Изобретение относится к области авиации, а именно к трансформируемым летательным аппаратам, и может быть использовано для создания машин с укороченным взлетом и посадкой для внеаэродромной эксплуатации.
Известны трансформируемые летательные аппараты (Транспортно-десантный конвертоплан V - 22), сочетающие в себе функции вертолета и самолета, но, как показала практика их эксплуатации, плохого вертолета и плохого самолета. И, кроме того, они оказались как дороги в производстве, так и ненадежны в эксплуатации.
Целью изобретения является создание летательного аппарата, пригодного для внеаэродромной эксплуатации, но сохраняющего все положительные качества самолета.
Указанная цель достигается тем, что в летательном аппарате, содержащем фюзеляж со среднерасположенным несущим крылом, хвостовой стабилизатор с навешенными на него винтомоторными установками, по изобретению для снижения взлетно-посадочных скоростей несущее крыло разделено на несколько секций, имеющих возможность вращения как независимо от других секций, так и совместно с ними на продольной оси трубчатого сечения, имеющей механизм вращения. При этом каждая секция крыла снабжена тормозными механизмами, которыми она может взаимодействовать как с другими секциями, так и с трубчатой осью. А на концах крыла установлены плоские диски круглой формы с диаметром, превосходящим наибольшую длину хорды крыла. Кроме того, фюзеляж по крайней мере в средней его части выполнен с плоскими боковыми стенками. Винтомоторные же установки снабжены автоматами перекоса вертолетного типа.
На фиг. 1 изображен летательный аппарат (далее ЛА) в плане. На фиг. 2 - разрез Г-Г. На фиг. 3 - разрез Д-Д.
ЛА включает в себя груз-пассажирский фюзеляж 1, среднерасположенное крыло 2, продольно разделенное на секции а, б, в, посаженные на трубчатую ось 3. Фюзеляж 1 замыкается хвостовым стабилизатором 4 с навешенными на него винтомоторными установками (далее ВМУ) 5, оснащенными автоматами перекоса вертолетного типа (не показаны). Трубчатая ось 3 поперечно пересекает фюзеляж 1 в местоположении (примерном) центра тяжести ЛА и подсоединена к механизму вращения (не показан). Все секции крыла 2 имеют тормозные механизмы (не показаны), которыми могут взаимодействовать как с трубчатой осью 3, так и с другими секциями. Фюзеляж 1 образован из двух вертикально расположенных корпусов 6 с плоскими боковыми стенками 7. На концах крыльев установлены плоские диски круглой формы 8 (используются для повышения аэродинамической эффективности крыла 2).
ЛА функционирует следующим образом. Перед стартом на трубчатой оси 3 производится раскрутка крыла 2 таким образом, чтобы кромка крыльев, оказавшаяся снизу, двигалась в направлении предстоящего взлета.
При этом вращающееся крыло создает вокруг себя вихревой поток, идентичный вихревому потоку вокруг ротора «Флеттнера», но большей интенсивности. К аналогичным выводом пришел и Н.Е. Жуковский в 1909 г., экспериментируя с вращающейся плоской пластиной (итогом стала вихревая теория подъемной силы крыла).
Далее, запускаются ВМУ 5 и начинается разгон ЛА (против ветра), до того момента, когда подъемная сила вращающегося крыла не превысит веса машины, и тогда производится взлет. После набора безопасной высоты (1500÷2000 м) производится одновременная остановка вращения обоих коренных секций (в) крыла 2 с фиксацией их в «самолетном» положении. Одновременно с этим ЛА переводится в режим пологого пикирования с постепенным набором скорости. Далее, поочередно, производится прекращение вращения и других секций крыла с использованием их тормозных механизмов (не показаны). После достижения достаточной скорости пикирование прекращается и полет продолжается в самолетном режиме. Перед посадкой ЛА, также в режиме пикирования, производится поэтапная раскрутка крыла 2 до снижения скорости полета до взлетно-посадочной. Посадка ЛА также производится против ветра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУЛЬТИПЛАН | 2021 |
|
RU2766483C2 |
КОНВЕРТОПЛАН-1 | 2017 |
|
RU2666503C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 РГ | 2017 |
|
RU2661260C1 |
НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ | 2015 |
|
RU2595065C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 | 2016 |
|
RU2632387C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 3 | 2016 |
|
RU2641375C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-1 | 2016 |
|
RU2639373C1 |
Винтомоторный самолёт вертикального взлёта | 2015 |
|
RU2613074C2 |
СТРАТОСФЕРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2799175C2 |
ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2628826C1 |
Изобретение относится к области трансформируемых летательных аппаратов для внеаэродромной эксплуатации. Летательный аппарат содержит фюзеляж со среднерасположенным несущим крылом и хвостовой стабилизатор с навешенными на него винтомоторными установками. Несущее крыло разделено на несколько секций, имеющих возможность вращения, как независимо от других секций, так и совместно с ними на продольной оси трубчатого сечения, имеющей механизм вращения. Изобретение направлено на уменьшение взлетно-посадочных скоростей путем вращения крыла совместно с продольной трубчатой осью. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Летательный аппарат, содержащий фюзеляж со среднерасположенным несущим крылом, хвостовой стабилизатор с навешенными на него винтомоторными установками, отличающийся тем, что с целью уменьшения взлетно-посадочных скоростей несущее крыло разделено на несколько секций, имеющих возможность вращения как независимо от других секций, так и совместно с ними на продольной оси трубчатого сечения, имеющей механизм вращения.
2. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что каждая секция крыла снабжена тормозными механизмами, которыми она может взаимодействовать как с другими секциями, так и с трубчатой осью.
3. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что на концах крыла установлены плоские диски круглой формы с диаметром, превосходящим наибольшую длину хорды крыла.
4. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что фюзеляж по крайней мере в средней его части выполнен с плоскими боковыми стенками.
5. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что винтомоторные установки снабжены автоматами перекоса вертолетного типа.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КРИОГЕННЫЙ КОНВЕРТОПЛАН | 2009 |
|
RU2394723C1 |
DE 0019715827 A1, 22.10.1998 | |||
ТАРЕЛЬЧАТЫЙ ГРАНУЛЯТОР | 1986 |
|
SU1415516A1 |
Авторы
Даты
2018-07-13—Публикация
2017-08-07—Подача