Винторулевое устройство Российский патент 2017 года по МПК B63H25/38 

Описание патента на изобретение RU2632351C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования винторулевых устройств (ВРУ).

Известна судовая винторулевая колонка для движения и маневрирования судна в ледовых условиях, обеспечивающая поворот винта в горизонтальной плоскости, содержащая обтекаемую стойку и гондолу с размещенными внутри них элементами приводного механизма, и гребной вал, консольно выступающий с противоположных концов гондолы и с закрепленными на нем с кормового и носового концов соответственно кормовым и носовым гребными винтами (см. патент РФ № 2540200, МПК B63H 25/38, 2015 г.).

Недостаток этого и других подобных устройств: ограничения по максимальной мощности, большая сложность и стоимость.

Известно также винторулевое устройство, включающее два симметрично установленных вертикальных стабилизатора, два смонтированных на баллерах пера рулей, установленных в плоскостях стабилизаторов, и образованные смежными кромками стабилизаторов и перьев рулей эжекционные каналы (см. патент РФ № 2540200, МПК B63H025/38, 2015 г.).

К недостаткам этого решения можно отнести наличие второго руля, которое значительно усложняет и удорожает ВРУ.

Наиболее близким устройством–прототипом является винторулевое устройство, которое содержит гребной винт, руль и специальные спрямляющие лопатки, расположенные после винта (см. патент РФ №2331546, МПК B63H5/14, B63H1/28 B63H7/02, 2008 г.).

Однако он не имеет пера руля, что не позволяет изменять направление движения судна.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является повышение маневренности судна и увеличение тяги гребного винта.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в уменьшении сопротивления, создаваемого пером руля, обеспечивающем максимальную эффективность винта и минимальные потери от руля, создаваемой гребным винтом, что приводит к повышению коэффициента использования энергии струи.

Поставленная задача решается тем, что винторулевое устройство, содержащее гребной винт, руль и спрямляющие лопатки, отличается тем, что входные кромки пера руля заострены, при этом верхняя и нижняя части входной кромки пера руля отогнуты в разные стороны, а ее средняя часть симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения винта. Кроме того, на пере руля по окружности винта установлены спрямляющие лопатки.

Сопоставительный анализ существенных признаков предлагаемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом отличительные признаки формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак, указывающий, что «входные кромки пера руля заострены», позволяет уменьшить сопротивление.

Признак, указывающий, что «верхняя и нижняя части входной кромки пера руля отогнуты в разные стороны» обеспечивает безударный вход струи по всему диаметру (сечению) на перо руля.

Признак, указывающий, что «средняя часть (пера) симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения винта» связан с минимальной закруткой струи в центре пера.

Установка дополнительных спрямляющих лопаток на пере руля по окружности винта обеспечивает направление всей созданной вращающимся винтом струи окружающей среды однонаправленно вдоль линии оси винта.

Схема винторулевого устройства (вид сверху) показана на чертеже.

На чертеже показаны: кормовая часть судна 1; гребной винт 2; входные кромки пера руля (верхняя 3 и нижняя 4); направление 5 струи воды, сходящей с винта; тангенциальная направляющая 6 (окружная) и осевая составляющая 7 струи воды, сходящей с винта; струя 8 воды, натекающая на входную кромку пера руля; перо руля 9; дополнительные спрямляющие лопатки 10.

Винторулевое устройство содержит гребной винт 2, расположенный в кормовой части судна 1, руль с пером 9 и спрямляющие лопатки 10. Перо руля 9 имеет верхнюю 3 и нижнюю 4 входные кромки, которые заострены. При этом верхняя 3 и нижняя 4 части входной кромки пера руля 9 отогнуты в разные стороны, а ее средняя часть симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения гребного винта 2. Спрямляющие лопатки 10 установлены на пере руля 9 по окружности гребного винта 2.

Винторулевое устройство работает следующим образом. Гребной винт 2, вращаясь, создает движение воды. Общее направление 5 струи воды, сходящей с гребного винта 2, может быть разложено на две составляющие: полезную осевую 7 и тангенциальную (окружную) составляющую 6, которая не создает пользы для движения судна, а только вращает струю воды, сходящей с гребного винта 2. Далее струя воды натекает на входные кромки 3 и 4 пера руля 9 по направлению 8 и далее, постепенно меняя направление, так как проходит спрямляющие кромки 3 и 4, приобретает осевое направление. Окончательно осевое направление струя 8 воды получает, пройдя плоскую часть пера руля 9. Для повышения эффективности на пере руля 9 могут быть установлены дополнительные спрямляющие лопатки 10.

Таким образом, пройдя перо руля 9, имеющего спрямляющие входные кромки 3 и 4, вода получает исключительно осевое направление, что обеспечивает максимальный КПД ВРУ.

Похожие патенты RU2632351C1

название год авторы номер документа
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА 2017
  • Швецов Андрей Витальевич
RU2661271C2
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1992
  • Анчиков С.Л.
  • Волнушкин А.А.
  • Данилов Е.В.
  • Куликов С.В.
  • Скопп А.С.
  • Тогуняц А.Р.
RU2077445C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ 2013
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Штрамбранд Владимир Ильич
RU2549739C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ШИШКОВА 1995
  • Шишков Валерий Михайлович
RU2106283C1
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1997
  • Алексеев Ю.Н.(Ru)
  • Андрюшин А.В.(Ru)
  • Беззубик О.Н.(Ru)
  • Беляшов В.А.(Ru)
  • Пашин В.М.(Ru)
  • Пономарев А.В.(Ru)
  • Спиро В.Е.(Ru)
RU2126762C1
Активный руль 1984
  • Латышев Юрий Серафимович
  • Карпов Владимир Иванович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
SU1193060A1
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 1998
  • Алексеев Ю.Н.
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Бицуля А.В.
  • Пашин В.М.
  • Пономарев А.В.
  • Спиро В.Е.
RU2128126C1
СКОРОСТНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2008
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Привалов Эдуард Иванович
  • Айзен Семен Наумович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Калинин Сергей Алексеевич
  • Суслов Михаил Андреевич
  • Калюжный Владимир Георгиевич
  • Мавлюдов Марат Абдарахманович
  • Денисов Виктор Иванович
  • Перельман Борис Семенович
RU2387569C2
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1139671A1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 632 351 C1

Реферат патента 2017 года Винторулевое устройство

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования винторулевых устройств. Винторулевое устройство содержит гребной винт, руль и спрямляющие лопатки. Входные кромки пера руля заострены, при этом верхняя и нижняя части входной кромки пера руля отогнуты в разные стороны, а ее средняя часть симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения винта. Достигается повышение коэффициента использования энергии струи гребным винтом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 632 351 C1

1. Винторулевое устройство, содержащее гребной винт, руль и спрямляющие лопатки, отличающееся тем, что входные кромки пера руля заострены, при этом верхняя и нижняя части входной кромки пера руля отогнуты в разные стороны, а ее средняя часть симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения винта.

2. Винторулевое устройство по п.1, отличающееся тем, что на пере руля по окружности винта установлены спрямляющие лопатки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2632351C1

ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2006
  • Кочетков Борис Федорович
RU2331546C2
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 0
  • Вители
  • В. А. Опалев М. Попов
SU237607A1
US 4278040 A, 14.07.1981.

RU 2 632 351 C1

Авторы

Кончаков Евгений Иванович

Даты

2017-10-04Публикация

2016-09-14Подача