ТРОЛЛЕЙБУС И СИСТЕМА ЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ Российский патент 2017 года по МПК B60L5/38 B60M1/30 B60M1/36 

Описание патента на изобретение RU2632362C1

Изобретение относится к области городского электроприводного транспорта, а именно к троллейбусам, и может быть использовано на городских улицах, имеющих специально выделенные полосы для движения общественного транспорта.

Практически весь электроприводной наземный городской транспорт и троллейбусы в частности (см. статью в «Википедия», Троллейбус) используют воздушные линии электропередачи (контактные сети), которые создают массу неудобств и крайне не эстетичны. И если в рельсовом электроприводном транспорте с этим пытаются как-то бороться, используя третий рельс (см. статью в «Википедия», Трамвай), то для безрельсового электроприводного транспорта воздушные линии электропередачи представляются безальтернативными.

Целью и изобретения является создание троллейбуса и системы его электроснабжения без использования воздушных линий электропередачи.

Указанная цель достигается тем, что в троллейбусе и системе его электроснабжения (далее ТСЭ), содержащем сочлененный пассажирский вагон, на шасси с электроприводными колесами на пневматических шинах, с токоприемными штангами со скользящими башмаками на конце и токоведущую электрическую сеть, по изобретению, используется не менее трех токоприемных штанг, продольно расположенных под днищем троллейбуса, а токопередающая сеть выполнена в виде рельса, встроенного в дорожное полотно и продольно разъединенного на отдельные секции, электрически не связанные между собой. При этом токопередающими являются лишь те секции рельса, которые находятся под днищем троллейбуса. А под скользящий башмак токоприемной штанги, при отсутствии его контакта с токопередающей секцией рельса, подается сжатый воздух.

На фиг. 1 изображен троллейбус, вид сбоку. На Фиг. 2 показано устройство системы электроснабжения троллейбуса. На фиг. 3 - разрез А - А. На фиг. 4 - узел Б.

ТСЭ включает в себя троллейбус, состоящий из сочлененного пассажирского вагона 1 на шасси с электроприводными колесами 2 и несколькими (вар. три) токоприемными штангами 3 под днищем. На концах штанг 3 установлены башмаки 4, непосредственно контактирующие с токопередающим рельсом, продольно разъединенным на отдельные секции 5 с промежуточными диэлектрическими зонами 6. Вдоль тротуара, с внутренней его стороны, в заглубленном в дорожное полотно лотке (не показан) уложен кабель, каждый из проводов которого 7 и 8 присоединяется к разным секциям 5 токопередающего рельса с помощью проводов 9 и 10. Между проводами 7 и 9, как и между 8 и 10 устанавливается коммутатор 11, обеспечивающий подключение к электрической сети лишь тех секций 5 токопередающего рельса, которые находятся под троллейбусом. Токопередающий рельс может быть выполнен в виде сплошного (вар. сварного) стержня прямоугольного сечения, со скругленным верхом, из диэлектрического материала (вар. высокопрочный пластик), на который сверху устанавливаются разъединенные стальные секции 5.

ТСЭ действует следующим образом. На городской улице, посередине полосы, выделенной для общественного транспорта, в дорожное полотно внедряется токопередающий рельс, к стальным участкам 5 которого поперечно присоединяются заглубленные в дорожное полотно провода 9 (вар. «плюсовой») или 10 (вар. «минусовой») и объединяются в коммутаторе 11. Последний помещается в «антивандальный» корпус и крепится к стене здания, примыкающего к тротуару. Когда датчики коммутатора 11 (много вар.) определяют, что контролируемый им участок 5 токопередающего рельса оказался под днищем троллейбуса, то он производит соединение проводов 9 или 10 с токопередающей сетью (провода 7 и 8), подавая на них напряжение. При движении башмака 4 по неметаллическим участкам 6 токопередающего рельса, во избежание их износа, под башмак 4 подается сжатый воздух их тормозной системы троллейбуса (вар.). Перекрестки и дороги без выделенных полос для общественного транспорта троллейбус преодолевает на аккумуляторах.

Поскольку токопередающий рельс располагается посередине полосы для общественного транспорта, то он может служить и координатором автоматизированной системы управления троллейбусом, что в перспективе позволит роботизировать его.

Похожие патенты RU2632362C1

название год авторы номер документа
ТРАМВАЙ 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2621520C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ Ж/Д ВАГОН 2018
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2693423C1
ТЕЛЕЖКА Ж/Д ВАГОНА 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2619632C1
МУЛЬТИПЛАН 2021
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2766483C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ПУТЕПРОВОД ДЛЯ НЕГО 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2639380C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - 2 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2632387C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-1 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2639373C1
ТРЁХОСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2597056C1
ШТАБЕЛЕУКЛАДЧИК 2016
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2626428C1
НИЗКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЁТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ 2015
  • Лялин Александр Поликарпович
RU2595065C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 632 362 C1

Реферат патента 2017 года ТРОЛЛЕЙБУС И СИСТЕМА ЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Изобретение относится к энергоснабжению транспортных средств с электротягой. Система электроснабжения троллейбуса включает в себя токоприемные штанги со скользящими башмаками на конце и токопередающую электрическую сеть. При этом используется не менее трех токоприемных штанг, которые продольно расположены под днищем троллейбуса. Токопередающая сеть выполнена в виде рельса, встроенного в дорожное полотно и продольно разъединенного на отдельные электрически не связанные между собой секции. Троллейбус содержит сочлененный пассажирский вагон на шасси с электроприводными колесами на пневматических шинах. Технический результат заключается в электроснабжении троллейбуса без использования воздушных линий электропердачи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 632 362 C1

1. Система электроснабжения троллейбуса, содержащего сочлененный пассажирский вагон, на шасси с электроприводными колесами на пневматических шинах, с токоприемными штангами со скользящими башмаками на конце и токопередающую электрическую сеть, отличающаяся тем, что используется не менее трех токоприемных штанг, продольно расположенных под днищем троллейбуса, а токопередающая сеть выполнена в виде рельса, встроенного в дорожное полотно и продольно разъединенного на отдельные секции, электрически не связанные между собой.

2. Система электроснабжения троллейбуса по п. 1, отличающаяся тем, что токопередающими являются лишь те секции рельса, которые находятся под днищем троллейбуса.

3. Система электроснабжения троллейбуса по п. 1, отличающаяся тем, что под скользящий башмак токоприемной штанги, при отсутствии его контакта с токопередающей секцией рельса, подается сжатый воздух.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2632362C1

EP 2923882 A1, 30.09.2015
EP 1582396 A1, 05.10.2005
УСТРОЙСТВО ОТБОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ С ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ПИТАНИЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Лор Робер
  • Доннард Рене
RU2347690C2
Токосъемное устройство для электроснабжения безрельсового транспортного средства 1984
  • Юпатов Станислав Константинович
SU1301735A1
СТАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДАЧИ ТОКА ПО ЗЕМЛЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННОЕ ТАКОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2000
  • Корник Даниель
RU2268826C2

RU 2 632 362 C1

Авторы

Лялин Александр Поликарпович

Даты

2017-10-04Публикация

2016-06-24Подача