ВЕРТОЛЕТ Российский патент 1994 года по МПК B64C27/00 

Описание патента на изобретение RU2009078C1

Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании перспективных вертолетов.

Известны вертолеты, содержащие фюзеляж с кабиной и шасси, двигательную установку (ДУ) с несущим винтом (НВ) и автоматом перекоса и управления шагом лопастей (АП), хвостовую балку с компенсирующим винтом, систему управления (СУ). При всем широком разнообразии конструкций вертолетов открытыми остаются следующие вопросы: безопасное катапультирование экипажа в аварийной ситуации и посадка на наклонные площадки.

Целью изобретения является повышение функциональной эффективности.

Для этого кабина вертолета связана с фюзеляжем шарнирно с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, а кресла экипажа выполнены катапультируемыми. Фюзеляж содержит или одно опорное колесо или пару колес на качающейся подвеске, а кабина снабжена разнесенной парой колес.

На фиг. 1 показан предлагаемый вертолет; на фиг. 2 - то же, боковой разрез; на фиг. 3 - катапультирование экипажа; на фиг. 4 - посадка на наклонную плоскость; на фиг. 5 - вариант подвески заднего шасси.

Вертолет состоит из фюзеляжа 1, кабины 2, НВ 3, хвостовой балки с компенсирующим винтом, шасси - переднего 4 и заднего 5.

Фюзеляж 1 содержит ДУ, АП с НВ 3, топливные баки и грузовой (функциональный) отсек 6. Шасси 5 выполнено в виде одного колеса или пары колес, установленной на фюзеляже 1 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О3 на подвеске с пружинами 7. Фюзеляж 1 содержит также хвостовую балку с приводом от ДУ на компенсационный винт.

Кабина 2 содержит катапультируемые кресла 8 для экипажа, размещенные на направляющих 9 и снабженные пороховыми ускорителями и парашютами, а также сбрасываемые фонари 10, СУ 11 и шасси 4.

Фюзеляж 1 и кабина 2 связаны друг с другом посредством подшипников 12 и фиксатора 13 с возможностью поворота вокруг оси О2, а крайняя поворотная часть кабины 2 имеет зубчатое зацепление 14, связанное с приводом 15. СУ 11 посредством кабеля 16 связывает органы управления вертолетом и приборы контроля с приводами управления АП, ДУ и др.

В исходном положении экипаж располагается в креслах 8, фонари 10 закрыты, фиксатор 13 скрепляет фюзеляж 1 и кабину 2 в единое целое, НВ 3 вращается вокруг оси О1, благодаря чему вертолет осуществляет полет.

При резком маневрировании вертолета (значительном наклоне фюзеляжа 1 вбок) пилоты расцепляют фиксатор 13 и приводом 15 приводят кабину 2 в наиболее удобное (вертикальное) положение. Эта операция может осуществляться и автоматически - по командам с СУ 11 на привод 15. При возникновении аварийной ситуации кабина 2 также наклоняется вбок приводом 15 (фиг. 3), фонари 10 сбрасываются, и экипаж катапультируется на креслах 8 под НВ 3.

В случае необходимости совершить посадку на наклонную поверхность (например, склон горы) пилоты также расцепляют фиксатор 13 и приводом 15 поворачивают кабину 2 вокруг оси О2 так, чтобы ось шасси 4 была параллельна поверхности посадки - при этом фюзеляж 1 остается практически вертикальным, а вертолет устанавливается на шасси 4 и 5 (фиг. 4, 5). Его положение будет еще более устойчивым, если центр масс (точка приложения силы тяжести Рк) кабины 2 будет лежать под осью О2.

При использовании изобретения расширяются функциональные возможности вертолета - при маневрировании кабины с экипажем может сохранять вертикальное положение, вертолет может успешно садиться и взлетать, используя наклонные площадки, что очень важно для горной местности, кроме того, обеспечивается эффективное катапультирование экипажа в аварийных ситуациях. (56) Изансон А. М. Советское вертолетостроение, М. , Машиностроение, 1981, с. 264-269.

Похожие патенты RU2009078C1

название год авторы номер документа
СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2005656C1
Летательный аппарат 1989
  • Таранцев Александр Алексеевич
SU1827363A1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2027639C1
САМОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2028966C1
САМОЛЕТ 1996
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2120394C1
ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ 2000
  • Бугаков И.С.
  • Карташев В.Б.
  • Киямов Р.Н.
  • Лаврентьев А.П.
  • Лукашенко Д.Г.
  • Павлов Л.Н.
  • Птицын А.Н.
  • Степанов А.И.
  • Шаргин В.П.
  • Шувалов В.А.
RU2175625C1
Вертолет, способы его использования и стоянка для него 1991
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Таранцев Андрей Александрович
SU1810231A1
САМОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2026239C1
УДАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2022
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2810821C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 009 078 C1

Реферат патента 1994 года ВЕРТОЛЕТ

Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании перспективных моделей вертолетов. Технической задачей изобретения является повышение функциональной эффективности. Вертолет содержит фюзеляж 1, автономную поворотную кабину 2 экипажа с катапультируемыми креслами 8 и системой 11 управления с кабелем 16, грузовой отсек 6, несущий винт 3, переднее 4 и заднее 5 шасси, фонарь 10 и направляющие 9. Кабина поворачивается вокруг продольной оси вертолета. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 009 078 C1

1. ВЕРТОЛЕТ, содержащий фюзеляж с грузовым отсеком и баками, двигательную установку с несущим винтом и автоматами перекоса и управления шагом лопастей несущего винта, хвостовую балку с компенсирующим винтом, шасси и автономную кабину экипажа с катапультируемыми креслами и системой управления, отличающийся тем, что автономная кабина экипажа связана с фюзеляжем шарнирно с возможностью поворота вокруг продольной оси вертолета, а приводом ее поворота с фиксатором снабжен или фюзеляж, или сама кабина. 2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что шасси закреплено на нем шарнирно с возможностью поворота вокруг продольной оси вертолета.

RU 2 009 078 C1

Авторы

Таранцев Александр Алексеевич

Чернов Владимир Глебович

Даты

1994-03-15Публикация

1992-08-19Подача