы неврогенеза. Часть 2 / Неврологический весвестник - 2014 - Т. XLVI, вып. 1 - С. 51-57.

[8] Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства / И.А. Евин. - 2-изд. - М. - Иж.: Институт компьютерных исследований, 2003. - 164 с.

[9]. Психология. Словарь [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский]. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

[10]. Ларских М.В. Антиципационная состоятельность как критерий конструктивного перфекционизма / Неврологический весвестник - 2014 - Т. XLVI, вып. 1 - С. 22-27.

[11]. Даниленко О.И., Юревич О.И. Взаимосвязь уровня антиципационной состоятельности с характеристиками экзистенциональной исполненности человека / Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 10-12 сентября 2015 года. - Казань: Отечество, 2015. - С. 171-177.

[12]. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - №. - С. 35-40.

Похожие патенты RU2626277C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВУМЕРНОГО И ТРЕХМЕРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2014
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Звездочкина Наталия Васильевна
RU2597410C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА КОЛЛЕКТИВНО-КОГНИТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 2014
  • Антипов Владимир Николаевич
RU2553495C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ СПОСОБНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ, ОБЪЕМА ОБРАЗОВ ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ КАК ИНСАЙТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ 2014
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Антипова Анжелика Антоновна
RU2601652C2
Способ идентификации способности восприятия трехмерных атрибутов образов плоскостных изображений как структурных элементов объективной редукции 2016
  • Антипов Владимир Николаевич
RU2659138C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО ТРЕХМЕРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2011
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Вахрамеева Ольга Анатольевна
  • Жегалло Александр Владимирович
  • Хараузов Алексей Кольмарович
  • Шелепин Юрий Евгеньевич
  • Галимуллин Дамир Зиннурович
RU2484790C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНСАЙТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ 2015
  • Антипов Владимир Николаевич
RU2624672C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ТРЕХМЕРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2013
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Звездочкина Наталия Васильевна
RU2521842C1
СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ ОБРАЗОВ ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2014
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Попов Леонид Михайлович
RU2547957C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ ОБРАЗОВ НА ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ 2013
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Жегалло Александр Владимирович
RU2538452C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ И ОБЪЕМА ПЛОСКОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 2011
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Вахрамеева Ольга Анатольевна
  • Жегалло Александр Владимирович
  • Хараузов Алексей Кольмарович
  • Шелепин Юрий Евгеньевич
RU2489961C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 626 277 C2

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И АНТИЦИПАЦИИ

Изобретение относится к области психологии, экспериментальной психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, стереоскопии, экологии человека и может быть использовано в обучении и образовании, при изучении принципов деятельности мозга, в когнитивной психологии, нейронауке, когнитивной науке. Осуществляют наблюдение изображений, использование показателя восприятия на плоскостных изображениях эффектов рельефности на выборке респондентов («ВР1». При этом выбирают набор изображений («НИ») с возможностью восприятия рельефности по показателям восприятия глубины и объемности цветовой палитры образов, пространственной перспективы, глубины восприятия слоев, повышения эффектов рельефности в условиях динамического изменения местоположения образов, показывают эти изображения «ВР1» и выделяют из них выборку «ВР2» с наибольшими показателями выявления респондентами эффектов рельефности по всему набору «НИ», устанавливают, что эти респонденты имеют высшие показатели креативности, а респондентов «ВР2» со 100%-ным восприятием рельефности по всему набору «НИ» считают относящимися к феномену антиципации. Способ позволяет осуществить тестирования креативности и антиципации. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 626 277 C2

Способ тестирования креативности, включающий наблюдение изображений, использование показателя восприятия на плоскостных изображениях эффектов рельефности на выборке респондентов («ВР1»), отличающийся тем, что выбирают набор изображение («НИ») с возможностью восприятия рельефности по показателям восприятия глубины и объемности цветовой палитры образов, пространственной перспективы, глубины восприятия слоев, повышения эффектов рельефности в условиях динамического изменения местоположения образов, показывают эти изображения «ВР1» и выделяют из них выборку «ВР2» с наибольшими показателями выявления респондентами эффектов рельефности по всему набору «НИ», устанавливают, что эти респонденты имеют высшие показатели креативности, а респондентов «ВР2» со 100%-ным восприятием рельефности по всему набору «НИ» считают относящимися к феномену антиципации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2626277C2

СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ 2008
  • Антипов Владимир Николаевич
  • Антипов Антон Владимирович
RU2391948C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА КОЛЛЕКТИВНО-КОГНИТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 2014
  • Антипов Владимир Николаевич
RU2553495C1
МЕНДЕЛЕВИЧ В.Д
Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер 1923
  • Иссерлис И.Л.
SU2003A1
-
- С
Скоропечатный станок для печатания со стеклянных пластинок 1922
  • Дикушин В.И.
  • Левенц М.А.
SU35A1
МИНЗАРИПОВ Р.Г
и др., О применении методики развития объемного креативно - когнитивного зрения в инновационном образовательном пространстве // Уч
зап
Каз
гос
ун-та
Естест
н., 2009
Т
Двухколейная подвесная дорога 1919
  • Самусь А.М.
SU151A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ нагрева эквипотенциального катода в электронных вакуумных реле 1921
  • Чернышев А.А.
SU266A1

RU 2 626 277 C2

Авторы

Антипов Владимир Николаевич

Даты

2017-07-25Публикация

2016-01-11Подача