Способ переключения коробки передач с помощью электронной синхронизации Российский патент 2017 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение RU2637270C1

Уровень техники

Существуют различные способы переключения передаточного числа трансмиссии путем переключения зацепления шестерен, описанные, в том числе, в патенте RU 2268162 C1. Однако проблема динамических воздействий на зубья шестерен и другие части трансмиссии в момент переключения до конца не решены. Эта проблема ярко выражена в зубчатых трансмиссиях высокой мощности.

Раскрытие изобретения

Предлагается отказаться от механических муфт в момент переключения и синхронизировать передаточные звенья трансмиссии путем управления скоростью и углом поворота ведущей шестерни с помощью двигателя, управляемого специальной электронной системой.

Осуществление изобретения

Рассмотрим пример двухступенчатой коробки передач встраиваемой в корпус редуктора зубчатой передачи колесной пары электрического железнодорожного локомотива мощностью 1200 киловатт. Устройство состоит из ведомой шестерни (1) колесной пары, входную шестерню (2), варьирующее звено (3), содержащее кинематические звенья (4), переключающие устройство (5). Всей системой управляет электронный контроллер (7), который может иметь, в том числе, функции автоматического и ручного переключения скоростей в момент движения и останова. Тяговый преобразователь (8) под управлением контроллера(7)и электронных датчиков положения зубьев (6) регулирует скорость и угол смещения электрического двигателя (9) так, чтобы в момент переключения скоростей зубчатое зацепление не имело ударов и аварий. Кинематические звенья (4) в виде двух шестерен на одной оси имеют постоянное соединение с входной шестерней(2). Способ осуществим с электрическими двигателями, но возможно применение двигателей другого типа. Количество передач может быть более двух.

Способ состоит из следующих последовательных действий. В момент подготовки к движению контроллер (7) дает команду переключающему устройству (5) расцепить соединение ведомой шестерни и кинематических звеньев. Далее выдается команда на ориентацию зубьев кинематического звена (4) первой передачи с помощью тягового двигателя, имеющего постоянное соединение с ведущими шестернями. После ориентации осуществляется безударное соединение шестерен с помощью переключающего устройства (5). Локомотив трогается и после достижения необходимой скорости дается команда на включение следующей ступени. Под управлением контроллера (7) происходит расцепление с помощью переключающего устройства (5),далее осуществляется синхронизация скорости вращения двигателя с ориентацией зубьев кинематического звена (4) следующей ступени с ведомой шестерней (1) колесной пары. То есть ведомая и ведущие шестерни вращаются синхронно, но без зацепления. После этого производится безударное зацепление шестерен с помощью переключающего устройства (5) и далее происходит тяга локомотива с заданной скоростью. Синхронизация осуществляется с помощью сигналов от электронных датчиков (6), которые могут иметь различную конструкцию. Переключение ступеней при снижении скорости происходит аналогично способу, описанному выше.

Описание чертежей

На чертеже представлен рисунок двухступенчатой коробки передач, встраиваемой в корпус редуктора зубчатой передачи колесной пары электрического железнодорожного локомотива, обозначение объектов описано в осуществлении изобретения. Положение шестерен показано в положении расцепления.

Технический результат

Предлагаемый способ позволяет достичь следующих целей.

Исключение ударов при переключении передач. Возможность отказаться от использования механических синхронизаторов и муфт сцепления, что позволит увеличить надежность. Уменьшение размеров трансмиссии, что позволяет встроить коробку передач в тяговый редуктор транспортного средства. Способ имеет приоритет применения в коробке редуктора колесной пары железнодорожного локомотива для оптимизации его тяги, но возможно применение в других транспортных средствах.

Похожие патенты RU2637270C1

название год авторы номер документа
Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство 1986
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Галуцких Анатолий Данилович
  • Сибгатулин Виктор Газизович
  • Кузьменко Валерий Владимирович
SU1477574A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЯДОВ ПЕРЕДАЧ, ПЕРЕКЛЮЧАЕМЫХ ПОД НАГРУЗКОЙ 2000
  • Щельцын Н.А.
  • Тимофиевский А.А.
  • Городецкий К.И.
  • Бычков В.П.
  • Долгов И.А.
  • Буряков В.М.
  • Косенко В.В.
RU2167772C1
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Иванкив Михаил Михайлович
RU2621403C1
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2755557C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПОДВИЖНЫМИ ВАЛАМИ 2001
  • Афанасьев С.Н.
RU2200885C2
Трансмиссия гусеничной машины 1988
  • Володин Александр Николаевич
  • Карпов Владимир Юрьевич
  • Кувшинов Виктор Владимирович
  • Павлов Владимир Викторович
  • Стребко Олег Александрович
  • Шумилин Александр Викторович
SU1527072A1
Тяговый привод локомотива 1978
  • Циклаури Альберт Георгиевич
  • Нанеташвили Гурам Акакиевич
  • Вардоиани Вячеслав Юрьевич
  • Гудушаури Роланд Павлович
  • Зумбадзе Василий Николаевич
SU789303A1
Планетарная коробка передач 10R4 со сдвоенным сцеплением 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Гулезов Сергей Сергеевич
RU2721229C2
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R4 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Иванкив Михаил Михайлович
RU2625397C1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 637 270 C1

Реферат патента 2017 года Способ переключения коробки передач с помощью электронной синхронизации

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Способ безударного переключения ступеней коробки скоростей механической трансмиссии, заключается в том, что в момент переключения синхронизируются передаточные звенья трансмиссии путем управления скоростью и необходимым для безударного соединения углом поворота ведущей шестерни с помощью двигателя, управляемого электронной системой с датчиками положения зубьев шестерен. Повышается плавность синхронизации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 637 270 C1

Способ безударного переключения ступеней коробки скоростей механической трансмиссии, отличающийся тем, что в момент переключения синхронизируются передаточные звенья трансмиссии путем управления скоростью и необходимым для безударного соединения углом поворота ведущей шестерни с помощью двигателя, управляемого специальной электронной системой, имеющей электронные датчики положения зубьев шестерен.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2637270C1

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1998
  • Кёлле Герхард
  • Анер Петер
  • Больц Мартин-Петер
  • Глаунинг Йюрген
RU2221161C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ В МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Драгунов Геннадий Дмитриевич
RU2268162C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2013
  • Хрящев Юрий Евгеньевич
  • Дойников Константин Васильевич
RU2527415C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПОДВИЖНЫМИ ВАЛАМИ 2001
  • Афанасьев С.Н.
RU2200885C2

RU 2 637 270 C1

Авторы

Сиденин Дмитрий Евгеньевич

Даты

2017-12-01Публикация

2016-09-10Подача