Способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспортного средства Российский патент 2018 года по МПК G08G1/00 

Описание патента на изобретение RU2652292C1

Изобретение относится к способу контроля дорожного движения и может быть использовано для фиксации нарушений правил дорожного движения, в частности для выявления нарушений правил дорожного движения (ПДД) на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспортного средства.

Известен способ многоканального видеонаблюдения транспортных развязок по патенту РФ №2442217, G08G1/04, 2011, заключающийся в наблюдении за транспортным потоком с помощью видеокамер, размещенных на транспортных развязках. Информацию, полученную с видеокамер, по системе передачи данных передают в единый центр мониторинга, на центральный пункт приема регистрации, записи и обработки полученных данных, которые после мультиплексирования и/или квадратирования передают конечному пользователю. Недостатками данного способа являются низкие функциональные возможности и низкая эффективность выявления нарушений ПДД.

В качестве ближайшего аналога для заявляемого изобретения был выбран способ определения скорости транспортного средства по патенту РФ №2419884, G08G1/052, 2010, характеризующийся тем, что на пути движения транспортного средства (ТС) размещают видеокамеру и фиксируют видеокадры с изображением пластины государственного регистрационного знака (ГРЗ) транспортного средства, попавшего в зону наблюдения видеокамеры. Недостатком данного способа являются низкие функциональные возможности, т.к. способ позволяет выявлять только нарушения, связанные с превышением скоростного режима.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности выявления нарушения ПДД за счет расширения функциональных возможностей.

Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение функциональных возможностей.

Технический результат достигается за счет того, что способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспортного средства, включающий определение зон контроля и установку системы устройств для видеофиксации, фиксацию изображений транспортных средств, передачу изображений транспортных средств и определение параметров движения транспортных средств, характеризуется тем, что устанавливают систему устройств для видеофиксации, включающую детализирующие и обзорные телевизионные датчики, каждый телевизионный датчик содержит устройство передачи сигнала, соединенное с видеокамерой с управляемым объективом, телевизионные датчики размещают так, что каждому датчику соответствует определенная зона контроля, первый детализирующий телевизионный датчик размещают за перекрестком по ходу движения транспорта, а второй - за перекрестком далее по ходу движения транспорта, зона контроля первого детализирующего телевизионного датчика начинается от стоп-линии и распространяется по ходу движения транспорта, зона контроля второго детализирующего телевизионного датчика начинается за перекрестком от начала выделенной полосы для маршрутных транспортных средств, обзорный телевизионный датчик размещают перед перекрестком по ходу движения транспорта так, что в его зону контроля попадают светофор и дорожные знаки, обозначающие стоп-линию и полосу для маршрутных транспортных средств, с помощью телевизионных датчиков ведется видеофиксация действий транспортных средств, при появлении транспортного средства в зоне контроля первого детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и фиксация времени появления, а также проводится анализ поведения транспортного средства на предмет нарушения остановки перед стоп-линией или проезда на запрещающий сигнал светофора, при появлении транспортного средства в зоне контроля второго детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и ведется анализ поведения данного транспортного средства на перекрестке, если ТС находилось на контролируемом перекрестке в течение последних 10 секунд, формируется пакет информации о нарушении ПДД, в случае если ГРЗ зафиксированного транспортного средства содержится в базе данных маршрутных транспортных средств, информация о нарушении удаляется, вся видеоинформация, получаемая с обзорных и детализирующих телевизионных датчиков, передается на вычислительный модуль, который с помощью программного обеспечения ведет анализ поведения транспортных средств, формирует видеоролики о проходящем через контролируемый участок дороги транспорте, передает сформированные видеоролики в центр обработки и хранения информации, определяет наличие нарушений правил дорожного движения, формирует видеоролики, фиксирующие нарушения, видеофиксацию действий транспортных средств ведут с автоматическим переключением режимов освещенности зон контроля телевизионных датчиков, которое осуществляют с помощью устройства управления системой освещения, связанного с вычислительным модулем, детализирующими датчиками, датчиком освещенности, устройством освещения.

Технический результат достигается за счет того, что на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспорта устанавливают систему устройств для видеофиксации, содержащую вычислительный модуль и связанные с ними детализирующий и обзорный телевизионные датчики с определенными зонами контроля. Посредством системы устройств для видеофиксации ведут наблюдение за движением транспортных средств, попадающих в зоны контроля телевизионных датчиков. Зона контроля обзорного телевизионного датчика включает светофор и дорожные знаки, обозначающие стоп-линию и полосу для маршрутных транспортных средств. Зона контроля первого детализирующего телевизионного датчика начинается перед перекрестком от стоп-линии и распространяется по ходу движения транспорта. Зона контроля второго детализирующего датчика начинается за перекрестком, от начала выделенной полосы для маршрутного транспорта. При появлении в зоне контроля первого детализирующего телевизионного датчика транспортного средства вычислительный модуль фиксирует время появления, а также фиксирует такие нарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора и нарушение стоп-линии. При появлении транспортного средства в зоне контроля второго детализирующего датчика вычислительный модуль проводит анализ поведения транспортного средства на перекрестке, если транспортное средство было зафиксировано на перекрестке в течение последних 10 секунд, то формируется информация о нарушении. Информация о нарушении передается с вычислительного модуля на сервер обработки и хранения информации, где по ГРЗ транспортного средства проверяется его принадлежность к числу маршрутных транспортных средств. В том случае, если проверяемое транспортное средство принадлежит к числу маршрутных транспортных средств, информация о нарушении удаляется. Способ контроля дорожного движения позволяет с высокой точностью фиксировать нарушения ПДД, связанные с непредоставлением преимущества в движении маршрутному транспортному средству на участках дорог с перекрестками, что указывает на высокие функциональные возможности способа.

Видеофиксацию нарушений правил дорожного движения ведут как в светлое, так и в темное время суток за счет автоматического переключения режимов освещенности в зонах контроля телевизионных датчиков. Переключение режимов осуществляют с помощью устройства управления системой освещения, связанного с вычислительным модулем, детализирующими датчиками и датчиками освещенности. Вся информация о нарушениях с вычислительного модуля направляется по каналам связи в центр обработки и хранения информации, что позволяет, кроме фиксации самого факта нарушения, получать и хранить информацию о времени, координатах и обстоятельствах совершения нарушения.

Таким образом, данный способ имеет такие функциональные преимущества, как возможность фиксации нарушений ПДД в темное время суток, формирование и хранение пакетов информации о нарушениях.

На фиг. 1 изображена схема установки телевизионных датчиков на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспортного средства

Способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств осуществляется следующим образом.

На участке дороги с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств устанавливают систему устройств для видеофиксации, включающую обзорный телевизионный датчик 1 с зоной контроля 2, первый детализирующий телевизионный датчик 3 с зоной контроля 4, второй детализирующий датчик 5 с зоной контроля 6, связанные с вычислительным модулем (не показан). Система устройств для видеофиксации оборудована инфракрасными прожекторами и устройством управления системой освещения, включающей датчики освещенности (не показаны). Устройство управления системой освещения связано с вычислительным модулем и детализирующими датчиками 3, 5. Телевизионные датчики 1, 3, 5 представляют собой видеокамеры с управляемыми объективами высокого разрешения с функцией «день-ночь», широким динамическим диапазоном, устройством передачи видеосигнала. Детализирующие телевизионные датчики 3, 5 предназначены для передачи крупного изображения транспортных средств, попадающих в зону контроля 4, 6, что позволяет также распознавать государственные регистрационные номерные знаки автомобилей. Обзорные телевизионные датчики 1 передают общую картину на контролируемом участке дороги.

Обзорный телевизионный датчик 1 и детализирующие телевизионные датчики 3 и 5 размещают на опорах перед и за перекрестком, регулируют угол наклона датчиков и задают зоны их контроля. Телевизионные датчики устанавливают на высоте 6,5-10 м на удалении от дальней точки зоны контроля не более 55 м. Обзорный телевизионный датчик 1 устанавливают по ходу движения автотранспорта таким образом, чтобы в зону контроля 2 обзорного датчика входили светофор и дорожные знаки, обозначающие стоп-линию и выделенную полосу для маршрутных транспортных средств. Детализирующий телевизионный датчик 3 устанавливают за перекрестком по ходу движения автотранспорта. Зона контроля 4 детализирующего датчика 3 начинается от стоп-линии. Детализирующий телевизионный датчик 5 устанавливают за перекрестком далее. Зона контроля 6 детализирующего телевизионного датчика 5 распространяется за перекрестком от начала выделенной полосы для маршрутных транспортных средств. При появлении транспортного средства в зоне контроля 4 детализирующего телевизионного датчика 3 с помощью вычислительного модуля проводится распознавание ГРЗ и фиксация времени появления. А также вычислительным модулем проводится фиксация нарушения стоп-линии и проезда на запрещающий сигнал светофора, если светофор находится в запрещающей фазе. При появлении этого же транспортного средства в течение 10 секунд в зоне контроля 6 телевизионного датчика 5 фиксируется нарушение. Таким образом, вычислительный модуль формирует пакет информации, содержащий видеоролики с детализирующих и обзорных телевизионных датчиков 1, 3, 5, синхронизированные между собой по времени, а также текстовую информацию о дате, времени и координатах нарушения. Пакет информации передается по выделенным каналам связи в центр обработки и хранения информации. В центре обработки и хранения информации по базам данных маршрутных транспортных средств проверяется, относится ли транспортное средство с определенным ГРЗ к числу маршрутных транспортных средств. В случае если транспортное средство относится к числу маршрутных транспортных средств, информация о нарушении удаляется.

Вычислительный модуль представляет собой специализированный компьютер, расположенный в термостабилизированном шкафу, снабженный специализированным программным обеспечением, осуществляющий прием и обработку сигналов от телевизионных датчиков, фиксацию фактов нарушения ПДД, формирование и отправку пакетов информации о совершенных нарушениях в центр обработки и хранения информации.

Стационарно рядом с вычислительным модулем устанавливается устройство управления системой освещения, которое обеспечивает инфракрасную подсветку зон контроля телевизионных датчиков 3 и 5 в темное время суток по сигналу датчика освещения.

Таким образом, использование изобретения повышает эффективность выявления нарушений ПДД, связанных с движением на участке дороги с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств, за счет расширения функциональных возможностей.

Похожие патенты RU2652292C1

название год авторы номер документа
Способ контроля дорожного движения в местах, регулируемых светофорами 2016
  • Вавилин Александр Сергеевич
  • Сычиков Дмитрий Васильевич
RU2637714C1
Способ контроля дорожного движения при проезде через регулируемый железнодорожный переезд 2016
  • Вавилин Александр Сергеевич
  • Сычиков Дмитрий Васильевич
RU2637066C1
Способ контроля дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе 2016
  • Вавилин Александр Сергеевич
  • Сычиков Дмитрий Васильевич
RU2640668C1
Система видеофиксации нарушений правил дорожного движения на перекрестке и способ ее работы 2017
  • Стоянов Юрий Павлович
  • Петухов Александр Александрович
  • Пешков Николай Николаевич
RU2668878C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕЗДЕ ПЕРЕКРЕСТКА, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА ИЛИ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА 2015
  • Барский Илья Викторович
RU2587662C1
Система автоматической видеофиксации дорожно-транспортных происшествий на перекрестке 2021
  • Вахрамеев Леонид Александрович
  • Богданов Дмитрий Ярославович
  • Алиева Альбина Ахмедовна
RU2769832C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕЗДЕ ПЕРЕКРЕСТКА 2013
  • Петричкович Ярослав Ярославович
  • Ракутин Александр Николаевич
  • Ракутин Вадим Александрович
  • Нетребский Леонид Сергеевич
  • Колесников Олег Олегович
  • Миллер Станислав Юрьевич
RU2534131C1
Система обеспечения безопасности пешеходного перехода и способ реализации системы 2020
  • Анисимов Илья Александрович
  • Сенькин Владимир Евгеньевич
RU2759475C2
Система фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения и способ её работы 2018
  • Стоянов Юрий Павлович
RU2711825C2
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2014
  • Бухтияров Юрий Викторович
  • Балабанова Ольга Игоревна
RU2569070C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 292 C1

Реферат патента 2018 года Способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутного транспортного средства

Изобретение относится к способам контроля дорожного движения. Способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств включает определение зон контроля, детализирующие телевизионные датчики и обзорные телевизионные датчики. При появлении транспортного средства в зоне контроля первого детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и фиксация времени появления, а также проводится анализ поведения транспортного средства на предмет нарушения остановки перед стоп-линией или проезда на запрещающий сигнал светофора. При появлении транспортного средства в зоне контроля второго детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и ведется анализ поведения данного транспортного средства на перекрестке. Если ТС находилось на контролируемом перекрестке в течение последних 10 с, формируется пакет информации о нарушении ПДД. Если ГРЗ зафиксированного транспортного средства содержится в базе данных маршрутных транспортных средств, информация о нарушении удаляется. Вся видеоинформация, получаемая с обзорных и детализирующих телевизионных датчиков, передается на вычислительный модуль, который с помощью программного обеспечения ведет анализ поведения транспортных средств, формирует видеоролики о проходящем через контролируемый участок дороги транспорте, передает сформированные видеоролики в центр обработки и хранения информации, определяет наличие нарушений правил дорожного движения, формирует видеоролики, фиксирующие нарушения. Видеофиксацию действий транспортных средств ведут с автоматическим переключением режимов освещенности зон контроля телевизионных датчиков, которое осуществляют с помощью устройства управления системой освещения, связанного с вычислительным модулем, детализирующими датчиками, датчиком освещенности, устройством освещения. Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей при выявлении нарушений ПДД. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 652 292 C1

Способ контроля дорожного движения на участке дороги с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств, включающий определение зон контроля и установку системы устройств для видеофиксации, фиксацию изображений транспортных средств, передачу изображений транспортных средств и определение параметров движения транспортных средств, отличающийся тем, что устанавливают систему устройств для видеофиксации, включающую детализирующие и обзорные телевизионные датчики, каждый телевизионный датчик содержит устройство передачи сигнала, соединенное с видеокамерой с управляемым объективом, телевизионные датчики размещают так, что каждому датчику соответствует определенная зона контроля, первый детализирующий телевизионный датчик размещают за перекрестком по ходу движения транспорта, а второй - за перекрестком далее по ходу движения транспорта, зона контроля первого детализирующего телевизионного датчика начинается от стоп-линии и распространяется по ходу движения транспорта, зона контроля второго детализирующего телевизионного датчика начинается за перекрестком от начала выделенной полосы для маршрутных транспортных средств, обзорный телевизионный датчик размещают перед перекрестком по ходу движения транспорта так, что в его зону контроля попадают светофор и дорожные знаки, обозначающие стоп-линию и полосу для маршрутных транспортных средств, с помощью телевизионных датчиков ведется видеофиксация действий транспортных средств, при появлении транспортного средства в зоне контроля первого детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и фиксация времени появления, а также проводится анализ поведения транспортного средства на предмет нарушения остановки перед стоп-линией или проезда на запрещающий сигнал светофора, при появлении транспортного средства в зоне контроля второго детализирующего телевизионного датчика происходит выявление ГРЗ и ведется анализ поведения данного транспортного средства на перекрестке, если ТС находилось на контролируемом перекрестке в течение последних 10 секунд, формируется пакет информации о нарушении ПДД, в случае если ГРЗ зафиксированного транспортного средства содержится в базе данных маршрутных транспортных средств, информация о нарушении удаляется, вся видеоинформация, получаемая с обзорных и детализирующих телевизионных датчиков, передается на вычислительный модуль, который с помощью программного обеспечения ведет анализ поведения транспортных средств, формирует видеоролики о проходящем через контролируемый участок дороги транспорте, передает сформированные видеоролики в центр обработки и хранения информации, определяет наличие нарушений правил дорожного движения, формирует видеоролики, фиксирующие нарушения, видеофиксацию действий транспортных средств ведут с автоматическим переключением режимов освещенности зон контроля телевизионных датчиков, которое осуществляют с помощью устройства управления системой освещения, связанного с вычислительным модулем, детализирующими датчиками, датчиком освещенности, устройством освещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652292C1

Способ ведения вскрышных работ 1959
  • Аникеев И.Я.
SU127219A1
СИСТЕМА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕЗДЕ ПЕРЕКРЕСТКА 2013
  • Петричкович Ярослав Ярославович
  • Ракутин Александр Николаевич
  • Ракутин Вадим Александрович
  • Нетребский Леонид Сергеевич
  • Колесников Олег Олегович
  • Миллер Станислав Юрьевич
RU2534131C1
Устройство для отделения готовых продуктов тонкого и грубого помола, используемое, например, в комплекте с бильной мельницей 1960
  • Белинский И.Е.
  • Климов И.И.
  • Крестьянцев К.А.
  • Кригмонт В.Д.
  • Соколов Н.В.
SU136616A1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2012
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2493604C1

RU 2 652 292 C1

Авторы

Вавилин Александр Сергеевич

Щипицин Станислав Владимирович

Сычиков Дмитрий Васильевич

Даты

2018-04-25Публикация

2016-12-16Подача