ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА Российский патент 2017 года по МПК B63H21/17 

Описание патента на изобретение RU2636429C2

Изобретение относится к области морской подводной техники, а именно к конструкциям двигательно-движительных установок (ДДУ) подводных аппаратов.

В настоящее время наибольшее распространение получили двигательно-движительные установки подводных аппаратов с высокоскоростным электродвигателем (ЭД), редуктором, магнитной муфтой и узлом уплотнения, выполненным в виде разделителя сред. В таких установках высокие моментные характеристики достигаются за счет понижения частоты вращения ротора пропорционально передаточному отношению редуктора.

Данное техническое решение реализовано в двигательно-движительных установках одного из лидеров в области разработки и производства ДДУ - фирмы «Tecnadyne» (www.tecnadyne.com), которая обеспечивает серийный выпуск ДДУ с очень широким диапазоном тяговых характеристик при малой массе (от 0,7 до 12,9 кг), незначительном диаметре и различном напряжении питания (от 48 до 330 В).

Ближайшим аналогом по конструкции ДДУ, из номенклатуры фирмы «Tecnadyne», является модель 521, в состав которой входят:

- синхронный высокоскоростной электродвигатель, обеспечивающий преобразование электрической энергии в механическую;

- планетарный одноступенчатый редуктор, предназначенный для синхронизации частоты вращения ротора ЭД и движителя;

- магнитная муфта для обеспечения герметизации и передачи вращающего момента от выходного вала редуктора к валу движителя через немагнитную оболочку;

- движитель, преобразующий механическую энергию в тягу.

До глубины 1500 м внутренние полости указанной ДДУ находятся в воздушной среде, а при использовании подводного аппарата на глубине свыше 1500 м из-за возможного разрушения немагнитного разделителя и необходимости сохранения типоразмерного ряда сред магнитной муфты эта полость заполняется нейтральной жидкостью. При этом происходит соответствующее падение кпд двигателя и редуктора.

Наиболее близким аналогом (прототип) является конструкция двигательно-движительной установки, описанная в патенте РФ №2557291. Данная конструкция имеет состав, аналогичный модели 521, а основное отличие заключается в переносе магнитной муфты непосредственно на вал электродвигателя, при этом редуктор оказывается в полости, заполненной жидкостью, такое решение обеспечивает существенный выигрыш по массогабаритным характеристикам.

Общим недостатком вышеперечисленных конструкций двигательно-движительных установок является высокий уровень шума. Одним из основных источников шума в современных ДДУ подводных аппаратов являются редукторы. Основной причиной возникновения шума в редукторах оказываются динамические процессы в зацеплении, а также деформации вследствие воздействия температуры и нагрузок. К основным источникам шума и вибрации, возникающим в зацеплении, можно отнести:

- пульсации механического момента при перемещении точки контакта по профилю зуба;

- кинематические погрешности зубчатых колес;

- переменную деформацию зубьев;

- механический удар на входе в зацепление;

- переменные по направлению силы трения;

- истечение масла и воздуха из впадин между зубьями.

Вышеперечисленные источники шумобразования отсутствуют в передачах, в которых для создания зацепления используются магнитные и электромагнитные поля.

Задачей, решаемой изобретением, является создание ДДУ, обеспечивающей низкий уровень шумов в подводном положении.

Технический результат заключается в снижении собственного уровня шума и вибрации в подводном положении, что позволяет уменьшить шумоизлучение всего аппарата в целом, при этом сохранив прежние габариты и массу двигательно-движительной установки.

Указанный технический результат достигается тем, что в качестве редуктора установлен магнитный редуктор, содержащий кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего материала с радиальными пазами.

При этом магнитный редуктор, обеспечивает не только уменьшение частоты вращения выходного звена с увеличением вращающего момента на нем, но и изолирует (отделяет) воздушную полость, в которой размещен электродвигатель, от внешней среды. Функцию разделителя сред выполняет кольцевой элемент из магнитопроводящего материала с радиальными пазами, который также обеспечивает модуляцию магнитных потоков между роторами.

Сущность изобретения поясняется следующими чертежами:

Фиг. 1. Конструкция двигательно-движительной установки подводного аппарата.

Фиг. 2. Кольцевой элемент с радиальными пазами.

Предложенная двигательно-движительная установка подводного аппарата содержит высокоскоростной электродвигатель 1, который расположен в воздушной среде, и магнитный редуктор 2, высокооборотный (ведущий) ротор 5 которого размещен в воздушной среде и соединен непосредственно с электродвигателем, а низкооборотный (ведомый) ротор 6 - выходное звено находится в жидкой среде и соединено с движителем 3. Между роторами расположен кольцевой элемент с радиальными пазами 4.

При работе двигательно-движительной установки высокооборотный электродвигатель 1 приводит во вращение быстроходный ротор 5 магнитного редуктора, который за счет сил магнитного взаимодействия через кольцевой элемент с радиальными пазами 4 приводит в движение выходной ротор 6 и передает вращающий момент движителю. Так как электродвигатель 1 находится в воздушной полости, то сохраняются его высокие энергетические характеристики.

Предлагаемая двигательно-движительная установка позволяет обеспечить существенное снижение шума и вибрации всей ДДУ, кроме того, отсутствие механического контакта в звеньях редуктора значительно увеличивает ресурс ДДУ. Такое конструктивное решение позволяет повысить эффективность эксплуатации подводного аппарата за счет расширения его функциональных возможностей, а также расширить область задач, решаемых подводным аппаратом, в целом.

Похожие патенты RU2636429C2

название год авторы номер документа
ПОЛУПОГРУЖНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2016
  • Леонов Дмитрий Васильевич
  • Новоселова Аглая Андреевна
  • Кринский Александр Юрьевич
  • Булыгин Александр Владимирович
  • Кутенев Валентин Александрович
  • Солдатенков Владимир Анатольевич
RU2636246C1
Двигательная установка подводного аппарата 2017
  • Беляев Алексей Николаевич
  • Васейко Юрий Михайлович
  • Лошицкий Пётр Анатольевич
  • Трутс Александр Александрович
RU2699178C2
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2014
  • Леонов Дмитрий Васильевич
  • Зорин Михаил Анатольевич
  • Кринский Александр Юрьевич
RU2557291C1
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2017
  • Антонов Андрей Витальевич
  • Кулагин Юрий Александрович
RU2670341C1
Устройство для передвижения водолаза под водой (варианты) 2021
  • Буднев Алексей Викторович
  • Слизовский Евгений Владимирович
  • Федин Илья Павлович
RU2767556C1
Движительный комплекс с кольцевым электродвигателем для подводных аппаратов большой автономности 2019
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Грызлова Елена Николаевна
  • Зверева Любовь Александровна
  • Трухин Яков Олегович
  • Аполлонов Евгений Михайлович
  • Клинцевич Вячеслав Юрьевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
RU2722873C1
СУДОВАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С НАКОПИТЕЛЕМ ЭНЕРГИИ 2012
  • Штрамбранд Владимир Ильич
  • Григорьев Андрей Владимирович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Тарица Георгий Васильевич
  • Суслов Александр Николаевич
  • Ечеистов Борис Анатольевич
RU2521172C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД С ПЛАНЕТАРНЫМ ЦИКЛОИДАЛЬНЫМ РЕДУКТОРОМ 2000
  • Соловцов Н.Е.
  • Яковлев А.Ф.
RU2206805C2
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2022
  • Пахомин Александр Сергеевич
RU2783719C1
КОЛЬЦЕВОЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2020
  • Лавринович Валерий Александрович
  • Лавринович Ольга Алексеевна
  • Лабутин Анатолий Анатольевич
RU2741676C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 636 429 C2

Реферат патента 2017 года ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области морской подводной техники, а именно к конструкциям двигательно-движительных установок подводных аппаратов. Двигательно-движительная установка подводного аппарата содержит высокоскоростной электродвигатель, редуктор, узел уплотнения и движитель. В качестве редуктора и узла уплотнения использован магнитный редуктор, который содержит кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего сплава с радиальными пазами. Достигается снижение шумоизлучения всего аппарата в целом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 636 429 C2

Двигательно-движительная установка подводного аппарата, содержащая высокоскоростной электродвигатель, редуктор, узел уплотнения и движитель, отличающаяся тем, что в качестве редуктора и узла уплотнения использован магнитный редуктор, содержащий кольцевой элемент, выполненный из магнитопроводящего сплава с радиальными пазами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2636429C2

ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2014
  • Леонов Дмитрий Васильевич
  • Зорин Михаил Анатольевич
  • Кринский Александр Юрьевич
RU2557291C1
МАГНИТНЫЙ РЕДУКТОР 1994
  • Фадеев Александр Владимирович
  • Кисляков Владимир Витальевич
  • Скуднова Марина Геннадьевна
RU2082042C1
МАГНИТНАЯ ПЕРЕДАЧА 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2524813C1
US 4360348 A, 23.11.1982
ПОДВОДНАЯ ЯДЕРНАЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Водопьянов Олег Владимирович
  • Доронков Владимир Леонидович
  • Зинкевич Максим Иванович
  • Кресов Дмитрий Геннадьевич
  • Марков Александр Сергеевич
  • Неевин Дмитрий Сергеевич
  • Теленков Юрий Константинович
  • Душенков Сергей Борисович
  • Каплар Евгений Петрович
  • Устинов Василий Сергеевич
RU2568433C1

RU 2 636 429 C2

Авторы

Леонов Дмитрий Васильевич

Бердичевский Сергей Ильич

Кринский Александр Юрьевич

Даты

2017-11-23Публикация

2015-12-31Подача