СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ Российский патент 2018 года по МПК E01C7/32 E01C3/06 

Описание патента на изобретение RU2644776C1

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к способам формирования слоев дорожной одежды и повышения их эксплуатационных свойств.

Известно, что в общем случае дорожная одежда может включать в себя слои износа, верхний слой дорожного покрытия, нижний слой дорожного покрытия, основание и дополнительный слой с опорой на подстилающий грунт [1]. При этом все системы слоев как конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и нежесткие. По виду исполнения слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающих несущую способность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит [1].

В процессе эксплуатации автомобильных дорог и городских улиц неизбежно появляются дефекты на дорожном покрытии, возникающие как под действием движения автомобилей, так и под влиянием природно-климатических факторов и исходного качества применяемых материалов и технологии исполнения дорожного покрытия.

Практика показывает, что наибольшее число проявляемых различного вида дефектов при эксплуатации дорог наблюдается на дорогах с нежесткой одеждой их слоев, т.е. на дорогах с асфальтобетонным покрытием, количество которых в стране является преобладающим по протяженности.

Так основными видами деформаций и разрушений дорожной одежды асфальтобетонных дорог являются:

- деформации и разрушения, вызванные причинами, происходящими в весенний период при оттаивании грунта земляного полотна на участках с неблагоприятными условиями водоотвода и защиты земляного полотна от температурных воздействий, а также применения некачественных материалов и их неоднородность, плохое уплотнение земляного полотна и дорожной одежды и переувлажнение земляного полотна;

- просадки нежестких дорожных одежд в виде впадин, возникающих в результате местных просадок неуплотненного грунта или слоев дорожной одежды;

- пролом - разрушения дорожной одежды в виде длинных прорезей по полосам наката колес;

- выкрашивание - разрушение дорожного покрытия за счет потери им отдельных зерен гравийного и щебеночного материала;

- трещины - деформации, обычно вызываемые резкими температурными изменениями из-за недостаточной прочности основания или покрытия;

- выбоины - углубления со сравнительно крутыми краями, образовавшиеся в результате местного разрушения материала дорожного покрытия.

Все виды деформаций и разрушений дорожного полотна в той или иной мере связаны с проявлением действия различного рода эффектов, каждый их которых имеет свою физическую природу и механизм воздействия на слои дорожной одежды.

Так как в весенний период при оттаивании грунта земляного полотна на участках с неблагоприятными условиями водоотвода сохраняется застойная вода, которая за счет капиллярного эффекта пропитывает пористую структуру основания дорожной одежды сплошь, превращая его в «полужидкость» [2] с проявлением ряда негативных последствий, т.е. резкое снижение несущей способности полотна дороги; образование пустот в структуре основания из-за произвольной миграции содержащихся в нем гранул (зерен); отслоение дорожного покрытия от основания при действии капиллярного эффекта [2] в зоне их контакта.

Это, в свою очередь, при смене температуры атмосферного воздуха от положительной до отрицательной имеющаяся вода в пустотах основания дорожной одежды замерзает, что ведет к повышению давления в них и, как следствие, трещинообразованию в дорожном покрытии с появлением далее сопутствующих дефектов, таких как впадины, проломы, выкрашивания и выбоины.

Кроме того, периодические импульсные воздействия от нагрузки колес транспортных средств на дорожное покрытие в пределах упругости создают необходимые предпосылки возникновения в псевдосжиженном слое основания дорожной одежды явления турбулентности, т.е. смещения его наполнителя за счет осуществления эффекта действия при этом подобно диафрагменного насоса.

В этом случае, повышение несущей способности асфальтобетонного покрытия путем введения в него только армирующих элементов в виде асбестовых волокон [3] или торфа льняной соломы [4] не дает должного результата, потому что входящий в него битум в узком диапазоне температур (от плюса до минуса) воздуха резко изменяет свои реологические свойства от вязкотекучего до хрупкого состояния. Следовательно, для системы слоев дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и основанием из сыпучих материалов указанные недостатки, по сути, являются органически присущими ей и их устранение требует других системных технических решений. По предлагаемому техническому решению близкого аналога (прототипа) не выявлено.

Задача изобретения - повышение несущей способности дорожного полотна и его устойчивости к воздействию перепадов положительных и отрицательных температур.

Это достигается тем, что все свободное пространство в слое основания дорожной одежды, сформированном из сыпучих (гранулированных) материалов, после его уплотнения, например катками, заполняют песочной массой с гидрофобной поверхностью, образованной в нем из осажденных частиц песка при размещении в основании гидрофобной песочной суспензии. В другом варианте исполнения предлагаемый способ отличается тем, что верхнюю поверхность основания дорожной одежды и смежную с ней поверхность нижнего слоя дорожного покрытия разделят демпфирующим слоем из водонепроницаемого материала.

Реализация изобретения при формировании слоев дорожной одежды для достижения технического результата состоит в обеспечении основанием дорожной одежды несущей способности цементобетонного основания за счет заполнения свободного пространства между составляющими гранулами основания гидрофобной песочной массой и придания ему вида цельноупакованной структуры. А разделение верхней поверхности основания и смежной с ней поверхности нижнего слоя дорожного покрытия демпфирующим слоем из водонепроницаемого материала позволяет гасить периодические колебания, вызываемые воздействием колес транспортных средств на дорожное полотно, и обеспечивать при этом более равномерное распределение силовой нагрузки от них в слоях дорожной одежды за счет их плотного сопряжения по площади механического контакта.

Данное техническое решение дает возможность не устраивать дополнительный слой основания дорожной одежды, который может быть дренирующим, противозаливающим и морозозащитным, т.к. подобные функции в нем осуществляются автономно за счет контактной сопряженности и гидрофобности поверхности структурных составляющих основания дорожной одежды. Кроме того, использование сыпучих каменистых материалов непосредственно из карьеров с содержанием на их поверхностях лиофильных составляющих, например глины, является первопричиной проявления многих дефектов на дорожном полотне (просадки в виде врадин, пролом, выкрашивание, выбоины и др.).

Сам процесс формирования дорожной одежды начинается с выбора земляного участка (фиг. 1), на котором верхний слой (подстилающий грунт) 1 тщательно уплотняют для ее устроения. Далее устраивают основание 2 как несущую часть дорожной одежды из сыпучих (гранулированных) каменистых материалов (щебень, гравий и др.) 3 и после уплотнения, напримир катками, все его свободное пространство между составляющими частями (гранулами) заполняют песочной массой 4 с гидрофобной поверхностью, образованной в нем из осажденных частиц песка при размещении в основании гидрофобной песочной суспензии, производимой на базе таких веществ, как асидол, мылонафт, олеиновая кислота, продукты нефтеперегонки.

Затем на верхней поверхности основания дорожной одежды формируют разделительный демпфирующий слой 5 из водонепроницаемого материала, например, получаемый путем укладки эластичных тонкослойных структур (полимерная пленка, толь, рубероид) или образованный на поверхности основания из герметизирующих составов напылением, поливом и др. Завершающим звеном в формировании дорожной одежды является то, что на демпфирующий слой 5 укладывают нижний 6 и верхний 7 слои из асфальтобетонной смеси для образования дорожного покрытия с последующим уплотнением их катками.

Достоинством данного изобретения является повышение несущей способности дорожного полотна за счет избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и его устойчивости к воздействию перепадов положительных и отрицательных температур.

Источники информации

1. Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сильянов, Э.Р. Домке. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009, - 352 с.

2. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: «Советская Энциклопедия», 1976. - 608 с.

3. Патент РФ на изобретение №2351561 С2, МПК С04В 26/26, C08L 95/00. - Опубл. 10.04.2009, Бюл. №10.

4. Патент РФ на изобретение №2479524 С2, МПК С04В 26/26, C08L 95/00. - Опубл. 20.04.2013, Бюл. №11.

Похожие патенты RU2644776C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ 2015
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2585769C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА 2018
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2694639C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2015
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2592296C1
НАБОР ИНГРЕДИЕНТОВ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2016
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2611769C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2014
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2586644C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2012
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Кочетков Денис Викторович
  • Кочеткова Мария Владимировна
  • Сенькин Виктор Васильевич
RU2493315C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЕЗДА ТРАНСПОРТА ПО ДОРОЖНОМУ ПОЛОТНУ ПРИ ГОЛОЛЕДЕ 2017
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2645967C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2014
  • Григорьев Владимир Степанович
RU2554954C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2006
  • Ушаков Виктор Васильевич
  • Агеев Виталий Сергеевич
RU2318947C2
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473728C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 644 776 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к способам формирования слоев дорожной одежды и повышения их эксплуатационных свойств. Техническим результатом изобретения является повышение несущей способности дорожного полотна за счет избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и его устойчивости к воздействию перепадов положительных и отрицательных температур. Технический результат достигается тем, что все свободное пространство в слое основания дорожной одежды, сформированном из сыпучих (гранулированных) материалов, после его уплотнения, например катками, заполняют песочной массой с гидрофобной поверхностью, образованной в нем из осажденных частиц песка при размещении в основании гидрофобной песочной суспензии. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 644 776 C1

1. Способ формирования слоев дорожной одежды автомобильных дорог и городских улиц, включающий формирование слоя основания с опорой на подстилающий грунт, верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия и слоя износа, отличающийся тем, что все свободное пространство в слое основания дорожной одежды, сформированном из сыпучих (гранулированных) каменистых материалов, после его уплотнения, например катками, заполняют песочной массой с гидрофобной поверхностью, образованной в нем из осажденных частиц песка при размещении в основании гидрофобной песочной суспензии.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что верхнюю поверхность основания дорожной одежды и смежную с ней поверхность нижнего слоя дорожного покрытия разделяют демпфирующим слоем из водонепроницаемого материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2644776C1

СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2006
  • Люпаев Борис Михайлович
  • Полетаев Юрий Алексеевич
RU2323292C1
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473728C1
Способ возведения щебеночного основания дороги 1973
  • Кузнецов Александр Павлович
  • Салль Альберт Оттович
SU483477A1
Способ строительства или реконструкции дорожного покрытия 1979
  • Соломатов Василий Ильич
  • Потапов Юрий Борисович
  • Марьянов Эдуард Львович
  • Бульенов Анатолий Иванович
  • Кокурин Николай Анатольевич
  • Ерофеев Владимир Трофимович
SU791820A1
Способ возведения дорожной одежды 1984
  • Мариуца Виктор Дмитриевич
  • Кучма Михаил Иванович
  • Мартынюк Анатолий Дмитриевич
  • Шевченко Федор Алексеевич
SU1308667A1
Способ возведения цементобетонного покрытия 1985
  • Грушко Иван Макарович
  • Древаль Александр Николаевич
  • Древаль Николай Васильевич
  • Лысенко Анатолий Николаевич
  • Брыль Владимир Валентинович
  • Саенко Владимир Леонидович
  • Овечкин Валерий Вячеславович
SU1377319A1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1991
  • Краснов А.М.
  • Пересада В.С.
  • Панков А.Ф.
  • Пересада Ю.В.
  • Краснов А.А.
RU2057831C1
Переносные весы для взвешивания подвижного состава 1927
  • Кузьмин Ф.И.
SU11285A1
ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Борисенков А.М.
  • Волков Н.А.
  • Гохман Л.М.
  • Телегин В.М.
  • Юмашев В.М.
RU2202023C1

RU 2 644 776 C1

Авторы

Григорьев Владимир Степанович

Даты

2018-02-14Публикация

2017-05-29Подача