СПОСОБ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ ПО ДАННЫМ БОРТОВЫХ УСТРОЙСТВ РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ Российский патент 2017 года по МПК G06F17/40 G01D9/00 G08G5/00 G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2628031C1

Изобретение относится к области авиационной техники. Способ применяется для автоматической идентификации элементов, выполненных экипажем в полете, а также для автоматической оценки и анализа техники пилотирования при выполнении элементов полета с целью выявления нарушений методики их выполнения и определения готовности экипажа для выполнения очередных полетных заданий.

Наиболее близким аналогом является система подготовки данных для анализа результатов пилотирования - патент RU 2179744, кл. G08G 5/00, 2002 г. Способ, реализованный в известной системе, включает интерпретацию заданий полета в виде упорядоченного множества элементов полета, каждый из которых представляет собой участок полета и соответствующие ему параметры, отражающие состояние модели системы "летчик-воздушное судно-среда"; автоматическое определение начала и конца участков полета; выявление участков с установившимся и неустановившимся режимами пилотирования; выявление участков входа и выхода на соответствующий участок; выделение на участках полета совокупности параметров, значения которых заданы в полетном задании; сравнение текущих значений параметров полета с заданными с выявлением отклонений от заданных значений параметров; вычисление количественных оценок за участки пилотирования, элементы и полет в целом с выявлением характерных ошибок пилотирования.

Выявление ошибок и оценка отклонений только по нормативам курсов боевой (летной) подготовки (КБП), осуществляемые способом, реализованным в этой системе, не обеспечивает выявление нарушений методики выполнения элементов полета, что является главной задачей оперативного (межполетного) анализа, направленного на определение готовности экипажа к выполнению очередного полетного задания, а также на определение мер по исключению выявленных нарушений, ошибок и отклонений от методики выполнения элементов полета. Кроме того, не реализован статистический анализ результатов автоматической оценки выполнения элементов полета, что снижает влияние выходных результатов оценки на показатели качества летного обучения.

Задачей настоящего изобретения является оперативное получение в процессе проведения полетов непосредственно перед очередным вылетом экипажа достоверных результатов оценки и анализа техники пилотирования при выполнении элементов в предыдущем полете путем автоматизации процессов идентификации элементов полета, их оценки и анализа с использованием совокупности контролируемых параметров, необходимой для выявления нарушений методики выполнения элементов полета и определения готовности экипажа к выполнению очередного полетного задания.

Указанный результат достигается тем, что способ оценки и анализа техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации включает формализацию курсов летной подготовки в объеме, необходимом для информационно-справочного обеспечения и решения прикладных задач летной подготовки, путем описания предметной области в виде совокупности параметров, их значений и словарей, с использованием которых производится представление упражнений курса определенной последовательностью характеристик; разработку и ввод в базу данных методических схем упражнений полетного задания; разработку полетных заданий с использованием формализованного курса и методических схем упражнений; разработку моделей идентификации с учетом особенностей выполнения элементов полета в раздельном и слитном вариантах пилотирования; считывание зарегистрированной информации с бортового устройства регистрации воздушного судна; обработку полетной информации с идентификацией элементов полета и определение значений контролируемых параметров в конкретных точках и на участках траектории полета; сравнение результатов идентификации элементов полета и параметров их выполнения с данными полетного задания; оценку полноты и последовательности выполнения полетного задания; оценку техники пилотирования отдельных элементов и этапов полета по нормативам курса боевой подготовки; оценку упражнений и полета в целом; анализ техники пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета; запись результатов оценки и анализа в базу данных и их хранение в качестве статистического материала; анализ данных статистики с получением обобщенных данных о летной подготовке экипажей авиационной части.

Способ может быть использован для решения аналогичных задач на авиационных тренажерах. Общая схема решения задач автоматизированной оценки и анализа представлена на фиг. 1.

При этом методические схемы имеют формализованную часть, включающую перечень этапов, элементов и условия их выполнения в виде списка параметров и значений для каждого этапа и элемента, и неформализованную часть, содержащую различные указания и сведения, подлежащие использованию при разработке полетного задания. Разработка моделей идентификации осуществляется с учетом определения начала и завершения элементов полета в режимах горизонтального полета, полета с набором и со снижением высоты, по прямой и с разворотом. Идентификация элементов полета производится по характерной для каждого элемента совокупности отдельных, различных по методике выполнения, участков траектории полета. Анализ техники пилотирования производится по определенной совокупности частных показателей качества с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета.

Формализация КБП проводится разработчиком курса в объеме, необходимом для информационно-справочного обеспечения летной подготовки (решение задач перспективного планирования, планирование полетов, подготовка летного состава к полетам, разработка полетных заданий, решение задач объективного контроля, учет результатов летной подготовки и др.). Формализация курса выполняется с использованием специальной программы, обеспечивающей описание предметной области в виде совокупности параметров, их значений и словарей, с использованием которых производится представление упражнений курса определенной последовательностью характеристик. Параметры могут иметь числовые значения, значения в виде понятий, значения в формате «дата», «время», «угол» и др. Содержание словарей формируется набором параметров в зависимости от принадлежности к объекту описания. Содержание каждого упражнения записывается определенным набором характеристик, перечень которых при необходимости может быть расширен. Для формализации упражнений КБП определен следующий перечень характеристик: номер упражнения; неформализованное представление содержания в текстовом виде; вид подготовки; элементы и направления обучения; минимальное количество полетов, установленное для освоения упражнения; общая продолжительность полета; продолжительность выполнения основной части полетного задания; вид упражнения (полета по упражнению: вывозной, тренировочный, зачетный и др.); тип воздушного судна (боевой, учебно-боевой и др.); необходимое количество экипажей для выполнения группового полета; метеорологические условия выполнения; высота полета; район выполнения упражнения (зона, маршрут, огневой полигон, тактический полигон и др.); характеристика местности (равнинная, горная, водная поверхность); ограничения по допустимой нагрузке; требования к уровню подготовки и натренированности членов экипажа; организационно-методические указания; показатель сложности упражнения; этапы и элементы полетного задания; дополнительные данные (дополнительные требования и указания, имеющие отношение только к данному упражнению); алгоритм учета результатов выполнения полетного задания (налета в часах, количества полетов по видам и элементам видов летной подготовки, данные о проверках по видам летной подготовки, данные о перерывах в полетах по видам и элементам видов летной подготовки, данные о достигнутом уровне летной подготовки и др.). Содержание характеристик записывается в табличном виде. Количество полей и строк в таблицах ограничений не имеет. Данные в характеристике могут быть записаны с признаком принадлежности данных: тип самолета, номер полета, классная квалификация летчика, условия выполнения, высота полета и др. Характеристика может быть записана с распределением данных по значениям одного признака принадлежности или нескольких без ограничения. Кроме этого, данные в характеристике могут быть записаны в виде групп, каждая из которых в общем случае может быть маркирована следующими признаками: «альтернативные данные» (используется для всех характеристик); для записи перечня этапов и элементов полетного задания: «количество повторений не определено», «последовательность элементов группы не определена», «элемент может отсутствовать». Необходимость в использовании данных признаков обусловлено наличием неоднозначности в содержании отдельных упражнений курса.

Структура упражнений формализованного КБП может быть представлена в следующем виде.

Общая структура упражнения:

1. Номер упражнения

2. Наименование упражнения

3. Содержание упражнения КБП в текстовом виде (копия)

4. Характеристика 1

5. Характеристика 2

……………

N. Характеристика N

Структура характеристики

1. Параметры, определяющие принадлежность данных характеристики.

2. Содержание характеристики.

Структура данных, определяющих принадлежность содержания характеристики

Параметр 1: Значение 1.1.1, Значение 1.1.2, …, Значение 1.1.а; Значение 1.2.1, Значение 1.2.2, …, Значение 1.2.б; ………………………………………………………………………………… Значение 1.А.1, Значение 1.А.2, …, Значение 1.А.г; Параметр 2: Значение 2.1.1, Значение 2.1.2, …, Значение 2.1.д; Значение 2.2.1, Значение 2.2.2, …, Значение 2.2.е; ………………………………………………………………………………… Значение 2.Б.1, Значение 2.Б.2, …, Значение 2.Б.ж; ………………………………………………………………………………… Параметр N: Значение N.1.1, Значение N.1.2, …, Значение N.1.з; Значение N.2.1, Значение N.2.2, …, Значение N.2.и; ………………………………………………………………………………… Значение N.B.1, Значение N.B.2, …, Значение N.B.к.

Содержание характеристики:

Тип 1

Значение 1, Значение 2, …, Значение n.

Например, для характеристики «Тип самолета» значениями могут быть: боевой самолет, учебно-боевой самолет, учебно-тренировочный самолет, т.е. упражнение может быть выполнено на любом типе самолета.

Тип 2

Параметр 1: Значение 1.1, Значение 1.2, …, Значение 1.а;

Параметр 2: Значение 2.1, Значение 2.2, …, Значение 2.б;

…………………………………………………………………

Параметр Р: Значение Р.1, Значение Р.2, …, Значение Р.в.

Например, для характеристики «Условия выполнения» содержание характеристики может быть записано в следующем виде:

- метеорологические условия выполнения: в ПМУ (простые метеорологические условия), в СМУ (сложные метеорологические условия) под облаками;

- высота выполнения задания: на предельно малой высоте, на малой высоте, на средней высоте;

- облачность в баллах не более: 6;

- полетная видимость не менее: 7000.

Тип 3

Данная структура ориентирована на запись характеристики «Учет результатов летной подготовки».

Понятие 1.1, Понятие 1.2: Понятие 1.2.1, Понятие 1.2.2, …, Понятие 1.2.г;

Понятие 2.1, Понятие 2.2: Понятие 2.2.1, Понятие 2.2.2, …, Понятие 2.2.д;

………………………………………………………………………………………

Понятие R.1, Понятие R.2: Понятие R.2.1, Понятие R.2.2, …, Понятие R.2.e.

Например:

Понятие 1.1 = «Учет полетов по упражнениям КБП»,

Понятие 1.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 1.2.1 = «Номер упражнения NNN», Понятие 1.2.2 = «Номер упражнения XXX», …, Понятие 1.2.г = «Номер упражнения УУУ»;

Понятие 2.1 = «Учет перерывов в полетах по элементам видов летной подготовки»,

Понятие 2.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 2.2.1 = «ЭлВЛП_1», Понятие 2.2.2 = «ЭлВЛП_2», …, Понятие 2.2.г = «ЭлВЛП_N»;

Понятие 2.1 = «Учет перерывов в полетах на проверку по видам летной подготовки»,

Понятие 2.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 2.2.1 = «ВЛП_1», Понятие 2.2.2=«ВЛП_2», …, Понятие 2.2.Г = «ВЛП_N»;

……………………………………………………………………………………………

Примечание:

ЭлВЛП - элемент вида летной подготовки, ВЛП - вид летной подготовки.

Тип 4

Данная структура ориентирована на запись характеристики «Требования к уровню летной подготовки и натренированности».

Понятие 1.1,

Понятие 1.2: Понятие 1.2.1, Значение 1.1.1, …, Понятие 1.2.з, Значение 1.2.з;

Понятие 2,

Понятие 2.1: Понятие 2.1.1, Значение 2.1.1, …, Понятие 2.1.и, Значение 2.1.и;

…………………………………………………………………………………………

Понятие Р.1,

Понятие Р.2: Понятие Р.2.1, Значение Р.2.1, …, Понятие Р.2.к, Значение Р.2.к.

Например:

Понятие 1.1 = «Иметь налет не менее»,

Понятие 1.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 1.2.1 = «Наименование вида налета 1», Значение 1.2.1,

Понятие 1.2.2 = «Наименование вида налета 2», Значение 1.2.2,

Понятие 1.2.з = «Наименование вида налета 3», Значение 1.2.з;

Понятие 2.1 = «Иметь количество полетов по ЭлВЛП не менее»,

Понятие 2.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 2.2.1 = «Наименование ЭлВЛП_1», Значение 2.2.1,

Понятие 2.2.2 = «Наименование ЭлВЛП_2», Значение 2.2.2,

……………………………………………………………………………………………

Понятие 2.2.з = «Наименование ЭлВЛП_з», Значение 2.2.з;

Понятие 3.1 = «Не иметь перерывов в полетах по ЭлВЛП»,

Понятие 3.2 = «Наименование соответствующего раздела базы данных»:

Понятие 3.2.1 = «Наименование ЭлВЛП_1», Значение 3.2.1,

Понятие 3.2.2 = «Наименование ЭлВЛП_2», Значение 3.2.2,

……………………………………………………………………………………………

Понятие 3.2.и = «Наименование ЭлВЛП_и», Значение 3.2.з;

……………………………………………………………………………………………

Тип 5

Структура характеристики, представленная в виде схемы, ориентирована на запись этапов и элементов полетного задания.

Признаки неоднозначности используются в тех случаях, когда в упражнении относительно отдельных элементов допускаются различные варианты их выполнения:

АЛ (признак наличия альтернативных данных) - элементы 1.1 и 1.2 этапа 1 являются альтернативными, т.е. выполняется один из отмеченных номером группы 1 (таких групп может быть несколько).

НП (признак неустановленной последовательности выполнения) - элементы 1.3 и 1.4 группы 1 и элементы 1.6 и 1.7 группы 2 могут быть выполнены в любой последовательности.

НК (признак неустановленного количества повторений) - элемент 1.8 этапа 1 и элемент 2.2 этапа 2 могут быть выполнены многократно в соответствии с полетным заданием.

МО (признак, указывающий, что при повторной отработке упражнения элемент в полетном задании может отсутствовать) - в данном примере элемент 1.9 этапа 1.

При разработке полетных заданий на предстоящую летную смену производится устранение указанных в упражнении неоднозначностей.

Одним из предназначений курса является его использование при разработке методических схем упражнений, которые являются основным источником данных при разработке полетных заданий, подлежащих выполнению в процессе предстоящих полетов. Это обусловлено тем, что в курсе указываются данные, общие для всех авиационных частей и подразделений, без учета особенностей организации и проведения полетов в конкретных условиях. В методических схемах конкретизируются все параметры выполнения полетных заданий с учетом условий проведения полетов в данной авиационной части. Методическая схема разрабатывается в виде полетного задания без указания принадлежности к конкретному экипажу. Методическая схема имеет формализованную часть, включающую перечень этапов и элементов, подлежащих выполнению, а также условия их выполнения в виде списка параметров и значений для каждого этапа и элемента. Неформализованная часть методической схемы содержит различные указания и сведения, подлежащие использованию при разработке полетного задания: графическая схема полета в виде последовательности условных обозначений элементов с параметрами и значениями их выполнения, условия выполнения упражнения, результата моделирования, требования по безопасности полета; нормативы оценки и др.

Данные методической схемы, в свою очередь, используются для разработки полетного задания, подлежащего выполнению в процессе проведения предстоящих полетов. При разработке полетного задания указывается перечень упражнений, подлежащих отработке в полете, вид полета по каждому упражнению (вывозной, тренировочный, зачетный и др.), конкретизируется перечень элементов, которые должны быть выполнены в полете (ах), параметры выполнения элементов, исключается неоднозначность в данных, записывается дата проведения полетов, назначается время вылета и продолжительность полета, конкретизируются элементы воздушного пространства, которые выделяются для выполнения данного полетного задания (номера зоны, маршрута, полигона и др.), записывается позывной командира экипажа (летчика), а также фамилии членов экипажа (например, инструктора). Разработанное полетное задание может быть использовано как типовое в качестве «шаблона» для подготовки полетного задания для выполнения в период предстоящих полетов. При этом, не меняя содержания полетного задания, записывается новая дата проведения полетов, меняется время вылета и, при необходимости, продолжительность полета, конкретизируются элементы воздушного пространства, которые выделяются для выполнения данного полетного задания (номера зоны, маршрута, полигона и др.), если полетное задание разрабатывается для другого экипажа, записывается другой позывной командира экипажа (летчика), а также другие фамилии членов экипажа. Разработка и ввод параметров полетного задания выполняется с использованием специальной программы «Разработка полетных заданий». Ввод в базу данных программного обеспечения параметров полетного задания является обязательным условием для решения задач оценки и анализа техники пилотирования в автоматизированном режиме. Данные операции выполняются в период проведения общей и предварительной подготовки к полетам. В целом подготовка полетного задания с использованием данного программного обеспечения соответствует установленному порядку разработки полетных заданий в авиационных частях. Программное обеспечение, предназначенное для формализации курса боевой (летной) подготовки и разработки полетных заданий, является универсальным и может быть использовано по предназначению для всех родов авиации и типов воздушных судов.

Перед решением задач оценки и анализа сначала производится перезапись полетной информации с ее носителя в базу данных наземного устройства обработки полетной информации, после чего выполняется экспресс-анализ полетной информации с целью выявления нарушений летно-эксплуатационных ограничений воздушного судна, отказов и нарушений работоспособности авиационной техники, а также нарушений правил ее эксплуатации. Одновременно (в едином цикле) производится идентификация элементов полета, а также определение значений контролируемых параметров в контрольных точках и на участках траектории полета.

В данном случае под идентификацией элементов полета понимается определение их вида (вираж на форсаже, вираж на максимуме, горка, переворот и др.), а также вычисление значений параметров, характеризующих фактические (зарегистрированные) условия их выполнения, которые определяются значениями высот, скоростей, углов крена, тангажа, курса, скольжения, атаки, перегрузок и др. Идентификация элементов полета производится по характерной для каждого элемента совокупности отдельных, различных по методике выполнения, участков траектории полета. Основной принцип идентификации заключается в том, что для каждого элемента определяются характерные признаки, расчетные параметры и возможные пределы их изменения, которые в совокупности представляют собой уникальное для каждого элемента описание, позволяющее отличать элементы между собой. В процессе разработки модулей распознавания были учтены возможные варианты выполнения элементов полета с таким расчетом, чтобы вероятность их идентификации была не менее 0,95. Главное отличие способов распознавания данного изобретения от существующих в настоящее время заключается в более точном определении времени начала и завершения элементов полета и их отдельных участков со средней квадратической ошибкой не более ±1 с, что позволило значительно повысить достоверность выходных результатов оценки и анализа, выполненных в автоматизированном режиме. При разработке модулей идентификации учтены особенности выполнения элементов полета в раздельном и слитном вариантах пилотирования, а также возможность начала и завершения элементов полета в режиме горизонтального полета, полета с наборе высоты и со снижением, по прямой и с разворотом. Во время работы модуля идентификации производится вычисление значений контролируемых параметров: физические значения параметров, зарегистрированные в полете (например, высота, скорость, перегрузка в контрольной точке); отклонения физических значений параметров от заданных полетным заданием (например: отклонение высоты и скорости от заданных значений на вводе и выводе), расчетные значения (например: угол разворота, дисперсия, курсовой угол радиостанции и др.). Значения контролируемых параметров используются при решении задач оценки и анализа.

Оценка техники пилотирования проводится по нормативам КБП. Нормативы курса вводятся в базу данных устройства обработки полетной информации разработчиком курса в процессе его формализации. Сначала производится оценка техники пилотирования по каждому элементу, выполненному экипажем в полете, по двух- или четырехбалльной системе. При этом каждый элемент получает оценку «зачет»/«незачет» или «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Элемент, выполненный на оценку «незачет» или «неудовлетворительно», считается не выполненным. Затем выполняется сравнение списка элементов полетного задания, подлежащих выполнению, с перечнем элементов, фактически выполненных экипажем в полете, и формулируется оценка по двухбалльной системе по полноте и последовательности выполнения полетного задания, а также оценки за этапы полета, упражнения и полет в целом по двух- или четырехбалльной системе. Оценка техники пилотирования производится по ограниченному количеству контролируемых параметров, характеризующих общий результат выполнения элемента. Например: вираж предельный по тяге оценивается по отклонению высоты и скорости ввода от заданных значений, максимальному отклонению высоты и скорости полета от фактических значений высоты и скорости ввода, отклонению по углу разворота; петля Нестерова оценивается по отклонению от заданных значений высоты и скорости полета на вводе и выводе, величине нормальной перегрузки на вводе, максимальному отклонению угла атаки на участке управления по углу атаки, по величине отклонения угла курса на выводе относительно ввода. Оценка по ограниченному перечню контролируемых параметров не обеспечивает решение одной из главных задач объективного контроля - выявление нарушений методики выполнения элементов полета, определение причин неудовлетворительных результатов их выполнения, определение влияния на безопасность полета выявленных нарушений и отклонений, определение готовности экипажа к выполнению очередного полетного задания.

В настоящей системе решение данной задачи производится в модуле анализа техники пилотирования с использованием значительно большего, по сравнению с оценкой, количества контролируемых параметров, которые обеспечивают выявление нарушений методики выполнения элементов полета (таблица 1).

В качестве показателей качества при анализе используются:

- фактические (зарегистрированные в полете) значения параметров полета;

- отклонения фактических значений параметров полета от значений, заданных полетным заданием (в т.ч. установленных руководством по летной эксплуатации воздушного судна и методикой выполнения элементов полета);

- экстремальные, наибольшие и наименьшие значения на участках установившихся и неустановившихся режимов полета;

- дисперсия параметров на участках установившегося режима полета;

- показатели координированности управления;

- продолжительность участков полета;

- среднее значение параметров полета и их отклонения от заданных значений;

- частота (количество) дискретных действий на определенных участках (этапах) траектории полета.

Перечень контролируемых параметров для анализа подобран таким образом, чтобы алгоритм автоматизированного анализа был приближен к работе инструктора, что особенно значимо для контроля самостоятельных полетов летного состава.

При формировании перечня контролируемых параметров для автоматизированного анализа учтены требования руководства по летной эксплуатации воздушного судна, требования методик выполнения элементов полета, а также личный опыт летного состава.

Анализ выполняется методом сравнения значений контролируемых параметров с нормативами классификации их значений. Нормативы, используемые при анализе качества выполнения элементов полета, в отличии от нормативов курсов боевой подготовки, разрабатываются отдельно под каждый тип воздушного судна и для каждого элемента, что обеспечивает необходимую для практики летной подготовки достоверность выходных результатов анализа. В модуле анализа определены нормативы двух уровней. Первый характеризует возможность летчика (экипажа) по пилотированию в зоне оптимальных значений параметров полета. Нормативы анализа первого уровня определяются моделью следующего вида:

Nx=mx±1,0*σx

Нормативы анализа второго уровня можно представить моделью вида:

Nx=mx±К*σх,

где Nx - нормативное значение параметра;

mх - оценка математического ожидания;

σх - оценка среднего квадратического отклонения;

К - коэффициент, величина которого определяется допустимой вероятностью значений контролируемого параметра.

Например, если область допустимых значений контролируемого параметра включает все значения, вероятность (частота) регистрации которых не превышает 0,85, коэффициент К будет равен 1,44. В этом случае нарушение методики выполнения элемента по параметру X будет иметь место, если значение контролируемого параметра выйдет за пределы нормативного значения Nx. Каждое из таких выявленных нарушений получает статус события - Si. В общем случае причиной неудовлетворительного результата выполнения элемента может быть определенная совокупность таких событий, которая отображает и причину, и причинно-следственную связь событий. Например, отсутствие или недостаточная продолжительность прямолинейного участка пикирования может быть констатирована следующим сообщением: «Отсутствие (недостаточная продолжительность) прямолинейного участка пикирования: занижено среднее значение угла крена на вводе, занижен угол атаки на вводе, занижена вертикальная перегрузка на выводе, преждевременное по высоте начало вывода из пикирования».

В качестве общей характеристики уровня летной подготовки и натренированности летчика (экипажа) в технике пилотирования используется интегральный показатель качества (ИПК), который определяется как вероятность выполнения элемента, этапа, упражнения и полета в целом в области (зоне) оптимальных значений параметров полета:

Для элемента «X»: ИПКх=1-ΣSx/ΣРх,

где ΣSx - количество событий выхода значений контролируемых параметров за пределы значений, определяющих на числовой оси зону оптимальных значений (ЗОЗ) данного параметра;

ΣРх - общее количество контролируемых параметров данного элемента.

Аналогично определяются значения ИПК для этапов, упражнений и полета в целом.

Результаты оценки и анализа выводятся на экран видеотерминала (дисплея) в табличном виде (фиг. 2, 3), а также записываются в базу данных и хранятся в качестве статистического материала в течение всего периода летной работы летчика.

В данном изобретении для анализа статистических данных реализованы следующие функции:

- вывод на экран видеотерминала в графическом виде значений показателей качества выполнения полетного задания (значений контролируемых параметров, их оценок по нормативам курса, оценок и интегральных показателей качества выполнения элементов, этапов, упражнений, полета в целом);

- расчет и нанесение на графики значений показателей качества линий тренда, характеризующих динамику изменения показателей качества (результатов летной подготовки);

- выявление характерных для данного летчика (экипажа) нарушений методики выполнения элементов полета в целях совершенствования методики летного обучения;

- совершенствование (коррекция) нормативной базы оценки и анализа.

Таким образом, способ обеспечивает автоматизацию процессов идентификации, оценки и анализа техники пилотирования при выполнении элементов, выполненных экипажем в полете; оперативное решение задач оценки и анализа в процессе проведения полетов непосредственно перед очередным вылетом экипажа воздушного судна; повышение достоверности выходных результатов идентификации, оценки и анализа за счет исключения человеческого фактора на выходные данные «ручных» методов контроля действий летного состава; выявление нарушений методики выполнения элементов полета; запись и хранение результатов оценки и анализа за весь период летной работы членов экипажа в виде статистического материала; анализ статистических данных за указанный период летной подготовки для решения следующих задач: наблюдение за динамикой изменения результатов оценки и анализа техники пилотирования; выявление наиболее характерных для данного летчика нарушений методики выполнения элементов полета и на этой основе совершенствование методики летного обучения; совершенствование нормативной базы решения задач оценки и анализа; адаптацию (настройку) программного обеспечения и нормативной базы в зависимости от особенностей организации летной подготовки в данной авиационной части.

Полученные данные в совокупности могут быть использованы для ранжирования летного состава, выбора экипажей с наиболее устойчивыми навыками подготовки, определения уровня летной натренированности и других целей.

Похожие патенты RU2628031C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТИРОВАНИЯ 2001
  • Найденов И.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Кодола В.Г.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
RU2179744C1
СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ПОЛЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЦИФРОВЫХ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА 2023
  • Молчанов Андрей Сергеевич
  • Чаусов Евгений Викторович
  • Абрамов Денис Валерьевич
  • Лозицкий Максим Александрович
RU2799904C1
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2250511C1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Габрелян А.А.
  • Пасекунов И.В.
  • Сорокин В.Ф.
  • Федотов Г.А.
  • Кодола В.Г.
RU2247430C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ 2012
  • Сахаров Александр Александрович
  • Фальков Александр Иосифович
  • Боярская Нелли Афанасьевна
  • Лосева Валентина Александровна
  • Журавлев Алексей Геннадьевич
  • Дышаленкова Татьяна Геннадьевна
  • Бардыбахина Любовь Николаевна
  • Сальникова Нина Дмитриевна
  • Кретинина Татьяна Павловна
  • Урюпина Татьяна Николаевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
RU2477521C1
СИСТЕМА СБОРА, РЕГИСТРАЦИИ, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПАРАМЕТРАХ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Кузнецов Г.К.
RU2194307C1
Способ формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам 2018
  • Кузнецов Игорь Борисович
RU2689086C1
СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ПОЛЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВАЛИДАЦИИ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2022
  • Солдатов Алексей Сергеевич
RU2780244C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием 2018
  • Завершинский Владимир Витальевич
RU2693392C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 628 031 C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ ПО ДАННЫМ БОРТОВЫХ УСТРОЙСТВ РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Изобретение относится к анализу техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации. Для анализа техники пилотирования осуществляют формализацию курсов боевой подготовки определенным образом, разрабатывают и вводят в базу данных методические схемы упражнений, разрабатывают полетные задания на основе формализованного курса и методических схем, разрабатывают модели идентификации для различных элементов полета, считывают зарегистрированную информацию с бортового устройства регистрации, производят идентификацию элементов полета, сравнивают результаты идентификации с данными полетного задания, оценивают полноту и последовательность его выполнения, оценивают отдельные элементы полета и полет в целом, анализируют технику пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета, записывают результаты в базу данных статистики, получают обобщенные данные о летной подготовке экипажей авиационной части. Обеспечивается достоверность результатов оценки и анализа техники пилотирования. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 628 031 C1

1. Способ оценки и анализа техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации, включающий:

- формализацию курсов боевой подготовки в объеме, необходимом для информационно-справочного обеспечения и решения прикладных задач летной подготовки, путем описания предметной области в виде совокупности параметров, их значений и словарей, с использованием которых производится представление упражнений курса определенной последовательностью характеристик;

- разработку и ввод в базу данных методических схем упражнений полетного задания;

- разработку полетных заданий с использованием формализованного курса и методических схем упражнений;

- разработку моделей идентификации с учетом особенностей выполнения элементов полета в раздельном и слитном вариантах пилотирования;

- считывание зарегистрированной информации с бортового устройства регистрации воздушного судна;

- обработку полетной информации с идентификацией элементов полета и определение значений контролируемых параметров в конкретных точках и на участках траектории полета;

- сравнение результатов идентификации элементов полета и параметров их выполнения с данными полетного задания,

- оценку полноты и последовательности выполнения полетного задания;

- оценку техники пилотирования отдельных элементов и этапов полета по нормативам курса боевой подготовки;

- оценку упражнений и полета в целом;

- анализ техники пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета;

- запись результатов оценки и анализа в базу данных и их хранение в качестве статистического материала;

- анализ данных статистики с получением обобщенных данных о летной подготовке экипажей авиационной части.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что методические схемы имеют формализованную часть, включающую перечень этапов, элементов и условия их выполнения в виде списка параметров и значений для каждого этапа и элемента, и неформализованную часть, содержащую различные указания и сведения, подлежащие использованию при разработке полетного задания.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что разработка моделей идентификации осуществляется с учетом определения начала и завершения элементов полета в режимах горизонтального полета, полета с набором и со снижением высоты, по прямой и с разворотом.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что идентификация элементов полета производится по характерной для каждого элемента совокупности отдельных, различных по методике выполнения, участков траектории полета.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что анализ техники пилотирования производится по определенной совокупности частных показателей качества с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2628031C1

СИСТЕМА СБОРА, РЕГИСТРАЦИИ, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПАРАМЕТРАХ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Кузнецов Г.К.
RU2194307C1
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ 2005
  • Селезнев Станислав Леонидович
  • Тарасов Владимир Владимирович
  • Сапронов Александр Сергеевич
  • Киселев Вячеслав Михайлович
  • Мягкоступов Сергей Павлович
  • Панкрушев Анатолий Иванович
  • Краснопирка Анатолий Михайлович
  • Пинаев Сергей Александрович
  • Озеран Николай Иванович
  • Аршакян Александр Агабегович
RU2311616C2
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2250511C1
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ПИЛОТИРОВАНИЯ САМОЛЕТА ЛЕТЧИКОМ НА ЭТАПЕ ПОСАДКИ ПО ДАННЫМ ШТАТНОГО БОРТОВОГО УСТРОЙСТВА РЕГИСТРАЦИИ 2010
  • Полуэктов Сергей Павлович
  • Кашковский Виктор Владимирович
  • Тихий Иван Иванович
  • Лапин Иван Петрович
RU2436164C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОГО ПЛАСТА 2008
  • Абдулмазитов Рафиль Гиниятуллович
  • Рамазанов Рашит Газнавиевич
  • Страхов Дмитрий Витальевич
  • Зиятдинов Радик Зяузятович
  • Жиркеев Александр Сергеевич
RU2378502C1
US 20140212847 A1, 31.07.2014.

RU 2 628 031 C1

Авторы

Басов Игорь Вячеславович

Исаев Сергей Александрович

Кожемяченко Олег Брониславович

Коженков Леонид Юрьевич

Кузнецов Олег Юрьевич

Литвак Валентин Абрамович

Лысов Андрей Алевтинович

Пикалов Игорь Валентинович

Сланчевский Владимир Михайлович

Чигорский Андрей Олегович

Даты

2017-08-14Публикация

2016-08-09Подача