Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития у взрослых способностей управлять эмоциями: воспринимать и контролировать.
П. Сэловеем, Дж. Мэйером и Д. Карузо (см.: Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test) предложена четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта, включающая:
1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Данный компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.
2. Фасилитация мышления. Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны влиять на важную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.
3. Понимание эмоций. Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.
4. Управление эмоциями. Эта способность связана с контролем над эмоциями. Это рефлексивная регуляция эмоций через их осознание. Способность переживать позитивные и негативные эмоции. Умение снижать интенсивность отрицательных эмоций. Способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей.
Такая модель позволяет человеку управлять своими эмоциями, видеть различные аспекты дела и эффективно решать свои проблемы. Суть подходов - применение вербальных заданий, в которых требуется оценить эффективность разных действий с точки зрения их влияния на эмоциональное состояние. Задания на управление эмоциональным состоянием предоставляются в виде комиксов или видеосюжетов, управление эмоциональным состоянием происходит через изменение оценки события и убеждений, которые лежат в основе этой оценки. Однако, задания в вербальной форме являются громоздкими и утомительными для испытуемого, управление эмоциональным состоянием происходит через изменение оценки события, т.е. вербально.
Практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта изложены в книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана (см. книгу: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»МИФ, 2016), который считает, что эмоциональный интеллект - это динамическая конструкция. По его мнению, особая роль в развитии эмоционального интеллекта принадлежит родителям, но приобрести необходимые навыки можно и во взрослом возрасте.
Автор предлагает несколько способов развить эмоциональный интеллект:
- Практиковаться в разговорах с самим собой, так как внутренний диалог повышает осознанность;
- Копировать невербальные выражения эмоций другого человека. Копируются жесты, позы, это помогает понимать чувства другого человека;
- Проговаривать внутри себя мысль, что для достижения целей нельзя сдаваться. Мантра помогает поддержать боевой дух, повысить мотивацию. Человеку важно быть убежденным в том, что он заслуживает успеха.
Основное направление развития эмоционального интеллекта по Д. Гоулману - это формирование позитивных психологических установок путем произношения мантр или медитации.
Методика М. Бреккета (см.: Brackett, М.A., Salovey, P. Emotional intelligence and social interaction/Personality and Social Psychology Bullet in, 2014) является адаптацией модели Майера и Сэловейя, но работает с базовыми эмоциями: гнев, радость, грусть, отвращение. Указанная методика работает на помощь в понимании эмоций, но не на управление эмоциями (контроль через осознание, умение снижать интенсивность отрицательных эмоций).
В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ развития эмоционального интеллекта у детей (осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект) путем проведения развивающего обучения в игровой форме (патент на изобретение RU 2634635 С1, опубликовано 02.11.2017). Этот способ основан на развитии сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания за счет включения в программу элементов физической активности, творческих поделок и сценарных квестов. Способ направлен на улучшение восприятия ребенком информации и развитие его способности к осознанию эмоций как своих, так и окружающих, а также развитие зрелости и эффективности эмоциональных реакций, формирование состояния доверия к себе и к миру, повышение самооценки, социализацию.
Однако указанный способ адаптирован только для работы с детьми, так как включает игровые элементы и сказочных персонажей, и не может адекватно восприниматься взрослыми людьми. Кроме того, способ рассчитан на работу с базовыми эмоциями (гнев, радость, грусть, отвращение) в части их идентификации и понимания ребенком у себя и других людей, но не направлен на развитие способности управлять собственными эмоциями, вызывать положительные эмоции у себя и удерживать их в долгосрочном периоде.
В имеющейся практике плетение - как средство для развития мелкой моторики используется в основном для детей старшего дошкольного или младшего школьного возрастов, и не предусматривает произношение повторяющихся текстов, не адаптировано для применения взрослыми с целью развития эмоционального интеллекта.
Техническая задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в формировании и улучшении способности воспринимать эмоции и управлять ими через осознание и контроль, в развитии у взрослого человека мелкой моторики, сенсорных способностей путем плетения пояса с одновременным произношением текстов, мантр, молитв с целью восприятия собственных эмоций и формирования навыка управления ими.
Технический результат предлагаемого изобретения состоит в повышении эффективности эмоциональных реакций, формировании ощущения безопасности и доверия к миру, улучшении социализации.
Технический результат достигается тем, что способ развития эмоционального интеллекта у взрослых, включающий определение существующих показателей эмоционального интеллекта и потенциала его развития путем собеседования, в случае определения критичных показателей эмоционального интеллекта взрослого осуществляют развитие сенсорных систем путем воздействия на органы слуха, зрения и осязания, согласно изобретению развитие сенсорных систем осуществляют путем плетения поясов в технике дергания из четырех клубков с использованием нитей красного цвета и произношения текстов для психологического убеждения в способности достигнуть желаемых результатов.
Указанный технический результат достигается за счет комплексного воздействия на органы слуха, зрения и осязания в процессе плетения пояса с использованием нитей красного цвета и произношением текстов, например, мантр или молитв для формирования устойчивого навыка управления собственными эмоциями и позитивных психологических установок. Для плетения пояса используются нити красного цвета для активизации эмоционального состояния человека, усиления яркости эмоций, так как этот цвет стимулирует работу мышц и сердца, улучшает кровообращение. Применение нитей красного цвета усиливает эффект влияния на эмоциональное состояние человека за счет воздействия на органы зрения.
Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта применяет иные техники воздействия на сенсорные системы взрослого человека, в том числе технику плетения пояса, требующую терпения, сосредоточенности, концентрации внимания, а также технику произношения текстов, формирующих конкретное стремление к реализации целей. Это облегчает процесс управления эмоциями, формирует способность вызывать положительные эмоции и удерживать их в долгосрочном периоде.
Новизна предлагаемого способа заключается в комплексном воздействии на органы чувств (зрения, слуха и осязания) для развития сенсорных способностей человека путем применения техники плетения пояса и произношения текстов с целью формирования устойчивых навыков управления всеми видами эмоций.
Способ осуществляется следующим образом.
Способ включает в себя этап диагностики и этап формирования навыков управления эмоциями путем развития осознанности и формирования позитивных психологических установок на успех, реализуемый путем плетения пояса из нитей красного цвета и произношения текстов, мантр, молитв. На этом этапе формируются способности переживать позитивные и негативные эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей.
Перед этапом формирования навыков управления эмоциями и позитивных психологических установок специалистом-психологом осуществляется диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у взрослого путем опроса. По итогам опроса специалист-психолог определяет уровень развития эмоционального интеллекта, формирует программу работы, в том числе подбирает цвет нитей и составляет текст, используемый в дальнейшем при формировании навыков, подбирает мантры или молитву по согласованию с клиентом.
Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта путем формирования навыка управления собственными эмоциями (восприятие, осознание, контроль):
- развитие осознанности обеспечивается восприятием тактильных ощущений и развитием мелкой моторики при плетении пояса, активизацией сенсорных систем взрослого человека, помогающих понимать собственные эмоции;
- управление эмоциями обеспечивается путем произношения текстов, с установкой успешного достижения целей, созерцания определенного цвета, за счет чего формируется уверенность в собственных силах, чувство безопасности и защиты от внешних угроз.
По результатам развития эмоционального интеллекта осуществляется обратная связь, в которой взрослые информируют об изменении эмоционального фона, достижении жизненных целей и т.п.
При определении критичных показателей эмоционального интеллекта взрослого, выразившиеся в неумении контролировать собственные эмоции, осуществляют воздействие на органы слуха, зрения и осязания с целью развития эмоционального интеллекта. Воздействие на органы осязания, зрения и слуха осуществляется путем сочетания одновременных процессов: плетения пояса с использованием техники плетения - дергания из ниток красного цвета и проговариванием текстов - техники релаксации для расслабления и формирования психологического состояния с ощущением безопасности, защиты от негативного воздействия внешних сил.
Развитие эмоционального интеллекта обеспечивается развитием мелкой моторики и тактильными ощущениями при плетении пояса, процесс направлен на активизацию сенсорных систем взрослого человека и помогает ему понимать собственные эмоции и управлять ими.
Техника плетения из четырех клубков:
Для плетения пояса необходимы четыре клубка шерстяных ниток (70-100% шерсти) красного цвета (фиг. 1). Берутся нитки из каждого клубка шерстяных ниток и связываются в узел (фиг. 2).
Узел закрепляется, нити раскладываются так, как это изображено на фиг. 3.
Далее нить из первого клубка связывается с нитью из второго клубка, первый клубок продевается в образовавшуюся петлю и затягивается в узелок (фиг. 4)
Далее нить из первого клубка оплетает все остальные клубки поочередно (фиг. 5 и фиг. 6), затягиваются 3 узелка.
Далее берется нить из второго клубка и оплетает нити остальных 3-х клубков последовательно, начиная с первого, затягиваются три узелка (фиг. 7).
Далее берется нить из третьего клубка и оплетает нити 3-х оставшихся клубков последовательно, начиная с первого, затягиваются три узелка (фиг. 8).
Далее процесс повторяется. Нитью из каждого клубка формируются петли вокруг оставшихся трех клубков последовательно (фиг. 9 и фиг. 10), до тех пор, пока нити не закончатся.
При завершении процесса плетения пояса все нити связываются в узелок, подобный тому, который изображен на фиг. 1.
В процессе плетения пояса необходимо произносить определенные слова либо прослушать медитацию.
Предлагаемый способ подтверждается следующими примерами.
Пример 1
Девушка Анастасия К. 28 лет. Перед началом прохождения программы испытывала неуверенность в возможности реализовать потенциал, добиться стабильного дохода в любимом деле. По результатам опроса зафиксирован низкий уровень эмоционального интеллекта. По результатам прохождения программы был зафиксирован рост результатов: появилась уверенность в успехе своего дела, повышение и стабильность уровня доходов.
Пример 2
Девушка Екатерина В. 30 лет. Перед началом прохождения программы Екатерина испытывала чувство апатии, нежелания жить. Опрос подтвердил низкую оценку параметров эмоционального интеллекта. По результатам прохождения достигнуто заметное улучшение. Екатерина сформировала эмоцию радости от перспектив жизненного успеха, появилось желание жить, сформулированы цели для достижения, есть уверенность в успешном достижении целей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых | 2023 |
|
RU2823232C1 |
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка | 2016 |
|
RU2634635C1 |
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ - ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 1997 |
|
RU2110287C1 |
СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2021 |
|
RU2777242C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
Способ коррекции психологического состояния человека | 2024 |
|
RU2826339C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
Изобретение относится к психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта у взрослых. Определяют существующие показатели эмоционального интеллекта. Осуществляют развитие эмоционального интеллекта путем плетения поясов в технике дергания из четырех клубков с использованием нитей красного цвета и произношения текстов для психологического убеждения в способности достигнуть желаемых результатов. Способ позволят повысить эффективность и облегчить процесс формирования позитивных эмоций и способности их удерживать, обеспечивает развитие эмоционального интеллекта. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 2 пр.
1. Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых, включающий определение уровня эмоционального интеллекта путем собеседования, далее осуществляют развитие эмоционального интеллекта путем плетения поясов в технике дергания из четырех клубков с использованием шерстяных нитей красного цвета с одновременным произношением текстов для психологического убеждения в способности достигнуть желаемых результатов, нитки из каждого клубка связывают в узел, нитки раскладываются так, как это изображено на фигуре 3, далее нить из первого клубка связывают с нитью из второго клубка, первый клубок продевают в образовавшуюся петлю и затягивают в узел, далее нить из первого клубка оплетает все остальные клубки поочередно, затягивают 3 узла, далее берут нить из второго клубка и оплетают нити остальных 3-х клубков последовательно, начиная с первого, затягивают 3 узла, далее берут нить из третьего клубка и оплетают нити 3-х оставшихся клубков последовательно, начиная с первого, затягивают 3 узла, далее процесс повторяют - нитью из каждого клубка формируют петли вокруг оставшихся трех клубков последовательно до тех пор, пока нитки не закончатся, при завершении процесса плетения пояса все нитки связывают в узел.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что развитие эмоционального интеллекта осуществляется за счет развития сенсорных способностей для активации отделов головного мозга, ответственных за регулирование и контроль психической деятельности, путем воздействия на органы слуха, зрения и осязания в процессе плетения пояса из четырех клубков шерстяных нитей красного цвета и произношения текстов для психологического убеждения в способности достигнуть желаемых результатов, формирующих долгосрочные позитивные психологические установки для развития личностного потенциала.
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка | 2016 |
|
RU2634635C1 |
Способ повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта | 2019 |
|
RU2720400C1 |
RU 2011125782 A, 27.12.2012 | |||
CN 104644189 A, 27.05.2015 | |||
БАУРОВА Ю.В | |||
Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых | |||
Мир науки | |||
Педагогика и психология | |||
Т | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
MOLERO JURADO M.D.M | |||
Self-Efficacy and Emotional Intelligence as Predictors of Perceived Stress in Nursing |
Авторы
Даты
2024-07-23—Публикация
2023-09-26—Подача