ЭЛЕМЕНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2021 года по МПК F16D66/02 

Описание патента на изобретение RU2758530C1

Изобретение относится к устройствам контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза и может быть использовано в тормозных системах мобильной техники.

Известен элемент тормозной системы, сигнализирующий об износе фрикционной накладки тормозной колодки дискового тормоза [1]. При определенной степени истирания фрикционной накладки элемент тормозной системы, выполненный из изолированного электрического провода, конец которого заключен в диэлектрический наконечник, закрепляемый на тормозной колодке, вступает в контакт с металлическим вращающимся диском тормоза и замыкает электрическую цепь. Электрический сигнал поступает на электронный блок контроля, на лицевой панели которого включается световая индикация износа фрикционной накладки тормозной колодки.

К недостаткам данного технического решения следует отнести невозможность отслеживания процесса износа в течение всего времени эксплуатации тормозной колодки, а также ненадежное крепление датчика в отверстии колодки.

Известно также техническое решение [2], в котором элемент тормозной системы, содержащий изолированный электрический провод, один конец которого заключен в диэлектрический наконечник, закрепляемый в отверстие на тормозной колодке за счет упругих свойств материала наконечника, а другой конец электрически соединен с индикатором износа, отличающийся тем, что установочная часть диэлектрического наконечника выполнена в форме кольцевых зубцов конической формы типа «ерш»

К недостаткам данного технического решения следует отнести невозможность отслеживания процесса износа в течение всего времени эксплуатации тормозной колодки.

Технический результат предполагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей устройства с точки зрения отслеживания процесса износа тормозной колодки.

Сущность предполагаемого изобретения состоит в том, что выполнение датчика износа составным - из последовательно чередующихся проводящих и непроводящих электричество частей, проводящие части которого соединены через световые индикаторы с аккумулятором транспортного средства, - позволяет отслеживать процесса износ тормозной колодки транспортного средства непосредственно в процессе его эксплуатации. При этом твердость и/или толщина электропроводящих частей датчика может быть подобрана в соответствии с градацией «допустимый», «приемлемый» и «критический» износ.

Технический результат достигается тем, что в элементе тормозной системы мобильного транспортного средства, содержащем датчик износа, выполненный в форме кольцевых зубцов конической формы типа "ерш", каждый кольцевой зубец конической формы отделяется от соседнего диэлектрическим слоем, и соединяется изолированным электрическим проводом со световым индикатором, второй выход которого подсоединен к положительному полюсу аккумулятора транспортного средства.

Конструктивное исполнение элемента тормозной системы, сигнализации об износе фрикционной накладки поясняется фигурой, где введены следующие обозначения:

1 - тормозной диск;

2 - тормозная колодка;

3 - датчик износа, выполненный наборным в форме шайб с кольцевыми зубцами конической формы типа "ерш";

4, 5 - диэлектрические слои;

6, 7, 8 - ферромагнитные слои;

9, 10, 11 - изолированные провода;

12, 13, 14 - сигнальные индикаторы;

15 - аккумулятор.

Устройство состоит (фиг.) из тормозного диска 1, контактирующего (при торможении) с тормозной колодкой 2, в теле которой жестко закреплен датчик износа 3, прослоенный в поперечном направлении путем чередования диэлектрического 4, 5 и ферромагнитных слоев 6, 7, 8, при этом каждый из ферромагнитных слоев 6, 7, 8 соединен изолированными проводами 9, 10, 11 с одним концом сигнального индикатора 12,13,14, соответственно, другой конец которых подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15. Токопроводящие сердечники изолированных проводов 9, 10, 11 соединены с соответствующими им ферромагнитными слоями 6, 7, 8, например, посредством припоя ПОС-61. Индикаторы 12, 13, 14 располагаются в зоне непосредственной видимости водителя транспортного средства.

Работа устройства осуществляется следующим образом: при торможении транспортного средства тормозная колодка 2 прижимается суппортом (на фигуре не показан) к тормозному диску 1, при этом в непосредственный контакт с торцевой поверхностью тормозного диска 1 входит ферромагнитный слой 8 датчик износа 3, соединенный изолированным проводом 9 с сигнальным индикатором 12, выход которого подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15, замыкая тем самым электрическую цепь, в результате чего сигнальный индикатор 12 начинает светиться.

По мере износа тормозной колодки 2 и, соответственно, ферромагнитного слоя 8 датчика износа 3, наступает момент, когда толщина ферромагнитного слоя 8 становиться равной нулю и электрическая цепь, включающая провод 9, сигнальный индикатор 12 и аккумулятор 15, размыкается - в результате сигнальный индикатор 12 перестает светиться при торможении транспортного средства.

Тонкий и мягкий диэлектрический слой 5 датчика износа 3 достаточно быстро истирается при трении о торцевую поверхность тормозного диска 1, после чего в непосредственный контакт с тормозным диском 1 входит следующий ферромагнитный слой 7 датчика износа 3, соединенный изолированным проводом 10 с сигнальным индикатором 13, выход которого подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15, замыкая тем самым электрическую цепь, в результате чего сигнальный индикатор 13 начинает светиться.

По мере износа тормозной колодки 2 и, соответственно, ферромагнитного слоя 7 датчика износа 3, наступает момент, когда толщина ферромагнитного слоя 7 становиться равной нулю и электрическая цепь, включающая провод 10, сигнальный индикатор 13 и аккумулятор 15, размыкается - в результате сигнальный индикатор 13 перестает светиться при торможении транспортного средства.

Далее процессы износа диэлектрического слоя 4 датчика износа 3 и ферромагнитного слоя 6 повторяются в описанной выше последовательности. В результате износа последнего ферромагнитного слоя 6 индикатор 14, соединенный с ним проводом 11, перестает светиться вследствие разрыва электрической цепи «слой 6-провод 11-индикатор 14-аккмулятор 15», и водитель транспортного средства принимает решение о замене тормозной колодки 2 на новую.

Градация износа тормозной колодки 2, оцениваемая по отключению индикаторов 12, 13, 14, может быть выполнена, например, по шкале «начальный износ», «допустимый износ», «критический износ», соответственно.

Таким образом, предлагаемый элемент тормозной систем информирует водителя о степени износа тормозной колодки 2 на протяжении времени ее эксплуатации.

Источники информации

1. Сигнализатор износа передних тормозов автомобиля ВА3-2110. Сборочный чертеж 2110-3501093.

2. Патент №16299 F16D 66/02 (2000.01) Элемент тормозной системы / Большаков В.Н., Андриевский Г.С. Заявка 2000110181/20, 25.04.2000, опубл. 20.12.2000

Похожие патенты RU2758530C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ИНФОРМИРОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ О ПРЕДЕЛЬНОМ ИЗНОСЕ ТОРМОЗНОЙ НАКЛАДКИ 2010
  • Николотов Илья Николаевич
  • Карцев Евгений Анатольевич
  • Кокорев Геннадий Дмитриевич
  • Бышов Николай Владимирович
  • Борычев Сергей Николаевич
  • Полищук Светлана Дмитриевна
  • Успенский Иван Алексеевич
  • Юхин Иван Александрович
  • Волченков Дмитрий Александрович
RU2452880C1
УПРАВЛЕНИЕ СИЛОВЫМ АГРЕГАТОМ НА ОСНОВАНИИ СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ И ТОРМОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ 2017
  • Фрейзер Джон Дж.
  • Левандовски Эндрю Денис
  • Рейн Лоренс Роберт
  • Мэттьюс Джейсон Кристофер
  • Матейк Джереми
RU2688567C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗНАШИВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ 2016
  • Симдянкин Аркадий Анатольевич
  • Успенский Иван Алексеевич
  • Бышов Николай Владимирович
  • Борычев Сергей Николаевич
  • Юхин Иван Александрович
  • Родионова Елена Александровна
  • Рембалович Георгий Константинович
  • Костенко Михаил Юрьевич
  • Кокорев Геннадий Дмитриевич
  • Ефремов Василий Николаевич
  • Ксендзов Валентин Александрович
  • Шафоростов Владимир Александрович
  • Голиков Алексей Анатольевич
RU2648924C2
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА 2002
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Ким Валерий Андреевич
  • Бочкарев Геннадий Владимирович
  • Полунгян Аркадий Авсеевич
  • Карташев Валентин Митрофанович
  • Козловский Игорь Владимирович
RU2281868C2
Устройство контроля износа фрикционных накладок тормоза колесного транспортного средства 1988
  • Овчинников Николай Александрович
SU1632843A1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Пассалаккуа Моника
  • Пассалаккуа Роберто
  • Оливеро Коррадо
  • Маццуккетти Карла
RU2574307C2
Устройство для контроля износа фрикционных накладок тормоза 1978
  • Ролин Евгений Иванович
  • Чутчиков Петр Иванович
  • Юдин Евгений Александрович
SU726384A1
ПНЕВМОКОНТРОЛЛЕР ДАВЛЕНИЯ В АВТОШИНАХ 2004
  • Лебедев И.Н.
RU2246410C1
ИНДИКАТОР ИЗНОСА ТОРМОЗНОЙ НАКЛАДКИ, ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ С ТАКИМ ИНДИКАТОРОМ И ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ТАКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА 2011
  • Штумпф, Мартин
  • Фальтер, Вольфганг
RU2587129C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1994
  • Хуан Бакардит Симон
  • Хосеп Кампс Оливерас
RU2128794C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 758 530 C1

Реферат патента 2021 года ЭЛЕМЕНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза и может быть использовано в тормозных системах мобильной техники. Устройство состоит из тормозного диска, контактирующего (при торможении) с тормозной колодкой, в теле которой жестко закреплен датчик износа, прослоенный в поперечном направлении путем чередования диэлектрических и ферромагнитных слоев, при этом каждый из ферромагнитных слоев соединен изолированными проводами с одним концом сигнального индикатора, соответственно, другой конец которых подсоединен к «плюсу» аккумулятора. Токопроводящие сердечники изолированных проводов соединены с соответствующими им ферромагнитными слоями, например, посредством припоя ПОС-61. Индикаторы располагаются в зоне непосредственной видимости водителя транспортного средства. Технический результат - расширение функциональных возможностей устройства с точки зрения отслеживания процесса износа тормозной колодки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 758 530 C1

Устройство контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза тормозной системы мобильного транспортного средства, содержащее датчик износа, выполненный в форме кольцевых зубцов конической формы типа "ерш", отличающееся тем, что каждый кольцевой зубец конической формы отделяется от соседнего диэлектрическим слоем и соединяется изолированным электрическим проводом со световым индикатором, второй выход которого подсоединен к положительному полюсу аккумулятора транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2758530C1

Магнето 1929
  • Кулебакин В.С.
SU16299A1
СПОСОБ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИ АССИСТИРОВАННОЙ ИГНИОПУНКТУРНОЙ ЭКСТРАПЕРИТОНЕАЛЬНОЙ ГЕРНИОРАФИИ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ ПАХОВЫХ ГРЫЖАХ У ДЕТЕЙ 2014
  • Акрамов Наиль Рамилович
  • Яфясов Ринат Явветович
  • Подшивалин Андрей Александрович
  • Омаров Тогрул Искандер Оглы
  • Закиров Айдар Камилевич
RU2566495C2
US 2009084638 A1, 02.04.2009.

RU 2 758 530 C1

Авторы

Воробьев Денис Александрович

Симдянкин Аркадий Анатольевич

Бышов Николай Владимирович

Борычев Сергей Николаевич

Успенский Иван Алексеевич

Юхин Иван Александрович

Безносюк Роман Владимирович

Косоруков Денис Игоревич

Даты

2021-10-29Публикация

2020-12-21Подача