УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗНАШИВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ Российский патент 2018 года по МПК F16D66/02 

Описание патента на изобретение RU2648924C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для контроля изнашивания рабочих поверхностей деталей и узлов, например, тормозных колодок транспортных средств.

Известно фрикционное изделие, содержащее каркас, фрикционный элемент, изготовленный из полимерного композитного материала, средство сигнализации износа фрикционного элемента, выполненного в виде подстилающего слоя фрикционной накладки с дискретно включенными частицами материала, создающего звуковой эффект при трении по металлической поверхности контакта [1].

К недостаткам данного устройства можно отнести то, что звук может быть нераспознан водителем во время движения транспортного средства из-за высокой зашумленности, имеющей место в городах, а также неправильно идентифицирован.

Наиболее близким по сущности является устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки, содержащее барабан, тормозную колодку, содержащую основу, двухслойную фрикционную накладку, один из слоев которой имеет толщину, равную предельно допустимому износу накладки, а второй (основной рабочий слой тормозной накладки) отделен от первого токопроводящим слоем, являющимся ключом замыкания, напыленным на клеевую основу (изоляция от внешней среды) и состоящим из порошкового электропроводящего материала, который посредством токоприемника электрически соединен со световым и звуковым сигнализаторами износа. Световой индикатор устанавливается красной или оранжевой лампой на приборную панель в прямой видимости водителя, а звуковой сигнализатор устанавливается у левой верхней кромки лобового стекла либо на зеркало заднего вида, если таковое имеется [2].

К недостаткам данного устройства можно отнести то, что информирование водителя производится постфактум - когда необходимо срочно заменить колодки тормозной системы, являющиеся одними из элементов, определяющих безопасность транспортного средства.

Задача предлагаемого изобретения заключается в разработке технического решения, предусматривающего информирование водителя о текущем износе тормозной накладки визуальным методом - посредством показаний датчика износа, выполненного, например, в виде амперметра.

Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в обеспечении своевременности и повышении точности предоставляемой в распоряжение водителя информации.

Сущность: уменьшение сечения проводника с током при его неизменной длине приводит к увеличению сопротивления проводника и, следовательно, уменьшению силы тока, проходящего через него.

Технический результат достигается тем, что устройство информирования водителя о текущем износе тормозной накладки содержит тормозной барабан и тормозную колодку с фрикционной накладкой. Фрикционная накладка содержит проводник прямоугольного сечения, максимальный размер которого - длина - расположен в рабочей плоскости накладки, контактирующей в процессе эксплуатации транспортного средства с поверхностью барабана, причем ориентация проводника на плоскости накладки по отношению к ее длине и ширине не имеет значения. При этом, один конец проводника соединен с «плюсом» источника питания, «минус» которого соединен с «плюсом» амперметра, а его «минус» - со вторым выходом проводника, замыкая тем самым электрическую цепь. Шкала амперметра может быть проградуирована в величине износа, выраженной, например, в миллиметрах, а также иметь цветные зоны, соответствующие нормальной, предельной и аварийной эксплуатации тормозной колодки.

На фиг. 1 изображена общая схема устройства для контроля изнашивания фрикционной накладки, где введены следующие обозначения:

1 - тормозная колодка;

2 - фрикционная накладка;

3 - проводник;

4 - источник питания;

5 - амперметр.

Фиг. 2 поясняет расчет изменения сопротивления R проводника 3, расположенного в теле фрикционной накладки 2, в процессе их совместного изнашивания.

На фиг. 3 приведен график изменения силы тока I в зависимости от изменения величины износа Δ по размеру b проводника 3.

Устройство состоит из тормозной колодки 1 с закрепленной на ней фрикционной накладкой 2, в теле которой - на ее рабочей поверхности - выполнен прямоугольный паз (не показан) с размерами, соответствующими размерам проводника 3, фиксируемого в этом пазу, например, с помощью клея (фиг. 1). Противоположные концы проводника 3, загнутые под углом 90°, проходят через два соосно выполненных в теле фрикционной накладки 2 и тормозной колодки 1 отверстия и соединяются с источником питания 4 и амперметром 5 таким образом, что один конец проводника 3 соединен с «плюсом» источника питания 4, «минус» которого соединен с «плюсом» амперметра 5, а его «минус» - со вторым концом проводника, замыкая электрическую цепь.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При соединении проводника 3 с источником питания 4 и амперметром 5 в замкнутой электрической цепи начинает течь ток Iнач. В процессе эксплуатации тормозной колодки 1 в составе тормозной системы транспортного средства происходит периодический контакт фрикционной накладки 2 с поверхностью тормозного барабана (не показан). Этот контакт вызывает износ поверхности фрикционной накладки 2 и уменьшение размера b проводника 3, зафиксированного в пазу фрикционной накладки 2. Изменение размера b приводит к уменьшению площади поперечного сечения S проводника 3 и согласно формуле (1) к увеличению сопротивления R проводника 3:

где ρ - удельное сопротивление проводника 3; - длина проводника 3; S - площадь поперечного сечения проводника 3.

В свою очередь, увеличение сопротивления R проводника 3 согласно закону Ома (2) приводит к уменьшению силы тока в цепи «проводник 3 - источник питания 4 - амперметр 5»:

где U - напряжение источника питания 4.

Таким образом, по снижению силы тока в электрической цепи, состоящей из проводника 3, источника питания 4 и амперметра 5, можно оценивать процесс изнашивания фрикционной накладки 2 тормозной колодки 1. При этом шкала амперметра 5 может быть проградуирована в единицах длины, например, в миллиметрах. Кроме того шкала амперметра 5 может иметь цветовые зоны, обеспечивающие улучшение визуального восприятия, например, зеленый - допустимый износ, красный - предельный износ.

На фиг. 3 приведен график снижения силы тока в зависимости от величины износа Δ (по размеру b) проводника 3. Расчет выполнен по формулам (1) и (2) при следующих значениях входящих в них параметров:

U=1⋅10-5 B;

a=5⋅10-3 м;

b=5⋅10-3 м;

=10⋅10-3 м;

ρ=1,72⋅10-8 Ом⋅м;

шаг износа Δ=5⋅10-4 м.

Ориентация максимального размера проводника 3 по отношению к длине и ширине фрикционной накладки 2 будет влиять на величину износа, однако она может быть учтена при тарировке амперметра 5.

Аналогичное устройство может быть применено для дисковых тормозов и других узлов и деталей, находящихся в непосредственном контакте и подвергающихся износу.

Применение данного устройства позволит повысить уровень безопасности транспортного средства в процессе его эксплуатации.

Источники информации

1. Патент №2270945 РФ, МПК7 F16D 69/09, 66/02, Фрикционное изделие / Бреус С.А., Снитенко А.В., Чернышев А.А., опубл. 27.02.2006 г.

2. Патент №2452880 РФ, МПК F16D 66/02, F16D 65/08, Устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки / Николотов И.Н., Карцев Е.А., Кокорев Г.Д., Бышов Н.В., Борычев С.Н., Полищук С.Д., Успенский И.А., Юхин И.А., Волченков Д.А., опубл. 10.06.2012. Бюл.№16.

Похожие патенты RU2648924C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ИНФОРМИРОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ О ПРЕДЕЛЬНОМ ИЗНОСЕ ТОРМОЗНОЙ НАКЛАДКИ 2010
  • Николотов Илья Николаевич
  • Карцев Евгений Анатольевич
  • Кокорев Геннадий Дмитриевич
  • Бышов Николай Владимирович
  • Борычев Сергей Николаевич
  • Полищук Светлана Дмитриевна
  • Успенский Иван Алексеевич
  • Юхин Иван Александрович
  • Волченков Дмитрий Александрович
RU2452880C1
ЭЛЕМЕНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Воробьев Денис Александрович
  • Симдянкин Аркадий Анатольевич
  • Бышов Николай Владимирович
  • Борычев Сергей Николаевич
  • Успенский Иван Алексеевич
  • Юхин Иван Александрович
  • Безносюк Роман Владимирович
  • Косоруков Денис Игоревич
RU2758530C1
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ТОЛЩИНЫ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЛОКОМОТИВА В ЭКСПЛУАТАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Газизов Юрий Владимирович
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2414365C2
Устройство контроля износа фрикционных накладок тормоза колесного транспортного средства 1988
  • Овчинников Николай Александрович
SU1632843A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ В ПАРАХ ТРЕНИЯ "ПОЛИМЕР-МЕТАЛЛ" БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА ПРИ ИХ НАГРЕВАНИИ В СТЕНДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2010
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Бачук Иван Васильевич
  • Горбей Александр Николаевич
  • Поляков Павел Александрович
RU2462628C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ В ПАРАХ ТРЕНИЯ "ПОЛИМЕР-МЕТАЛЛ" БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА ПРИ ИХ НАГРЕВАНИИ В СТЕНДОВЫХ УСЛОВИЯХ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Бачук Иван Васильевич
  • Горбей Александр Николаевич
  • Поляков Павел Александрович
RU2459986C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Петрик А.А.(Ru)
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Н.А.(Ru)
  • Рыбин Геннадий Петрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Паламарчук Петр Васильевич
RU2159878C1
Тормозной вентилируемый диск с устройством охлаждения 2023
  • Федотов Евгений Сергеевич
  • Поляков Павел Александрович
  • Яицков Иван Анатольевич
  • Белицкий Данила Андреевич
RU2817821C1
СИГНАЛИЗАТОР СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ АВТОМОБИЛЯ 2020
  • Семынин Михаил Владимирович
  • Кокорев Геннадий Дмитриевич
  • Шевченко Сергей Александрович
  • Семынин Владимир Викторович
  • Пузевич Николай Леонидович
  • Волков Степан Степанович
RU2774696C2
СИСТЕМА И СПОСОБ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Крыштопа Святослав Игоревич
  • Журавлёв Дмитрий Юриевич
  • Поляков Павел Александрович
RU2538503C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 648 924 C2

Реферат патента 2018 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗНАШИВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для контроля изнашивания тормозной колодки, взаимодействующей с тормозным барабаном и имеющей фрикционную накладку, содержит проводник, источник питания и амперметр. В теле фрикционной накладки на ее рабочей поверхности выполнен паз, в котором закреплен проводник прямоугольного сечения. Концы проводника, загнутые под углом 90°, проходят через отверстия, выполненные соосно в теле колодки и накладки так, что один конец проводника соединен с «плюсом» источника питания, «минус» источника питания соединен с «плюсом» амперметра, «минус» амперметра соединен со вторым концом проводника, образуя замкнутую электрическую цепь. Достигается повышение точности контроля изнашивания тормозных колодок. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 648 924 C2

Устройство для контроля изнашивания тормозной колодки, взаимодействующей с тормозным барабаном и имеющей фрикционную накладку, отличающееся тем, что в теле фрикционной накладки на ее рабочей поверхности выполнен паз, в котором закреплен проводник прямоугольного сечения, при этом концы проводника, загнутые под углом 90°, проходят через отверстия, выполненные соосно в теле колодки и накладки так, что один конец проводника соединен с «плюсом» источника питания, «минус» которого соединен с «плюсом» амперметра, а «минус» амперметра - со вторым концом проводника, образуя замкнутую электрическую цепь.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2648924C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК ТОРМОЗА 2010
  • Лахермейер Якоб
RU2565643C2
Устройство для контроля технического состояния тормозов 1988
  • Гаджиев Рафик Гаджи Оглы
  • Зейналов Эдуард Эльманович
  • Курбанов Гамид Ярмамед Оглы
SU1590744A1
US 6360850 B1, 26.03.2002
US 6450300 B1, 17.09.2002
US 3975706 A1, 17.08.1976.

RU 2 648 924 C2

Авторы

Симдянкин Аркадий Анатольевич

Успенский Иван Алексеевич

Бышов Николай Владимирович

Борычев Сергей Николаевич

Юхин Иван Александрович

Родионова Елена Александровна

Рембалович Георгий Константинович

Костенко Михаил Юрьевич

Кокорев Геннадий Дмитриевич

Ефремов Василий Николаевич

Ксендзов Валентин Александрович

Шафоростов Владимир Александрович

Голиков Алексей Анатольевич

Даты

2018-03-28Публикация

2016-09-19Подача