Устройство заправки топливом легкого самолета Российский патент 2017 года по МПК B64D37/16 

Описание патента на изобретение RU2629618C1

Изобретение относится к устройствам заправки топливом легкого самолета, а именно к горловинам для верхней заправки топливных баков самолета, имеющего V-образное крыло.

Известно устройство заправки самолета путем подачи топлива из заправочного пистолета топливозаправщика непосредственно в горловину бака самолета.

Например, стандартная заправочная горловина на самолете Як-40 размещается на верхней панели крыла примерно на 70% размаха крыла, а заливная горловина на самолете Ан-2, примерно на 30% размаха крыла.

Недостатком такой заправки является то, что для самолета с V-образным крылом при стоянке самолета с креном заправка наклоненной вниз консоли крыла будет неполной. Также как недостаток надо отметить, что заправка крыла через стандартную горловину требует, чтобы механик располагался на крыле, куда можно попасть, либо перейдя по крылу от центроплана, либо с помощью стремянки с земли, но после заправки одного крыла необходимо перейти на другое крыло по верхней поверхности либо по земле, но вместе со стремянкой. Ходить по верхней поверхности крыла опасно. Крылья с тонкостенными панелями из композиционных материалов не допускают самой возможности наступать на них ногами, надо пользоваться специальными трапами или вводить в конструкцию технологическую толщину панели, которая допускает перпендикулярную нагрузку от ноги.

Технической задачей изобретения является упростить процедуру заправки самолета топливом, исключить необходимость перемещения механика по крылу или вдоль крыла при заправке топливом и обеспечить гарантированную заправку топливных баков V-образных крыльев, в том числе при любых допустимых кренах самолета на стоянке.

Поставленная задача решается следующим образом: устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, имеющего фюзеляж, V-образное крыло с топливными баками в правой и левой консоли крыла, заправочные горловины, трубопроводы, отличающееся тем, что заправочные горловины установлены на верхней площадке поворотного коллектора, расположенного в плоскости симметрии самолета и шарнирно закрепленного в нижней части, при этом расположение заправочных горловин при вертикальном положении коллектора превышает верхний уровень топливных баков.

На фиг. 1 изображен поворотный коллектор в убранном положении.

На фиг. 2 изображен поворотный коллектор в вертикальном положении.

На фиг. 3 изображены трассы трубопроводов заправки (баки правой консоли условно не показаны), поворотный коллектор в вертикальном положении.

На фиг. 4 изображены трассы трубопроводов заправки (баки правой консоли условно не показаны), поворотный коллектор в убранном положении.

Сущность изобретения состоит в том, что поворотный коллектор симметричной конструкции 1 (фиг. 1 и фиг. 2) размещен между консолями крыла самолета и в полете может складываться вдоль потока. Поворотный коллектор имеет две заправочные горловины 2 и 3 (фиг. 3), которые расположены максимально близко друг к другу и симметрично относительно плоскости симметрии самолета. В нижней части поворотный коллектор шарнирно соединяется с кронштейном крепления, внутри которого проходит поворотное безшланговое соединение известной конструкции, от кронштейна крепления отходят трубопроводы заправки баков 7 (фиг. 3) левой консоли 5 и баков правой консоли 6 (баки правой консоли условно не показаны).

Конструкция работает следующим образом: перед заправкой поворотный коллектор 1 переводится в вертикальное положение и фиксируется стопором известной конструкции, открываются пробки заливных горловин 2 и 3. С помощью заправочного пистолета топливо подается в одну из горловин последовательно с другой, топливо по стойке 1 попадает в поворотное безшланговое соединение 4 и далее в трубопровод 5 или 6, из трубопровода перетекает в баки соответствующей консоли крыла.

Окончание заправки контролируется по появлению топлива в сетчатом фильтре горловины. Механик заправляет баки правого и левого крыла с верхней поверхности центральной части фюзеляжа, не сходя с места, отпадает необходимость ходить по крылу. После окончания заправки горловины закрываются пробками, поворотный коллектор складывается вдоль фюзеляжа и фиксируется стопором известной конструкции.

Таким образом, заправочное устройство обеспечивает гарантированную заправку правого и левого баков V-образного крыла, в том числе при всех допустимых углах крена самолета на стоянке, так как верхняя точка заправочной горловины будет всегда выше верхней точки топливного бака.

Устройство повышает безопасность труда механика при заправке, так как отпадает необходимость передвигаться по верхнему крылу к заправочной горловине, которая расположена на большом расстоянии от середины самолета.

Устройство не требует усиления верхней панели крыла для того, чтобы можно было по нему ходить, так, например, высокотехнологичные панели на основе стеклоткани или углеродного волокна при малой толщине не допускают перпендикулярных нагрузок, а значит ходить по ним запрещено.

Похожие патенты RU2629618C1

название год авторы номер документа
Летательный аппарат с дополнительным сбрасываемым крылом 2018
  • Иванов Игорь Анатольевич
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Русаков Андрей Алексеевич
RU2682157C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ СИСТЕМОЙ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2629478C2
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1992
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2111150C1
ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ С УКОРОЧЕННЫМ И ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ "ЛАДОГА-9 УВ" 2001
  • Шуликов К.В.
RU2196707C2
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2627975C2
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1
ОКЕАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРАБЕЛЬНО-АВИАЦИОННАЯ РАКЕТНАЯ 2021
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2753818C1
СКОРОСТНОЙ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2015
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2609856C1
ПАЛУБНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2658739C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 629 618 C1

Реферат патента 2017 года Устройство заправки топливом легкого самолета

Изобретение относится к устройствам заправки топливом самолета. Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, заправочные горловины (2, 3) которого установлены на верхней площадке поворотного коллектора (1). Коллектор (1) расположен в плоскости симметрии самолета и шарнирно закреплен в нижней части. Расположение заправочных горловин (2, 3) при вертикальном положении коллектора (1) превышает верхний уровень топливных баков (7). Изобретение обеспечивает гарантированную заправку правого и левого баков V-образного крыла при всех допустимых углах крена самолета на стоянке. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 629 618 C1

Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, имеющего фюзеляж, V-образное крыло с топливными баками в правой и левой консоли крыла, заправочные горловины, трубопроводы, отличающееся тем, что заправочные горловины установлены на верхней площадке поворотного коллектора, расположенного в плоскости симметрии самолета и шарнирно закрепленного в нижней части, при этом расположение заправочных горловин при вертикальном положении коллектора превышает верхний уровень топливных баков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2629618C1

СИСТЕМА ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ 1987
  • Лещинер А.-Л.С.В.
  • Борисов Д.Г.
  • Красинский М.Б.
SU1445090A1
RU 12821 U1, 10.02.2000
US 6736354 B2, 18.05.2004
US 4932609 A1, 12.06.1990.

RU 2 629 618 C1

Авторы

Яковлев Владимир Васильевич

Писарев Вячеслав Витальевич

Гаврилов Максим Сергеевич

Даты

2017-08-30Публикация

2016-03-10Подача