Шасси самолета Российский патент 2018 года по МПК B64C25/04 B64C25/06 B60G11/20 B60G11/32 

Описание патента на изобретение RU2649111C1

Изобретение относится к авиации, в частности к взлетно-посадочным устройствам, а именно к шасси легкого самолета.

Известны шасси легких спортивно-пилотажных самолетов, самолетов сельскохозяйственного назначения и др., в которых кинетическая энергия при посадке самолета поглощается и рассеивается за счет упругой деформации отдельных конструктивных элементов шасси.

Известны шасси легких самолетов, в которых в качестве упругого элемента используется торсион.

Такое шасси самолета представлено в полезной модели №22927, 18.10.2001. Шасси самолета имеет закрепленные на корпусе упругие элементы в виде торсионов, установленные на них рычаги правого и левого колес, демпферы. Торсион расположен перпендикулярно продольной оси самолета.

Недостатком такой конструкции шасси является:

- длина торсионов ограничена шириной фюзеляжа, поэтому шасси при малой длине торсиона получается достаточно жестким;

- стойка шасси крепится к торсиону консольно, что приводит к возникновению значительных напряжений от боковых сил при посадке самолета;

- ограниченная энергоемкость такой конструкции шасси, она может применяться для легких самолетов со взлетным весом не более 1 т.

Известны шасси легких самолетов, в которых в качестве упругого элемента используется рессора.

Например на спортивно-пилотажных самолетах Су-26, Су-29, Су-31, на самолете СМ-92 "Турбо-Финист" и «Air Tractor АТ-802» непосредственно сама стойка шасси выполнена в виде упругой балки (рессоры), которая воспринимает на себя стояночный вес самолета, и служит амортизатором при посадке самолета.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является конструкция шасси самолета «Air Tractor AT-802». Стойки шасси этого самолета выполнены в виде упругой балки прямоугольного сечения, жестко заделанной в корпусе фюзеляжа. Данное шасси позволяет производить посадку самолета со взлетным весом до 7 т.

Недостатком данной конструкции шасси является сложность расчета упругой балки, которая подвергается существенной изгибно-крутильной деформации при посадке самолета, отсутствие механизма демпфирования собственных колебаний и достаточно высокая трудоемкость изготовления упругой балки, от которой зависит прочность и надежность шасси самолета.

Технической задачей изобретения является создание простого в изготовлении и надежного в эксплуатации шасси для самолетов с взлетным весом от 5 до 10 т.

Решение указанной задачи достигается тем, что шасси самолета содержит правую и левую стойку с закрепленными на них колесами, причем стойки с помощью цапф шарнирно закреплены в кронштейнах, связанных с корпусом самолета, а через одну из цапф посредством шлицев соединяются с продольным торсионом, имеющим на другом конце рычаг, посредством которого торсион соединяется с пневмоцилиндром, выполняющим роль регулируемого упора при работе торсиона, кроме того, каждая стойка имеет демпфер.

На рис. 1 изображен вид самолета спереди, на рис. 2 - вид А (рис. 1), на рис. 3 - вид Б (рис. 2), на рис. 4 - вид В (рис. 2).

Конструкция шасси включает левую 1 и правую 2 стойки с колесами 3, каждая стойка с помощью цапф 4 и 5 шарнирно закреплена в кронштейнах 6 и 7, а также имеет проушину 8 для крепления демпфера 9, а посредством шлицевого зацепления соединена с продольным торсионным валом 10, другой конец которого шарнирно опирается на кронштейн 11, торсион заканчивается рычагом 12, соединяющим его с пневмоцилиндром 13.

Шасси работает следующим образом. При касании колес 3 взлетно-посадочной полосы стойки шасси 1 и 2, опирающиеся своими цапфами 4 и 5 на кронштейны 6 и 7, преодолевая сопротивление торсиона 10, имеющего возможность свободно проворачиваться в кронштейне 11, передают усилие через рычаг 12 на пневмоцилиндр 13. Пневмоцилиндр 13, воздух в который подается под высоким давлением, выполняет роль упора, препятствующего повороту торсиона. Регулируя давление в пневмоцилиндре, можно изменять упругие характеристики шасси в зависимости от загруженности самолета, а также состояния взлетно-посадочной полосы. Возникающие при посадки ударные нагрузки, а также возможные автоколебания стойки гасятся демпфером 9, соединенным через проушину 8 со стойками 1 и 2.

Таким образом, предложенная конструкции шасси самолета производит поглощение и рассеивание кинетической энергии при посадке в результате упругой деформации стойки шасси, продольного торсиона, демпфера, а также за счет сжатия воздуха в пневмоцилиндре. Поэтому стойку шасси можно выполнить достаточно прочной и упругой, но не в виде рессоры. Такую стойку легче изготовить и она будет надежней в эксплуатации. В целом такое шасси является более энергоемким с точки зрения поглощения и рассеивания кинетической энергии и может быть использовано для самолетов с взлетным весом от 5 до 10 т.

Похожие патенты RU2649111C1

название год авторы номер документа
Торсионное шасси 2018
  • Яковлев Владимир Васильевич
  • Драгочинский Владимир Александрович
RU2718185C2
Шасси самолета с торсионным амортизатором 2016
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2641397C1
ШАССИ ДЛЯ ЛЕГКОГО МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА И ОСНОВНАЯ ОПОРА ШАССИ 2020
  • Демин Вадим Юрьевич
  • Лапшин Владимир Павлович
  • Силин Александр Игоревич
RU2751263C1
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005662C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ НА НАЗЕМНОМ УЧАСТКЕ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА 2019
  • Гребёнкин Александр Витальевич
  • Бурдун Иван Евгеньевич
RU2733666C1
Способ формирования вспомогательных управляющих сигналов на пробеге самолета 2018
  • Костин Сергей Анатольевич
  • Гребенкин Александр Витальевич
  • Лушников Александр Александрович
RU2684961C1
Способ формирования вспомогательных управляющих сигналов на пробеге самолета 2017
  • Костин Сергей Анатольевич
  • Гребенкин Александр Витальевич
  • Лушников Александр Александрович
RU2667411C1
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2
ЛЫЖНО-КОЛЕСНОЕ ВЫДВИЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2021
  • Конев Николай Владимирович
RU2769263C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Гололобов Л.Г.
  • Иванова Т.С.
RU2023628C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 649 111 C1

Реферат патента 2018 года Шасси самолета

Изобретение относится к авиации и касается взлетно-посадочных устройств легких самолетов. Шасси содержит правую и левую стойку с закрепленными на них колесами. При этом стойки с помощью цапф шарнирно закреплены в кронштейнах, связанных с корпусом самолета. Причем через одну из цапф посредством шлицев стойки соединяются с продольным торсионом, имеющим на другом конце рычаг. Посредством рычага торсион соединяется с пневмоцилиндром, выполняющим роль регулируемого упора при работе торсиона. Каждая стойка имеет демпфер. Достигается простота и надежность шасси. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 649 111 C1

Шасси самолета, содержащее правую и левую стойку с закрепленными на них колесами, отличающееся тем, что стойки с помощью цапф шарнирно закреплены в кронштейнах, связанных с корпусом самолета, а через одну из цапф посредством шлицев соединяются с продольным торсионом, имеющим на другом конце рычаг, посредством которого торсион соединяется с пневмоцилиндром, выполняющим роль регулируемого упора при работе торсиона, кроме того, каждая стойка имеет демпфер.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2649111C1

Саморазгружающаяся вагонетка 1928
  • Пух Д.И.
SU11774A1
Прибор для измерения скорости течения в открытых потоках 1931
  • Дмитриев Л.П.
SU22927A1
Аппарат для разлива каменноугольного пека в формы 1928
  • Денисов В.И.
  • Папков В.В.
SU10155A1
US 4659069 A, 21.04.1987
US 3075795 A, 29.01.1963.

RU 2 649 111 C1

Авторы

Соловьев Николай Александрович

Сабельников Виктор Иванович

Писарев Вячеслав Витальевич

Колеватов Юрий Витальевич

Даты

2018-03-29Публикация

2016-11-07Подача