Изобретения относятся к восстановительной медицине, а именно к кондуктивной терапии и кондуктивной педагогике, и могут найти применение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом, синдромом Дауна.
Кондуктивная терапия при детском церебральном параличе включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции речи и ритмической организации движения. С этой целью ребенка стимулируют выполнять движения под счет специально обученного педагога-кондуктора.
Известен метод кондуктивной педагогики и терапии, разработанный венгерским врачом и педагогом А.Пето (см. книгу «Современные технологии реабилитации в педиатрии», под. ред. Е.Т.Лильин, «ОДИ international», M., 2000 г., стр. 85).
В основу метода А.Пето положен принцип воздействия на больного специально обученным педагогом, являющимся адаптером к возможностям аномального ребенка. Основное внимание в методе уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Метод базируется на концепции, согласно которой мозг адаптируется к конкретным условиям. В связи с этим педагог стремиться, обучая ребенка, руководить адаптацией к окружающей среде.
Полагают, что при удовлетворении повседневных потребностей ребенка вначале в его подсознании возникает построение двигательного стереотипа, затем требуемый двигательный акт переходит в сферу действия, как средство достижения цели, становясь в конце концов автоматическим.
В процессе осуществления кондуктивной педагогики проводятся занятия в группе, состоящей из 6-7 человек. Занятия всегда проводит методист и несколько педагогов, каждый из которых прикреплен к определенному ребенку и владеет основными знаниями по широкому кругу проблем, таких как медицина, педагогика, психологические методы воздействия, лечебная гимнастика, речевая терапия (см. Von H.Nothangel, Hari M., Akos К., Conductive Education. Translated by N. Smith, London, Ney-York, 1988). Обучение ребенка ведется в процессе повседневной жизни и становится частью жизни ребенка.
В ходе занятия осваиваются различные виды деятельности: вставание, умывание, одевание, еда. Осваиваются также рисование, письмо, счет. Ребенку дается не команда, а задание в игровой форме, маскирующее такую команду. Действия при их выполнении сопровождаются словами с певучим приговариванием. Ритмичность движений подкрепляется ритмикой стихов и музыкального сопровождения. Авторы методики придают этим элементам первостепенное значение в терапии, исходя из того, что все это способствует эффективному закреплению правильных движений.
Наиболее фундаментальный принцип кондуктивной педагогики А.Пето - принцип «мотивации». Мотивация, в отличие от других признаков личностного развития не является генетически детерминированной, что полностью определяет её развитие факторами внешней среды - паратипическими влияниями.
Известен способ лечения детского церебрального паралича по патенту RU №2076678, включающий проведение мануальной терапии, после которой стопу пациента закрепляют неподвижно на платформе и он начинает поднимать и опускать вместе с платформой ее с возможностью сгибания под углом 25°-90° в коленном и тазобедренном суставах на заданную высоту и с заданным тактом, предъявляют на экране образ движущегося предмета и формируют стереотип двигательного акта в течение 10-30 мин с постепенным увеличением амплитуды угла сгибания со скоростью, кратной скорости движения предмета.
Недостатком известного способа является болезненность процедуры мануальной терапии, направленной на создание мышечного корсета, без которого невозможно сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах.
Известен способ кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом, основанный на методе А.Пето, включающий обучение педагога не только овладению элементами упражнений, но и формированию у него способности вызывать у ребенка интерес к двигательной активности, и навыков мотивации к периоду деятельности ребенка, который имеет некоторую цель, к эффективному совместному выполнению упражнений в игровой форме. Упражнения могут выполняться в режиме их повторяемости на сменяемых тренажерах, с речевым выделением смысла действия, а также путем последующего моделирования игровых ситуаций по желанию педагога (см. книгу «Современные технологии реабилитации в педиатрии», под. ред. Е.Т.Лильин, «ОДИ international», M., 2000 г., стр. 85-90), выбранный заявителем в качестве прототипов заявляемых вариантов способа.
По известному способу обучение ребенка педагогом проводится в группе из 8-12 человек различного возраста, например, детей от 3-х до 5-ти лет или от 8 до 12-ти лет. Автор способа отмечает, что коллективное выполнение физических упражнений в игровой форме позволяет педагогу использовать многочисленные игровые ситуации для усиления мотивации детей к выполнению нужных движений, пробуждая у них горячее желание выздоровления. В разновозрастной группе достижения старших лучше любых слов демонстрируют младшим возможности их собственной реабилитации и служат дополнительным стимулом для их работы. Поэтому в процессе восстановительной терапии дети становятся как бы партнерами педагога в достижении общей цели.
Согласно известному способу физические упражнения являются частью игры, иначе ребенок теряет к ним всякий интерес и приобретает уверенность, что они не выполнимы.
Любое физическое упражнение делят на игровые элементы и выполняют их по очередности на тренажерах или с помощью специальных приспособлений. Для того чтобы повторяемые упражнения не надоедали, тренажеры часто меняют, варьируют не только в течение дня, но и еженедельно. Упражнения выполняют с постоянной сменой ритма и режима их подачи в течение нескольких дней. В тренаж включают приёмы туалета, одевания-раздевания, еды. Во время прогулки используют различные формы тренажа, не прерывая тем самым процесс кондуктивной педагогики.
В известном способе предусмотрены также действия педагога с мелкой моторикой рук и с моторикой челюстно-лицевой области пациента, поскольку установлено, что состояние челюстно-лицевого аппарата значительно контролирует возможность тех или иных движений.
В известном способе не достаточно полно раскрыт способ обучения педагога действиям, направленным на выработку у детей умений и навыков самостоятельного выполнения функциональных движений.
Недостатком известного способа кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом является невысокая эффективность обучения педагогов мотивационным и ориентировочным действиям, необходимым педагогу для выработки у детей умений и навыков выполнения самостоятельных функциональных движений.
В результате снижается эффективность реабилитации детей-инвалидов.
Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности реабилитации детей-инвалидов за счет обучения педагога, а с его помощью и ребенка умениям самостоятельного выполнения функциональных мотивационных движений.
Технический результат достигается тем, что в способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом, включающем обучение ребенка методистом и педагогом умениям выполнять мотивационные движения в игровой форме с помощью спортивного снаряда и с проговариванием вслух, согласно первому варианту изобретения на первом этапе методист, а затем методист совместно с педагогом и при участии других детей демонстрирует перед обучаемым ребенком игровой комплекс, создавая в сознании ребенка положительные эмоции, затем предъявляют в качестве мотивации к проявлению функциональных движений спортивный снаряд, представляющий собой знакомый ребенку предмет или игрушку, ориентируют движения на него, при этом, когда обучаемый производит движения, педагог одновременно с ним выполняет мотивационные движения, ощущая мышечные реакции ребенка, с помощью которых помогает ребенку выбрать из случайных его движений целенаправленное, корректируя направление к мотивационному предмету, затем в игровой форме закрепляет умение ребенка выполнять функциональное движение путем его повторения и речевого выделения смысла выполняемого действия.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом закрепляют сформированный двигательный стереотип путем ритмичного повторения ребенком целенаправленных движений, соединения их в комплекс упражнений с одновременным подключением речи ребенка для выделения смысла действий.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом педагог корректирует направление движения ребенка, поддерживая ребенка за кисти рук.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом значение и смысл выполняемых совместных действий выделяют ответными повторениями ребенком слов за педагогом.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом значение и смысл выполняемых совместных действий выделяют словами и мимикой.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом значение и смысл выполняемых совместных действий совместно выделяют словами и мимикой педагога и ребенка.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом педагог и ребенок физические упражнения выполняют в течение одного-двух месяцев.
В способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом физические упражнения выполняют при расположении методиста напротив ребенка, а педагога - рядом с ним.
Технический результат достигается также тем, что в способе кондуктивно-педагогической реабилитации больных детским церебральным параличом, включающем обучение педагогом и методистом ребенка движениям в игровой форме с проговариванием вслух, согласно второму варианту изобретения для обучения ребенка, мышцы которого находятся в состоянии полной спастики, целенаправленным движениям педагог производит повороты туловища в положении лежа влево и вправо с вытянутыми вверх руками до появления ощущения мышечного корсета, затем предъявляет в качестве мотивационного предмета знакомый ребенку предмет или игрушку и, поддерживая ребенка за кисти рук и ощущая его мышечные реакции, помогает выбрать направление поворота туловища, совпадающее с расположением мотивационного предмета, корректируя поворот его туловища, затем для закрепления навыка целенаправленного поворота соединяет повороты туловища вправо и влево в комплекс целенаправленных движений до появления у ребенка мышечного корсета при одновременном речевом выделении смысла выполняемого действия.
На первом этапе необходимо создать положительный эмоциональный фон, чтобы ребенку 1-5 лет было комфортно во время обучения и выполнения упражнений. Для создания положительного фона методист, а затем методист совместно с педагогом и при участии других детей демонстрирует перед обучаемым ребенком игровой комплекс. Это ускоряет психологическую адаптацию ребенка к новой обстановке, повышает психологическую комфортность обучения, усиливает желание и заинтересованность ребенка в самостоятельном выполнении упражнений в группе.
Для формирования умений в выполнении целенаправленных мотивационных движений педагог предъявляет в качестве мотивационного предмета спортивный снаряд, представляющий собой знакомый ребенку предмет или игрушку, побуждая ребенка к интерцеребральной антропогенной кооперации с ним.
Мотивационный предмет может быть выполнен, например, в виде гимнастической палочки, на стержне которой обозначены с одной стороны буквы, а с другой - цифры.
В ходе экспериментальной реабилитации больных детским церебральным параличом установлено, что лучше всего роль педагога выполняют родители ребенка.
В период приобретения и усвоения функционального движения обучаемый производит движения, связанные с мотивационным предметом, а педагог наблюдает за поведением ребенка, устанавливает форму кооперации движений с ним, при необходимости изменяет цель, побуждающую ребенка к самостоятельному целенаправленному движению.
Предъявление спортивного снаряда, представляющего собой знакомый ребенку предмет или игрушку, позволяет усилить мотивацию и репрезентировать особый период деятельности ребенка, который имеет некоторую цель и заканчивается при ее достижении. Когда обучаемый производит движения, ориентированные на мотивационный предмет, а педагог одновременно с ним выполняет мотивационные движения, ощущая мышечные реакции ребенка, с помощью которых помогает ребенку выбрать из случайных его движений целенаправленное, происходит научение действиям, ведущим к достижению цели. Помощь педагога заключается в том, чтобы во время одновременного выполнения с ребенком движения при ощущении его мышечных реакций помочь ему выбрать из множества случайных движений наиболее точные и дифференцированные, направленные на мотивационный предмет.
Это позволит развить умения ребенка выполнять функциональное движение.
Корректировка направления движения способствует повышению его точности на пути к мотивационному предмету и проявляется в соединенном кооперированном движении педагога и ребенка.
Одновременное речевое выделение смысла выполняемых действий способствует исправлению логопедических дефектов у детей и формированию двигательного стереотипа. Речевое выделение смысла выполняемых действий производят в медленном темпе с распевом, что способствует развитию памяти и быстрому восприятию речи.
Ритмичное повторение ребенком целенаправленных движений, соединение их в комплекс упражнений с одновременным подключением речи ребенка для выделения смысла действий позволяет закрепить сформированный двигательный стереотип.
Корректировка педагогом направлений движений путем поддержки ребенка за кисти рук способствует ощущению мышечных реакций и более точному отбору целенаправленных движений.
Выделение значения и смысла выполняемых совместных действий ответными повторениями ребенком слов за педагогом в наибольшей степени способствует формированию двигательного стереотипа.
Выделение значения и смысла выполняемых совместных действий словами и мимикой способствует развитию психики ребенка.
Выполнение физических упражнения в игровой форме на спортивных снарядах, имеющих вид знакомых ребенку предметов, в течение одного-двух месяцев позволяет полностью освоить комплекс упражнений. От занятия к занятию ребенок приобретает все более сложные навыки, они становятся устойчивыми и позволяют перейти к их повторению движений с увеличением скорости.
Второй вариант способа направлен на обучение ребенка, мышцы которого находятся в состоянии полной спастики, целенаправленным движениям. В этом случае педагог предварительно вырабатывает у себя ощущение собственного мышечного корсета путем поворотов туловища в положении лежа влево и вправо с вытянутыми вверх руками. Ему необходимо определить, какие мышцы участвуют в выполнении упражнения, чтобы задействовать те же мышцы ребенка.
Предъявляя в качестве мотивационного предмета знакомую ему игрушку, поддерживая его за кисти рук и ощущая мышечные реакции, педагог помогает выбрать нужный поворот туловища, совпадающий с расположением мотивационного предмета (игрушки), и тем самым формирует у него целенаправленные движения. Ребенок при выполнении данного упражнения учится расслабляться и привлекать свои мышцы в работу, старается переворачиваться самостоятельно. Соединение поворотов туловища вправо и влево в комплекс способствует образованию мышечного корсета у ребенка.
Формирование у ребенка целенаправленных движений связано также с речевым выделением смысла выполняемого действия. Во время формирования движений педагог наблюдает за поведением ребенка, устанавливает форму кооперации движений с ним, изменяет цель, побуждающую ребенка к самостоятельному целенаправленному движению.
На протяжении 1988-2004 г.г. было проведено экспериментальное опробование заявленных решений. В экспериментах, проводимых в Челябинском клубе "Лесенка" участвовало около 450 семей, возраст детей составлял от 5 месяцев от 17 лет.
Предлагаемый способ (варианты) осуществляется следующим образом. Обучающие занятия проводят в группе детей из 8-12 человек под руководством методиста в форме игр, включающих знакомые ребенку по опыту или узнаваемые из книг, мультфильмов, спектаклей, сказок реальные ситуации. Эти ситуации должны обязательно содержать элементы коррекции двигательных, речевых и психических нарушений, характерных для детей с ограниченными возможностями.
Эксперименты показали, что игры-занятия лучше всего выполнять с участием мам или пап, так как обучаемый ребенок охотно повторяет действия родителя.
Игровая зарядка с ребенком проводится непринужденно, по настроению ребенка и с учетом его состояния. Каждое упражнение сопровождают речью методиста и родителя, песнями, стихами, которые вырабатывают у ребенка чувство ритма, правильное дыхание, а также усиливают желание к выполнению движения. Во время игр также воспроизводят сказочные эпизоды, образы сказочных персонажей. Игровые упражнения подбирают так, чтобы работа одних групп мышц чередовалась с отдыхом других. Наиболее эффективным в освоении целенаправленных движений является речевое участие ребенка в подражании речевым действиям родителя.
На первом занятии ребенок с мамой приучается владеть тем гимнастическим снарядом, который соответствует его возрасту. Знакомить ребенка с игрой-зарядкой лучше в медленном темпе. Необходимо, чтобы ребенок без нажима со стороны взрослых захотел продолжать работать. Торопиться опасно, потому что неосвоенные элементы гасят интерес ребенка. Вначале ребенок наблюдает за действием родителя, методиста и группы детей и затем пытается самостоятельно воспроизвести часть движений вместе с мамой. Первое занятие длится недолго и в конце дается задание на дом для мамы. Время занятия зависит от состояния ребенка.
Все предлагаемые упражнения сначала должны выполняться в медленном темпе и максимально правильно. Чтобы привлечь ребенка к игре, не стоит на первом занятии много раз повторять одно и то же упражнение. Первое занятие - это разучивание.
На последующих занятиях закрепляют упражнения при условии, чтобы ребенок охотно включался в игру-зарядку.
Предъявляемый в качестве мотивационного предмета спортивный снаряд, представляет собой знакомый ребенку предмет, например, обруч, который может быть в процессе игры превращен в знакомый ребенку предмет, например в колесо, руль, зеркало и т.д.
Когда ребенок производит движения, связанные непосредственно с мотивационным предметом или направленные в его сторону, педагог одновременно с ним также выполняет мотивационные движения. Поддерживая ребенка за кисти рук и ощущая мышечные реакции ребенка, педагог помогает ему выбрать точные целенаправленные движения, необходимые для овладения заинтересовавшим его предметом. Затем он закрепляет умение ребенка выполнять функциональное движение путем его повторения и речевого выделения смысла выполняемого действия. На протяжении всей зарядки должны участвовать все мимические мышцы лица ребенка. Одновременно с мышечным развитием развивается речь и психика ребенка. Если ребенок находится в состоянии полной спастики тела, то педагогу предварительно следует выполнить упражнение самому, чтобы правильно задействовать мышцы ребенка во время совместно выполнения данного упражнения. Можно создать ощущение собственного мышечного корсета путем поворотов туловища влево, а затем вправо с вытянутыми вверх руками в положении лежа. В качестве мотивационного предмета ребенку предъявляют знакомую игрушку и, поддерживая ребенка за кисти рук и ощущая его мышечные реакции, помогают выбрать направление поворота туловища, совпадающее с направлением расположения игрушки. Ребенок старается переворачиваться самостоятельно и неосознанно создает мышечный корсет. Спастика снижается, подвижность становится более плавной, ребенок сначала садится, потом стоит и передвигается с помощью мамы. Повышается эффективность реабилитации детей-инвалидов за счет благоприятного воздействия на психику ребенка и одновременно коррекции двигательных, речевых нарушений детей с ограниченными возможностями.
Примеры конкретного осуществления.
Пример 1. С. Юля 2 года 4 месяца. Диагноз: детский церебральный паралич, задержка психического развития (ЗПР), левосторонний гемипорез. До реабилитации по предлагаемому способу не сидела, не ходила. Через неделю занятий по способу кондуктивно-педагогической реабилитации в клубе "Лесенка" она самостоятельно села, стала принимать активное участие на занятиях группы. Самостоятельно начала есть, и передвигаться, держась за мамину руку. Освоила все спортивные снаряды в клубе.
Пример 2. М. Ксения 4 года шесть месяцев. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, эпилепсия с частыми приступами. Порез гортани, не могла говорить, глотать. Сильные гиперкинезы рук. Была не ходячая. Через четыре недели занятий по способу кондуктивно-педагогической реабилитации в клубе "Лесенка" у ребенка прекратились приступы, через 2 недели занятий ребенок стал самостоятельно передвигаться. Стала более уверенно самостоятельно есть. Освоила все спортивные снаряды в клубе. В настоящее время окончила школу и поступает в университет.
Пример 3. Д. Саша. Диагноз: синдром Дауна, пришла в 1 год 6 месяцев, занималась в клубе до 2-х лет. Через четыре месяца занятий по способу кондуктивно-педагогической реабилитации в клубе "Лесенка" начала ходить (в 2 года), говорить, самостоятельно кушать, активна на музыкальных занятиях, выполняет танцевальные движения вместе с детьми.
Изобретения относятся к медицине, а именно к кондуктивной восстановительной терапии и кондуктивной педагогике. На первом этапе реабилитации методист, а затем методист совместно с педагогом при участии других детей демонстрирует перед обучаемым ребенком игровой комплекс, создавая в сознании ребенка положительные эмоции. Затем ему предъявляют в качестве мотивации к проявлению функциональных движений спортивный снаряд, представляющий собой знакомый ребенку предмет или игрушку и ориентируют движения на него. При этом, когда обучаемый производит движения, педагог одновременно с ним выполняет мотивационные движения, поддерживая ребенка за кисти рук и ощущая его мышечные реакции, помогает ребенку выбрать из случайных его движений целенаправленное, корректируя направление к мотивационному предмету. Затем в игровой форме формируют двигательный стереотип путем повторения мотивационных, целенаправленных движений. Ребенку, мышцы которого находятся в состоянии полной спастики, сначала педагог производит повороты туловища в положении лежа влево и вправо с вытянутыми вверх руками до появления ощущения мышечного корсета. После этого предъявляют в качестве мотивации знакомый ребенку предмет или игрушку и, поддерживая ребенка за кисти рук и ощущая его мышечные реакции, помогают выбрать направление поворота туловища, совпадающее с расположением мотивационного предмета, корректируя поворот его туловища. Затем для закрепления навыка целенаправленного поворота соединяют повороты туловища вправо и влево в комплекс движений до появления у ребенка мышечного корсета. Способ расширяет арсенал средств для реабилитации детей больных детским церебральным параличом. 2 н. и 6 з.п. ф-лы.
Современные технологии реабилитации в педиатрии | |||
/Под ред | |||
Е.Т.ЛИЛЬИН | |||
- М.: ОДИ international, 2000, с.85-90 | |||
2002 |
|
RU2214209C1 | |
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2001 |
|
RU2203610C2 |
RU 2070816 C1, 27.12.1996 | |||
ДЗЯК Л.А | |||
Реабилитация детей с детским церебральным параличом | |||
- Украинский вестник психоневрологии | |||
- Киев, 1995, 3, с.226-227. |
Авторы
Даты
2006-03-27—Публикация
2004-08-12—Подача