ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ Российский патент 2018 года по МПК B60T13/36 B60T13/38 B60T17/08 

Описание патента на изобретение RU2642229C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозным системам автотранспортных средств.

Известна тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором (а.с. SU 1154182 А), содержащая секцию рабочего торможения, отделенную перегородкой от секции пружинного энергоаккумулятора, разделенной поршнем на нагнетательную и пружинную полости, обратный клапан для сообщения пружинной полости с атмосферой и перепускной клапан, встроенный в поршень для сообщения нагнетательной полости с пружинной, подвижный узел которого подпружинен в сторону нагнетательной полости, подвижный узел перепускного клапана выполнен из двух связанных между собой запорных элементов с разной эффективной площадью, при этом запорный элемент с большей эффективной площадью расположен со стороны пружинной полости, а седла под запорные элементы выполнены со стороны нагнетательной полости.

Недостатком известной конструкции является сложность в изготовлении подвижного узла клапана, требующего достаточно высокой точности, так как он имеет два соосно связанных между собой запорных элемента.

Наиболее близкой к предлагаемой заявке является тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором (патент РФ 2581900), содержащая секцию рабочего торможения, отделенную перегородкой от секции пружинного энергоаккумулятора, разделенной диафрагмой или поршнем на нагнетательную и пружинную полости, перепускной клапан, корпус которого выполнен в форме стакана с центральным сквозным отверстием в донышке на одном конце и фланцем на другом, причем корпус размещен в толкателе энергоаккумулятора, при этом упирается фланцем в торец толкателя, в корпусе клапана размещен подпружиненный запорный элемент с центральным глухим отверстием, клапан снабжен цилиндрическим штоком с надетой на него пружиной, один конец которого размещен в центральном отверстии на донышке корпуса клапана, а другой, снабженный фланцем, размещен в центральном глухом отверстии запорного подвижного элемента.

Недостатком известной конструкции является то, что подпружиненный запорный элемент перепускного клапана, являющийся связывающим звеном между пружинной полостью энергоаккумулятора и нагнетательной полостью секции рабочего торможения и пневмосистемой автотранспортного устройства с атмосферой, перекрывает воздухопроводящие каналы клапана, упираясь плоскостью торца в поверхность донышка корпуса клапана при рабочем торможении. При этом для обеспечения надежного прилегания плоскости торца запорного элемента с поверхностью донышка для предотвращения проникновения сжатого воздуха из нагнетательной плоскости камеры рабочего торможения в пружинную полость энергоаккумулятора необходимо точное изготовление подвижного запорного элемента.

Задачей изобретения является повышение надежности работы.

Поставленная задача достигается тем, что в тормозной камере с пружинным энергоаккумулятором, содержащей секцию рабочего торможения, отделенную перегородкой от секции пружинного энергоаккумулятора, разделенной диафрагмой или поршнем на нагнетательную и пружинную полости, перепускной клапан, корпус которого выполнен в форме стакана с центральным сквозным отверстием в донышке на одном конце и фланцем на другом, причем корпус размещен в толкателе энергоаккумулятора, при этом упирается фланцем в торец толкателя, в корпусе клапана размещен подпружиненный запорный элемент с центральным глухим отверстием, которое выполнено двухступенчатым с заходным конусом в первой ступени со стороны донышка корпуса клапана, сопряжено со второй ступенью отверстия, цилиндрический шток клапана с надетой на него пружиной, одним концом размещенный в центральном отверстии донышка клапана, другим концом с фланцем размещен в первой ступени центрального глухого отверстия запорного элемента, фланец снабжен цилиндрическим хвостовиком, который размещен во второй ступени глухого центрального отверстия запорного элемента, на донышке корпуса клапана соосно с центральным отверстием донышка выполнен конусный выступ для взаимодействия с заходным конусом первой ступени центрального глухого отверстия запорного элемента.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором отличается наличием новых признаков:

- центральное глухое отверстие в подвижном запорном элементе выполнено двухступенчатым с заходным конусом в первой ступени и сопряжено с отверстием второй ступени;

- фланец цилиндрического штока, размещенный в первой ступени отверстия запорного элемента, снабжен цилиндрическим хвостиком, установленным во второй ступени центрального глухого отверстия запорного элемента;

- на донышке корпуса клапана соосно с центральным отверстием в нем выполнен конусный выступ для смыкания с заходным конусом первой ступени центрального отверстия запорного подвижного элемента.

Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемой тормозной камере с пружинным энергоаккумулятором, и признать, что заявляемое решение обладает новизной и изобретательским уровнем.

Наличие в запорном подвижном элементе центрального двухступенчатого глухого отверстия, выполненного последовательно с первой ступенью с заходным корпусом и сопряженного со второй ступенью отверстия, размещение в них соответственно цилиндрического штока фланцем в первой ступени отверстия, а цилиндрическим хвостиком фланца во второй ступени отверстия позволяет обеспечить соосность запорного элемента со штоком и корпусом клапана, за счет чего избежать заклиниваний запорного элемента при перемещениях в корпусе, а наличие заходного конуса в первой ступени центрального глухого отверстия и конусного выступа на донышке клапана, соосного с центральным отверстием в донышке, создать при срабатывании клапана плотное смыкание их поверхностей, за счет чего осуществить надежное перекрытие нагнетательной полости секции рабочего торможения с пружинной полостью секции энергоаккумулятора и тем самым повысить надежность работы тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором.

Заявляемое техническое решение поясняется графическими изображениями, где:

на фиг. 1 - тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором в расторможенном положении;

на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором состоит из секции рабочего торможения, секции пружинного энергоаккумулятора, разделенных фланцем 1 и жестко с ними соединенных.

В толкателе 2 секции пружинного энергоаккумулятора установлен перепускной клапан 3. В корпусе 4 перепускного клапана размещен запорный подвижный элемент 5. Корпус 4 выполнен в форме стакана с донышком 6 и фланцем 7. Донышко 6 снабжено центральным отверстием 8 и соосным ему конусным выступом 9. С внешней стороны фланца 7 сделаны радиальные каналы 10, сообщающиеся с внутренней полостью корпуса 4.

На внешней цилиндрической поверхности запорного элемента 5 выполнены продольные каналы 11, сообщающиеся с радиальными каналами 12, выполненными на торце запорного элемента 5 со стороны секции рабочего торможения. На противоположном торце запорного элемента 5 выполнено центральное двухступенчатое отверстие 13 с заходным конусом 14 в первой ступени. В центре корпуса 4 клапана 3 размещен цилиндрический шток 15, один конец которого снабжен лысками 16, выполненными на нем диаметрально противоположно, и размещен в центральном отверстии 8 донышка 6, а другой с имеющимся на нем фланцем 17 размещен в первой ступени центрального глухого отверстия 13, при этом фланец 17 снабжен цилиндрическим хвостиком 18, размещенным во второй ступени центрального глухого отверстия в запорном элементе 5.

Между лысками 16 и внутренней поверхностью центрального отверстия 8 в донышке 6 образованы зазоры. На цилиндрический шток 15 со стороны донышка 6 корпуса 4 надета пружина 1,9 под действием которой запорный элемент 5 в исходном положении поджимается к упорной шайбе 20, установленной в корпусе 4 и застопоренной пружинным кольцом 21, как показано на фиг. 2. Корпус 4 герметизируется в толкателе 2 уплотнительным кольцом 22.

Подвод сжатого воздуха в нагнетательную полость 23 секции рабочего торможения осуществляется через отверстие 21, а в нагнетательную полость 25 энергоаккумулятора - через отверстие 26. Нагнетательная полость 23 секции рабочего торможения и пружинная полость 27 энергоаккумулятора сообщаются между собой через перепускной клапан 3 и блокируются им же.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором работает следующим образом.

В момент движения автотранспортного средства тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором находится в расторможенном состоянии. Сжатый воздух пневмосистемы автотранспортного средства подается только в нагнетательную полость 25 секции пружинного энергоаккумулятора. При этом толкатель 2 с размещенным в нем перепускным клапаном 3 занимает положение, представленное на фиг. 1. Нагнетательная полость 23 секции рабочего торможения через пневмосистему автотранспортного средства соединена с атмосферой. Избыточное давление воздуха, которое создается в пружинной полости 27 за счет перемещения диафрагмы или поршня секции пружинного энергоаккумулятора, сбрасывается в атмосферу через внутреннюю полость толкателя 2, перепускной клапан 3 (через зазоры, образованные лысками 16 на штоке 15 и внутренней поверхностью центрального отверстия 8 в донышке 6, пространство между конусным выступом 9 и заходным конусом 14 первой ступени центрального отверстия 13 запорного элемента 5, продольные 11 и радиальные 12 каналы запорного элемента 5, каналы 10 на внешней стороне фланца 7 корпуса 4), нагнетательную полость 23 секции рабочего торможения, через пневмосистему автотранспортного средства. При этом подвижный запорный элемент 5 клапана 3 поджат торцом в плоскость шайбы 20.

При рабочем торможении автотранспортного средства сжатый воздух пневмосистемы подается в нагнетательную полость 23 секции рабочего торможения. Нагнетательная полость 25 пружинной секции энергоаккумулятора продолжает оставаться также под воздействием сжатого воздуха. Под воздействием сжатого воздуха нагнетательной полости 23 секции рабочего торможения через радиальные каналы 10 с внешней стороны фланца 7 корпуса 4 подвижный запорный элемент 5 вместе со штоком перемещается в корпусе 4 клапана 3, сжимая при этом пружину 19, пока заходный конус 14 первой ступени центрального глухого отверстия 13 не сомкнется плотно с конусной поверхностью выступа 9 на донышке 6 корпуса 4 клапана 3. При этом зазоры между лысками 16 штока 15 и внутренней поверхностью центрального отверстия 8 в донышке оказываются надежно перекрытыми, а пружинная полость 27 - защищенной от проникновения в нее сжатого воздуха.

Под воздействием сжатого воздуха шток секции рабочего торможения выдвигается, приводя в действие непосредственно тормоза.

При растормаживании сжатый воздух из полости 23 секции рабочего торможения сбрасывается через пневмосистему автотранспортного средства в атмосферу. Под воздействием пружины 19 подвижный запорный элемент 5 вновь занимает исходное положение, такое же, как при расторможенном состоянии, показанном на фиг. 2.

При пользовании стояночным тормозом или потере воздуха в полости 23 секции рабочего торможения сжатый воздух из полости 25 пружинного энергоаккумулятора через ускорительный клапан тормозной системы автотранспортного средства, управляемый ручным тормозным краном обратного действия, выпускается в атмосферу. При этом диафрагма или поршень пружинной секции энергоаккумулятора под воздействием пружины выдвигает толкатель 2, который выдвигает шток секции рабочего торможения, приводящий в действие тормоз. В результате перемещения диафрагмы или поршня в пружинной полости 27 энергоаккумулятора образуется разрежение воздуха, которое через перепускной клапан 3 и полость 23 секции рабочего торможения уравнивается с атмосферным через пневмосистему автотранспортного средства.

Предложенная конструкция тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором, пружинная секция которого оснащена перепускным клапаном, в запорном подвижном элементе которого выполнено последовательно двухступенчатое центральное глухое отверстие заходным конусом в первой ступени со стороны донышка корпуса клапана и сопряженного со второй ступени отверстия, при этом размещение цилиндрического штока фланцем в первой ступени, а цилиндрическим хвостиком фланца во второй ступени отверстия позволяет обеспечить соосность запорного элемента со штоком и корпусом клапана, за счет чего избежать заклиниваний запорного элемента при перемещениях в корпусе, а наличие заходного конуса в первой ступени центрального глухого отверстия и конусного выступа на донышке корпуса клапана, соосного с центральным отверстием в донышке, создать при срабатывании клапана плотное смыкание их поверхностей, за счет чего осуществить надежную блокировку нагнетательной полости секции тормозной камеры и пружинной полости секции пружинного энергоаккумулятора, что повышает надежность работы тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором.

Похожие патенты RU2642229C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ 2018
  • Яковлев Василий Михайлович
RU2691908C1
ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ 2016
  • Яковлев Василий Михайлович
RU2638882C2
ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ 2018
  • Яковлев Василий Михайлович
RU2691905C1
ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ 2014
  • Яковлев Василий Михайлович
  • Безухов Валерий Степанович
RU2581900C2
Тормозная камера с пневмопружинным энергоаккумулятором 1983
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
  • Барун Владимир Наумович
  • Иваненко Вадим Васильевич
SU1155483A1
Тормозная камера с пневмопружинным энергоаккумулятором 1983
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
  • Барун Владимир Наумович
  • Иваненко Вадим Васильевич
SU1155484A1
Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором 1983
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
  • Барун Владимир Наумович
  • Иваненко Вадим Васильевич
SU1154132A1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Малиновский Михаил Павлович
  • Смолко Евгений Сергеевич
  • Лукьянов Дмитрий Валерьевич
RU2724944C1
Комбинированный тормозной цилиндр 1980
  • Антон Лехнер
SU1099838A3
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Малиновский Михаил Павлович
  • Смолко Евгений Сергеевич
RU2753483C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 642 229 C1

Реферат патента 2018 года ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ

Изобретение относится к области машиностроения. Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором содержит секцию рабочего торможения и секцию пружинного энергоаккумулятора, разделенные диафрагмой или поршнем на нагнетательную и пружинную полости. Секция пружинного энергоаккумулятора снабжена перепускным клапаном, размещенным в толкателе, являющимся связующим устройством, посредством которого пружинная полость энергоаккумулятора сообщается через нагнетательную полость секции рабочего торможения и пневмосистему автотранспортного устройства с атмосферой. Глухое центральное отверстие в запорном подвижном элементе выполнено двухступенчатым с заходным конусом в первой ступени со стороны донышка корпуса клапана и сопряжено со второй ступенью отверстия. Фланец цилиндрического штока размещен в первой ступени центрального глухого отверстия запорного элемента и снабжен цилиндрическим хвостиком. На донышке корпуса клапана выполнен конусный выступ соосно с центральным отверстием в донышке. Достигается повышение надежности работы устройства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 642 229 C1

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором, содержащая секцию рабочего торможения, отделенную перегородкой от секции пружинного энергоаккумулятора, разделенной диафрагмой или поршнем на нагнетательную и пружинную полости, перепускной клапан, корпус которого выполнен в форме стакана с центральным сквозным отверстием в донышке на одном конце и фланцем на другом, причем корпус размещен в толкателе энергоаккумулятора и упирается фланцем в торец толкателя, в корпусе клапана размещен подпружиненный подвижный запорный элемент с центральным глухим отверстием, перепускной клапан, снабженный цилиндрическим штоком с надетой на него пружиной, один конец которого размещен в центральном отверстии на донышке корпуса, а другой, снабженный фланцем, выполненным в форме буртика, размещен в центральном глухом отверстии подвижного запорного элемента, отличающаяся тем, что глухое центральное отверстие в запорном подвижном элементе выполнено двухступенчатым с заходным конусом в первой ступени со стороны донышка корпуса клапана, сопряжено со второй ступенью отверстия, фланец цилиндрического штока, размещенный в первой ступени центрального глухого отверстия запорного элемента, снабжен цилиндрическим хвостиком, размещенным во второй ступени центрального глухого отверстия запорного элемента, на донышке корпуса клапана выполнен конусный выступ соосно с центральным отверстием в донышке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2642229C1

ТОРМОЗНАЯ КАМЕРА С ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ 2014
  • Яковлев Василий Михайлович
  • Безухов Валерий Степанович
RU2581900C2
Устройство для отключения потребителей электрической энергии 1954
  • Гогичайшвили П.Ф.
SU100983A1
RU 2070522 C1, 20.12.1996
DE 10236923 A1, 22.05.2003
Способ испытания упрочняющего воздействия торкретирования на трещиноватые горные породы 1988
  • Чабдарова Юлия Ивановна
  • Мектешев Мэлс Габдушевич
  • Шамганова Ляззат Саевна
  • Айтбаев Кобланбек
SU1599539A1

RU 2 642 229 C1

Авторы

Яковлев Василий Михайлович

Даты

2018-01-24Публикация

2016-08-19Подача