Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития у взрослых способностей управлять эмоциями: воспринимать и контролировать.
П. Сэловеем, Дж. Мэйером и Д. Карузо (см.: Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test) предложена четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта, включающая:
1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Данный компонент представляет собой способность воспринимать,определять эмоции, замечать факт наличия эмоции, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.
2. Фасилитация мышления. Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны влиять наважную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.
3. Понимание эмоций. Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.
4. Управление эмоциями. Эта способность связана с контролем над эмоциями. Это рефлексивная регуляция эмоций через их осознание. Способность переживать позитивные и негативные эмоции. Умение снижать интенсивность отрицательных эмоций. Способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей.
Такая модель позволяет человеку управлять своими эмоциями, видеть различные аспекты дела и эффективно решать свои проблемы. Суть подходов - применение вербальных заданий, в которых требуется оценить эффективность разных действий с точки зрения их влияния на эмоциональное состояние. Задания на управление эмоциональным состоянием предоставляются в виде комиксов или видеосюжетов, управление эмоциональным состоянием происходит через изменение оценки события и убеждений, которые лежат в основе этой оценки. Однако задания в вербальной форме являются громоздкими и утомительными для испытуемого, управление эмоциональным состоянием происходит через изменение оценки события, т.е. вербально.
Практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта изложены в книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана (см. книгу: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» МИФ, 2016), который считает, что эмоциональный интеллект – это динамическая конструкция. По его мнению, особая роль в развитии эмоционального интеллекта принадлежит родителям, но приобрести необходимые навыки можно и во взрослом возрасте.
Автор предлагает несколько способов развить эмоциональный интеллект:
- практиковаться в разговорах с самим собой, так как внутренний диалог повышает осознанность;
- копировать невербальные выражения эмоций другого человека. Копируются жесты, позы, это помогает понимать чувства другого человека;
- проговаривать внутри себя мысль, что для достижения целей нельзя сдаваться. Мантра помогает поддержать боевой дух, повысить мотивацию. Человеку важно быть убежденным в том, что он заслуживает успеха.
Основное направление развития эмоционального интеллекта по Д. Гоулману – это формирование позитивных психологических установок путем произношения мантр или медитации.
Методика М. Бреккета (см.: Brackett, М.A., Salovey, P. Emotional intelligence and social interaction/Personality and Social Psychology Bulletin, 2014) является адаптацией модели Майера и Сэловейя, но работает с базовыми эмоциями: гнев, радость, грусть, отвращение. Указанная методика работает на помощь в понимании эмоций, но не на управление эмоциями (контроль через осознание, умение снижать интенсивность отрицательных эмоций).
В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран способ развития эмоционального интеллекта у детей (осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект) путем проведения развивающего обучения в игровой форме (патент на изобретение RU 2634635 С1, опубликовано 02.11.2017). Этот способ основан на развитии сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания за счет включения в программу элементов физической активности, творческих поделок и сценарных квестов. Способ направлен на улучшение восприятия ребенком информации и развитие его способности к осознанию эмоций как своих, так и окружающих, а также развитие зрелости и эффективности эмоциональных реакций, формирование состояния доверия к себе и к миру, повышение самооценки, социализацию.
Однако указанный способ адаптирован только для работы с детьми, так как включает игровые элементы и сказочных персонажей, и не может адекватно восприниматься взрослыми людьми. Кроме того, способ рассчитан на работу с базовыми эмоциями (гнев, радость, грусть, отвращение) в части их идентификации и понимания ребенком у себя и других людей, но не направлен на развитие способности управлять собственными эмоциями, вызывать положительные эмоции у себя и удерживать их в долгосрочном периоде.
В имеющейся практике плетение – как средство для развития мелкой моторики используется в основном для детей старшего дошкольного или младшего школьного возрастов, и не предусматривает произношение повторяющихся текстов, не адаптировано для применения взрослыми с целью развития эмоционального интеллекта.
Техническая задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в формировании и улучшении способности воспринимать эмоции и управлять ими через осознание и контроль, в развитии у взрослого человека мелкой моторики, сенсорных способностей путем плетения пояса с одновременным произношением текстов, мантр, молитв с целью восприятия собственных эмоций и формирования навыка управления ими.
Технический результат предлагаемого изобретения состоит в повышении эффективности эмоциональных реакций, формировании ощущения безопасности и доверия к миру, улучшении социализации.
Технический результат достигается тем, что способ развития эмоционального интеллекта у взрослых, включающий определение существующих показателей эмоционального интеллекта и потенциала его развития путем собеседования, в случае определения критичных показателей эмоционального интеллекта взрослого осуществляют развитие сенсорных систем путем воздействия на органы слуха, зрения и осязания, согласно изобретению развитие сенсорных систем осуществляют путем плетения поясов в технике дергания с использованием нитей различного цвета и произношения текстов с позитивными психологическими установками.
Указанный технический результат достигается за счет комплексного воздействия на органы слуха, зрения и осязания в процессе плетения пояса с использованием нитей различного цвета и произношением текстов, например, мантр или молитв для формирования устойчивого навыка управления собственными эмоциями и позитивных психологических установок.
Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта применяет иные техники воздействия на сенсорные системы взрослого человека, в том числе технику плетения пояса, требующую терпения, сосредоточенности, концентрации внимания, а также технику произношения текстов, формирующих конкретное стремление к реализации целей. Это облегчает процесс управления эмоциями, формирует способность вызывать положительные эмоции и удерживать их в долгосрочном периоде.
Новизна предлагаемого способа заключается в комплексном воздействии на органы чувств (зрения, слуха и осязания) для развития сенсорных способностей человека путем применения техники плетения пояса и произношения текстов с целью формирования устойчивых навыков управления всеми видами эмоций.
Способ осуществляется следующим образом.
Способ включает в себя этап диагностики и этап формирования навыков управления эмоциями путем развития осознанности и формирования позитивных психологических установок на успех, реализуемый путем плетения пояса из ниток различного цвета и произношения текстов, мантр, молитв. На этом этапе формируются способности переживать позитивные и негативные эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей.
Перед этапом формирования навыков управления эмоциями и позитивных психологических установок специалистом-психологом осуществляется диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у взрослого путем собеседования. По итогам собеседования специалист-психолог определяет уровень развития эмоционального интеллекта, формирует программу работы, в том числе подбирает цвет нитей и составляет текст, используемый в дальнейшем при формировании навыков, подбирает мантры или молитву по согласованию с клиентом.
Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта путем формирования навыка управления собственными эмоциями (восприятие, осознание, контроль):
- развитие осознанности обеспечивается восприятием тактильных ощущений и развитием мелкой моторики при плетении пояса, активизацией сенсорных систем взрослого человека, помогающих понимать собственные эмоции;
- управление эмоциями обеспечивается путем произношения текстов, с установкой успешного достижения целей, созерцания определенного цвета, за счет чего формируется уверенность в собственных силах, чувство безопасности и защиты от внешних угроз.
По результатам развития эмоционального интеллекта осуществляется обратная связь, в которой взрослые информируют об изменении эмоционального фона, достижении жизненных целей и т.п.
При определении критичных показателей эмоционального интеллекта взрослого, выразившиеся в неумении контролировать собственные эмоции, осуществляют воздействие на органы слуха, зрения и осязания с целью развития эмоционального интеллекта. Воздействие на органы осязания, зрения и слуха осуществляется путем сочетания одновременных процессов: плетения пояса с использованием техники плетения – дергания из ниток разного цвета и проговариванием текстов – техники релаксации для расслабления и формирования психологического состояния с ощущением безопасности, защиты от негативного воздействия внешних сил.
Развитие эмоционального интеллекта обеспечивается развитием мелкой моторики и тактильными ощущениями при плетении пояса, процесс направлен на активизацию сенсорных систем взрослого человека и помогает ему понимать собственные эмоции и управлять ими.
Техника плетения одного клубка:
1. Для плетения пояса необходимы шерстяные нитки (70-100% шерсти). Из большого мотка формируется клубок, помещающийся в ладонь (в кулак помещаем клубок, который немного выступает из кулака). Этот прием позволяет сделать пояс по размеру и достаточной длины.
Нитка из клубка шерстяных ниток зажимается большим пальцем (фиг. 1) и перекидывается через пальцы в следующей последовательности: указательный – сверху, средний – снизу, безымянный – сверху, мизинец – снизу, мизинец – сверху, безымянный – снизу, средний – сверху, указательный – снизу. Таким образом, все пальцы оказываются оплетенными нитью (фиг. 2).
Далее нить накидывается сверху на (фиг. 3) продевается в виде петли, в которую заводится указательный палец (фиг. 4), процесс накидывания нитки и продевания сквозь пальцы продолжается до мизинца (фиг. 5), далее в обратном порядке до тех пор, пока не закончится нить. Пояс плетется на левой руке, на внешней стороне пальцев. После завершения процесса плетения, пояс снимается, завязываются по два узелка на каждом конце, и формируется готовый пояс (фиг. 6).
Использование ниток различного цвета для плетения поясов усиливает эффект влияния на эмоциональное состояние человека за счет воздействия на органы зрения.
Использование нитей белого цвета позитивно влияет на психику, придает силы и энергию, выравнивает настроение, снимает напряжение.
Зелёный цвет ассоциируется с безопасностью, способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление.
Для активизации эмоционального состояния человека используются нити красного цвета, который улучшает кровообращение и сердечную деятельность, нормализует пониженное кровяное давление.
Голубой цвет стабилизирует психологическое состояние человека, помогает понизить уровень стресса, уменьшить агрессивный настрой, избавиться от симптомов тревожности, нормализует давление и сердцебиение.
Жёлтый цвет развивает память, стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности, помогает при бессоннице.
Для снятия эмоционального напряжения используют нити фиолетового цвета. Он успокаивает нервную систему, положительно воздействует на экстрасенсорную сторону подсознания (интуицию), нормализует биоритмы и сон.
Оранжевый цвет полезен тем, кто испытывает недостаток психологической свободы, трудно приспосабливается к обстоятельствам окружающей среды. На психологическом уровне он ассоциируется с солнцем, источником теплой излучаемой энергии, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань.
Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, снижает стресс, повышает настроение, приводит в норму сон, улучшает аппетит.
В процессе плетения пояса необходимо произносить определенные слова либо прослушать медитацию.
Предлагаемый способ подтверждается следующими примерами.
Пример 1
Взрослая. Девушка Дарья Б., 30 лет. Перед началом прохождения программы испытывала растерянность, страх за себя и свою маму. По результатам опроса зафиксирован низкий уровень эмоционального интеллекта. По результатам прохождения программы был зафиксирован рост результатов опросника по всем параметрам. Дарья поверила в свой успех, в то, что она талантлива, стала спокойно воспринимать свою мать как самостоятельного взрослого человека. Наладились отношения на работе.
Пример 2
Девушка Елена Г., 35 лет. Перед началом прохождения программы Елена испытывала чувство обиды на близких, не верила в себя. Опрос подтвердил низкую оценку параметров эмоционального интеллекта. По результатам прохождения достигнуто заметное улучшение. Елена отпустила обиды, поверила в себя, наметила цели для развития собственной карьеры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых | 2023 |
|
RU2823511C1 |
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка | 2016 |
|
RU2634635C1 |
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ - ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 1997 |
|
RU2110287C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2021 |
|
RU2777242C1 |
Изобретение относится к психологии и психотерапии и может быть использовано для развития у взрослых способностей управлять эмоциями. Определяют существующие показатели эмоционального интеллекта путем собеседования. Осуществляют развитие эмоционального интеллекта путем плетения поясов в технике дергания с использованием нитей различного цвета и произнесения текстов с позитивными психологическими установками. Способ обеспечивает повышение эффективности эмоциональных реакций, формирование ощущения безопасности и доверия к миру, улучшение социализации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 пр.
1. Способ развития эмоционального интеллекта у взрослых, включающий определение существующего уровня эмоционального интеллекта путем собеседования, далее осуществляют развитие эмоционального интеллекта путем плетения поясов в технике дергания с использованием шерстяных нитей различного цвета с одновременным произношением текстов с позитивными психологическими установками, формируют клубок из ниток, помещающийся в ладонь, далее свободную нитку из клубка зажимают большим пальцем и перекидывают через пальцы в следующей последовательности: указательный – сверху, средний – снизу, безымянный – сверху, мизинец – снизу, мизинец – сверху, безымянный – снизу, средний – сверху, указательный – снизу, далее нить накидывают сверху на ладонь в виде петли, в которую заводят указательный палец, процесс накидывания нитки и продевания сквозь пальцы продолжают до мизинца и в обратном порядке до тех пор, пока не закончится нить, получившийся пояс снимают и завязывают по два узелка на каждом конце.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что развитие эмоционального интеллекта осуществляется путем воздействия на органы слуха, зрения и осязания для активации отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию психической деятельности, в процессе плетения пояса из одного клубка шерстяных ниток с использованием техники дергания и психологических практик с целью формирования устойчивых навыков управления эмоциями.
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка | 2016 |
|
RU2634635C1 |
Способ повышения эффективности человека на основе оценки и развития эмоционального интеллекта | 2019 |
|
RU2720400C1 |
RU 2011125782 A, 27.12.2012 | |||
CN 104644189 A, 27.05.2015 | |||
БАУРОВА Ю.В | |||
Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых | |||
Мир науки | |||
Педагогика и психология Т | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
MOLERO JURADO M.D.M | |||
Self-Efficacy and Emotional Intelligence as Predictors of Perceived Stress in Nursing |
Авторы
Даты
2024-07-22—Публикация
2023-06-03—Подача