Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к легковым автомобилям повышенной проходимости и маневренности, и может быть использовано для создания городских автомобилей индивидуального пользования (повышенная маневренность), на которых можно выезжать и за город в условиях бездорожья (повышенная проходимость).
Известны проекты трехосных легковых автомобилей (патент RU №2236357), в которых передняя и задняя пары колес являются поворотными. Это, конечно, повышает маневренность машины, но ценой конструктивного усложнения. Известны и автомобили с неповоротными колесами - ромбовидная схема (патент RU №2397908), которые при конструктивной простоте обладают идеальной маневренностью (осуществляют разворот на месте). Но они совершенно непригодны для грунтовых дорог, а тем более для бездорожья, поскольку имеют три колеи и являются чисто городскими автомобилями.
Целью изобретения является создание конструктивно простого автомобиля, обладающего идеальной маневренностью (разворот на месте), а по проходимости на бездорожье даже превосходящего обычные трехосные.
Технически указанная цель достигается тем, что в трехосном транспортном средстве (далее ТТС), содержащем кузов с размещенными в нем водительским и пассажирскими местами, двигатель, три пары побортно расположенных неповоротных колес с ведущей средней осью, соединенной с задней осью цепной передачей, по изобретению, задняя ось с колесами в виде пневмокатков выполнена с возможностью ее подъема над полотном дороги, а цепная передача, соединяющая ее с ведущей средней осью, является отключаемой. Над передними колесами установлены крылья-брызговики с плоской верхней поверхностью, имеющие возможность поворота на оси колес на 180° для выполнения функции лыж. А на ведущей средней оси установлен управляемый дифференциал.
На фиг. 1 изображено ТТС в положении для движения по бездорожью. На фиг. 2 - разрез А-А (схематично).
(ТТС) состоит из кузова 1 с водительским и пассажирским местами (двухместный вариант), двигателя 2 с встроенным в него управляемым дифференциалом (см. заявку №2015123749) и трех осей 3, 4, 5 с неповоротными колесами на них 6 и 7. На передней оси 3 и на ведущей средней оси 4 установлены обычные автомобильные колеса с узкопрофильными шинами 6, а на задней оси 5 установлены пневмокатки 7. Колеса 6, установленные на средней оси 4, кинематически связаны с пневмокатками 7 цепной передачей 8. Ведущая звездочка цепной передачи 8 взаимодействует с ведущим колесом 6 посредством отключаемой муфты 9. Для движения по бездорожью под передние колеса 6 могут быть установлены лыжи 10, функцию которых выполняют крылья-брызговики, повернутые на оси колес на 180°.
ТТС действует следующим образом. Перед съездом с шоссе на снежную целину или межсезонное (весна, осень) бездорожье передняя часть машины поддомкрачивается и крылья-брызговики переворачиваются на оси передних колес 6 на 180°, становясь лыжами 10. Далее, пневмокатки 7 опускаются на дорогу (механизм их перемещения не показан) с приподъемом задней части машины (колеса 6 средней оси 4 отрываются от дороги). При необходимости в пневмокатках 7 дополнительно понижается давление. При этом на лыжи 10 в статике приходится не более 30÷40% от общего веса машины, а при движении по бездорожью за счет крутящего момента, приложенного к пневмокаткам 7, нагрузка на лыжи 7 снижается до 20÷30%. И с учетом того, что коэффициент трения стальных полозьев на мокром грунте 0,1÷0,2 (на снегу еще меньше), лыжи 7 не оказывают большого сопротивления движению. При возвращении на шоссе описанная выше процедура повторяется в обратном порядке. При этом пневмокатки 7 приподнимаются над дорогой и при необходимости в них повышается давление. В статике (уже на шоссе) на ведущие средние колеса 6 приходится 80÷90% общего веса машины и маневрирование осуществляется при боковом скольжении передних колес 6 с помощью управляемого дифференциала (не показан) на ведущей оси 4.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство для передвижения по смешанной местности | 2021 |
|
RU2770329C1 |
ШТАБЕЛЕУКЛАДЧИК | 2016 |
|
RU2626428C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ПУТЕПРОВОД ДЛЯ НЕГО | 2016 |
|
RU2639380C1 |
ТЕЛЕЖКА Ж/Д ВАГОНА | 2016 |
|
RU2619632C1 |
ПРИСТАВКА К КОЛЕСНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ | 2015 |
|
RU2600260C1 |
СНЕГОБОЛОТОХОД | 2023 |
|
RU2801955C1 |
КОЛЕСНО-ШАРОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2680302C1 |
МУЛЬТИПЛАН | 2021 |
|
RU2766483C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2594269C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ Ж/Д ВАГОН | 2018 |
|
RU2693423C1 |
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к легковым автомобилям повышенной проходимости. Трехосное транспортное средство содержит кузов с размещенными в нем водительским и пассажирскими местами, двигатель, три пары побортно расположенных неповоротных колес с ведущей средней осью, соединенной с задней осью цепной передачей. Задняя ось с колесами в виде пневмокатков выполнена с возможностью ее подъема над полотном дороги. Цепная передача, соединяющая ее с ведущей средней осью, является отключаемой. Над передними колесами установлены крылья-брызговики с плоской верхней поверхностью, имеющие возможность поворота относительно оси колес на 180° для выполнения функции лыж. На ведущей средней оси установлен управляемый дифференциал. Достигается повышение маневренности и проходимости. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Трехосное транспортное средство, содержащее кузов с размещенными в нем водительским и пассажирскими местами, двигатель, три пары побортно расположенных неповоротных колес с ведущей средней осью, соединенной с задней осью цепной передачей, отличающееся тем, что задняя ось с колесами в виде пневмокатков выполнена с возможностью ее подъема над полотном дороги, а цепная передача, соединяющая ее с ведущей средней осью, является отключаемой.
2. Трехосное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что над передними колесами установлены крылья-брызговики с плоской верхней поверхностью, имеющие возможность поворота относительно оси колес на 180° для выполнения функции лыж.
3. Трехосное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что на ведущей средней оси установлен управляемый дифференциал.
RU 2013107017 A, 27.08.2014 | |||
Устройство для выкачивания нефтепродуктов из железнодорожных цистерн | 1959 |
|
SU142680A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2179133C1 |
US 6798343 B2, 28.09.2004 | |||
JP S6133322 A, 17.02.1986. |
Авторы
Даты
2016-09-10—Публикация
2015-08-27—Подача