ВЕРТОЛЁТ-БУКСИРОВЩИК Российский патент 2017 года по МПК B64C27/04 B64D1/22 

Описание патента на изобретение RU2627912C1

Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки, в частности к вертолетам, и предназначено для значительного улучшения их полетных характеристик (грузоподъемность, дальность и пр.) без существенных конструктивных изменений.

Существующие вертолеты незначительно изменились со времени их создания (середина прошлого века). Произошла лишь замена силовой установки с поршневой на газотурбинную и продолжает совершенствоваться их вспомогательное оборудование (замена устаревающей электроники на более совершенную). Основные же технические характеристики (грузоподъемность, скорость и дальность полета) за прошедшие сорок лет практически не изменились (см. Политехнический словарь, издательство« советская энциклопедия», Москва 1976 г., стр. 73). Известен также летательный аппарат (патент RU №2595065), содержащий гирлянду из множества равномерно разрозненных по вертикали аэродинамических крыльев с подвешенным к ней перевозимым грузом. Этот летательный аппарат в случае его буксировки вертолетом (пристыковывается к верху гирлянды) позволяет многократно (в 3÷5 раз) улучшить основные характеристики: грузоподъемность и дальность полета, без существенных конструктивных изменений вертолета-буксировщика, но создает большие неудобства для экипажа, поскольку полет происходит со значительным (более 45°) продольным наклоном фюзеляжа вертолета.

Целью изобретения является обеспечение комфортных условий для экипажа несмотря на продольный наклон фюзеляжа вертолета.

Указанная цель достигается тем, что в вертолете-буксировщике, содержащем фюзеляж с размещенной в нем двигательной установкой, верхнерасположенный несущий воздушный винт, воздушный винт компенсации реактивного момента, установленный на конце хвостовой балки, и кабину пилотов в носовой части фюзеляжа, а также прикрепленную к низу фюзеляжа гирлянду из аэродинамических крыльев с подвешенным к ней перевозимым грузом, согласно изобретению с целью обеспечения комфортных условий для экипажа при значительном продольном наклоне фюзеляжа кабина пилотов заключена в сферу, имеющую возможность разнонаправленного вращения относительно фюзеляжа. При этом по крайней мере одна половина сферы выполнена прозрачной. А вращение сферы осуществляется обрезиненным колесом с электроприводом, фрикционно взаимодействующим с ее наружной поверхностью. И это колесо снабжено поворотным механизмом.

На фиг. 1 изображен вертолет в качестве буксировщика (т.е. с продольно наклонным фюзеляжем). На фиг. 2 показано расположение кабины пилотов во время полета.

Вертолет включает в себя фюзеляж 1 с размещенной внутри силовой установкой (не показана), верхнерасположенный несущий в/винт 2 и в/винт компенсации реактивного момента 3, установленный на конце хвостовой балки. Снизу к фюзеляжу 1 прикреплена гирлянда, состоящая из аэродинамических крыльев 4, поперечно соединенных двумя несущими тросами 5 и несколькими тросами 6, для изменения угла атаки крыльев 4. Снизу к гирлянде подвешен перевозимый груз (не показан). В передней части фюзеляжа 1 располагается кабина пилотов 7, помещенная в сферу 8, имеющую возможность разнонаправленного вращения относительно фюзеляжа 1. Вращение сферы 8 осуществляется колесом 9 с приводным электродвигателем 10 и поворотным механизмом 11. Беговая дорожка колеса 9 обрезинена. В фюзеляже 1 также установлено несколько (по количеству крыльев в гирлянде) лебедок 12, взаимодействующих с тросами б.

Комфортные условия для экипажа во время полета с большим продольным наклоном фюзеляжа обеспечиваются следующим образом. Сфера 8 с находящейся в ней кабиной пилотов 7 колесом 9 поворачивается в головной части фюзеляжа 1 таким образом, что пол кабины 7 всегда находится в горизонтальном положении. В случае возникновения наряду с продольным и поперечного наклона фюзеляжа 1 в колесе 9 совместно с приводным электродвигателем 10 задействуется и поворотный механизм 11. После установки сферы 8 в нужное положение она фиксируется в головной части фюзеляжа 1 (механизм фиксации не показан). Для обеспечения хорошего обзора по крайней мере одна половина сферы выполнена прозрачной. Кроме того, поскольку перевозимый груз (вар. пассажиры) и основной запас топлива будут находиться вне вертолета-буксировщика, то при длительных беспосадочных перелетах в освободившемся фюзеляже может отдыхать экипаж.

Похожие патенты RU2627912C1

название год авторы номер документа
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-1 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2639373C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2632387C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 3 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2641375C1
СТРАТОСФЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2022
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2799175C2
ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2628826C1
ВЕРТОЛЁТ КОМБИНИРОВАННОЙ СХЕМЫ 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2641565C1
МУЛЬТИПЛАН 2021
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2766483C2
НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2595065C1
КОНВЕРТОПЛАН - 2 2017
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2661255C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ 1994
  • Фефер Михаил Ильич
RU2089456C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 627 912 C1

Реферат патента 2017 года ВЕРТОЛЁТ-БУКСИРОВЩИК

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Вертолет-буксировщик содержит фюзеляж с размещенной в нем двигательной установкой, верхнерасположенный несущий воздушный винт, воздушный винт компенсации реактивного момента, установленный на конце хвостовой балки, и кабину пилотов в носовой части фюзеляжа. К нижней части фюзеляжа прикреплена гирлянда аэродинамических крыльев с подвешенным к ней перевозимым грузом. Кабина пилотов заключена в сферу, имеющую возможность разнонаправленного вращения относительно фюзеляжа. По крайней мере одна половина сферы выполнена прозрачной. Вращение сферы осуществляется обрезиненным колесом с электроприводом, фрикционно взаимодействующим с ее наружной поверхностью. Обеспечиваются комфортные условия для экипажа при продольном наклоне фюзеляжа вертолета. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 627 912 C1

1. Вертолет-буксировщик, содержащий фюзеляж с размещенной в нем двигательной установкой, верхнерасположенный несущий воздушный винт, воздушный винт компенсации реактивного момента, установленный на конце хвостовой балки, и кабину пилотов в носовой части фюзеляжа, а также прикрепленную к низу фюзеляжа гирлянду из аэродинамических крыльев с подвешенным к ней перевозимым грузом, отличающийся тем, что с целью обеспечения комфортных условий для экипажа при значительном продольном наклоне фюзеляжа кабина пилотов заключена в сферу, имеющую возможность разнонаправленного вращения относительно фюзеляжа.

2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере одна половина сферы выполнена прозрачной.

3. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что вращение сферы осуществляется обрезиненным колесом с электроприводом, фрикционно взаимодействующим с ее наружной поверхностью.

4. Вертолет по п. 3, отличающийся тем, что колесо снабжено поворотным механизмом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2627912C1

НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2595065C1
ВЕРТОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Чернов Владимир Глебович
RU2009078C1
WO 2016075428 A1, 19.05.2016
WO 2012030211 A1, 08.03.2011.

RU 2 627 912 C1

Авторы

Лялин Александр Поликарпович

Даты

2017-08-14Публикация

2016-09-23Подача