СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Российский патент 2013 года по МПК G08G1/54 

Описание патента на изобретение RU2493604C1

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием средств видеофиксации и обработки полученных данных.

Изобретение может быть использовано для контроля соблюдения ПДД и выявления и регистрации нарушений ПДД конкретными транспортными средствами (ТС). Изобретение может быть использовано в органах внутренних дел, обеспечивающих контроль дорожного движения.

С 1 июля 2009 года в России началось поэтапное введение систем автоматической фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и администрирования штрафов в области нарушений безопасности движения. Такие системы являются эффективным средством в борьбе за безопасность дорожного движения, а также предупреждают проявления коррупции при выписывании штрафов и повышают производительность работы автоинспекции.

Известен способ регистрации нарушений ПДД, приведенный в описании патента Российской Федерации №2374692, G08G 1/01, опубликован 27.11.2009 г. В данном изобретении производят захват изображения заданного участка дороги с движущимися ТС средствами видеофиксации. Далее передают данные в электронно-вычислительное устройство по имеющимся каналам связи. После производят обработку данных о движении ТС и дорожной обстановке автоматическими программными средствами. Затем сравнивают полученные данные о движении ТС с допустимыми по ПДД на данном участке дороги. После чего производят автоматическую квалификацию и фиксацию нарушений ПДД и нештатных ситуаций с идентификацией конкретных нарушителей ПДД.

Недостатком данного решения является сложность регистрации нарушений ПДД, так как для определения положения и идентификации ТС используются одни технические средства (фото или видеокамеры), а для определения скоростей ТС используются другие (радио или лазерные локаторы). Кроме того, данное решение имеет недостаток, выраженный в дороговизне радара, обычно используемого в качестве измерителя скорости.

Известен также способ (см. патент Российской Федерации №2382416, G08G 1/052 опубликован 20.02.2010 г.), в котором производят средствами видеофиксации захват изображения заданного участка дороги с движущимися транспортными средствами, передают данные в электронно-вычислительное устройство по имеющимся каналам связи, производят обработку данных о движении транспортных средств и дорожной обстановке автоматическими программными средствами, сравнивают полученные данные о движении транспортных средств с допустимыми по правилам дорожного движения на данном участке дороги, производят автоматическую квалификацию и фиксацию нарушений правил дорожного движения и нештатных ситуаций с идентификацией конкретных транспортных средств - нарушителей правил дорожного движения. В этом способе скорость измеряется путем излучения в направлении движущихся по участку дороги ТС импульсов электромагнитного излучения, последующего приема импульсов отраженного электромагнитного излучения. Далее производят захват изображения при помощи видеокамеры, после регистрации факта превышения ТС разрешенной скорости на данном участке дороге.

Этот способ выбран в качестве прототипа предложенного решения.

Недостатком данного решения является сложность регистрации нарушений ПДД, так как для определения положения и идентификации ТС используются одни технические средства (фото или видеокамеры), а для определения скоростей ТС используются другие (радио или лазерные локаторы). Кроме того, данное решение имеет недостаток, выраженный в дороговизне радара, обычно используемого в качестве измерителя скорости. В данном прототипе, кроме того, вводится требование на дополнительную калибровку видеокамеры и радара.

Опирающееся на это оригинальное наблюдение настоящее изобретение, главным образом, имеет целью предложить способ регистрации нарушений ПДД, позволяющий сгладить указанный выше недостаток.

В предложенном изобретении ставится техническая задача упрощения способа регистрации нарушений ПДД за счет использования одного средства измерения, а именно видеокамеры, которыми уже частично укомплектованы посты, обеспечивающие контроль дорожного движения. При этом ставится задача осуществить возможность одним средством измерения одновременного определения и положения ТС, попавших в поле зрение видеокамеры, и их идентификации и определения скорости их движения.

Данная техническая задача решается за счет того, что используют способ регистрации нарушений ПДД, в котором в качестве средства видеофиксации используют одну заранее откалиброванную видеокамеру. Обработку данных о движении транспортных средств производят с применением определения по изображениям указанной видеокамеры положений транспортных средств относительно дороги, по которой перемещаются указанные транспортные средства.

Благодаря такому решению упрощается способ регистрации нарушений ПДД, поскольку становится возможным идентифицировать ТС и определить положение ТС относительно дороги с помощью всего одной видеокамеры. Знание положения ТС позволяет выявлять нарушения ПДД, например, выезд на встречную полосу, пересечение сплошной разделительной полосы и прочее.

Кроме того, по ряду последовательных изображений указанной видеокамеры определяют и скорости движения транспортных средств. Для определения скоростей и положений транспортных средств относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки транспортного средства, абсолютные расстояния между которыми заранее известны.

Благодаря такому решению упрощается способ регистрации нарушений ПДД, поскольку становится возможным определить абсолютную скорость ТС с помощью всего одной видеокамеры. Знание скорости ТС позволяет выявлять нарушения ПДД, связанные с нарушениями скоростного режима, например, превышение скорости.

Существует вариант данного изобретения, в котором в качестве контрольных точек транспортного средства используют точки государственного номерного знака транспортного средства, размеры и рисунок которого заданы государственным стандартом

Благодаря такому решению упрощается способ регистрации нарушений ПДД, поскольку идентификация ТС и определение положения ТС происходят одновременно.

Существует также вариант данного изобретения, в котором используют контрольные точки ТС, принадлежащие циферно-буквенному обозначению ТС на государственном номерном знаке.

Благодаря такому решению становится возможным производить регистрацию нарушений ПДД даже в тех случаях, когда границы номерного знака размыты, плохо просматриваются, залеплены снегом или грязью.

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения ясно вытекают из описания, приведенного ниже для иллюстрации и не являющегося ограничительным, со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором:

- фиг.1 схематично показывает последовательность этапов осуществления данного способа.

Предложенный способ заключается в следующем.

1 - Производят калибровку видеокамеры. Для этого располагают перед видеокамерой на дороге для ТС калибровочный шаблон, на котором выделяют точки, расстояния между которыми заранее известны, при этом выделяют от 7 до 12 точек на калибровочном шаблоне. К калибровочному шаблону привязывают систему координат. Вычисляют по выделенным точкам на шаблоне и их изображениям шесть параметров - вектор переноса и три поворота в систему координат видеокамеры.

2 - Используют указанную видеокамеру в качестве средства видеофиксации.

3 - Производят захват изображения заданного участка дороги с движущимися ТС указанной видеокамерой.

4 - Передают данные в электронно-вычислительное устройство по имеющимся каналам связи.

5 - Производят обработку данных о движении транспортных средств. Для идентификации и определения положения транспортного средства относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки транспортного средства, абсолютные расстояния между которыми заранее известны. В качестве контрольных точек ТС используют точки государственного номерного знака ТС, размеры и рисунок которого заданы государственным стандартом контрольные точки транспортного или контрольные точки, принадлежащие циферно-буквенному обозначению ТС на государственном номерном знаке. Определение положения ТС относительно дороги осуществляют через определение положения ТС относительно используемой видеокамеры, а положение видеокамеры относительно дороги выполнено при калибровке видеокамеры в соответствии с этапом 1. По ряду последовательных изображений указанной видеокамеры в разные моменты времени определяют скорость транспортного средства.

6 - Сравнивают полученные данные о движении ТС с допустимыми по ПДД на данном участке дороги.

7 - Производят автоматическую квалификацию и фиксацию нарушений ПДД и нештатных ситуаций с идентификацией конкретных ТС - нарушителей ПДД

В данном изобретении после определения номерного знака и идентификации ТС, используя базу данных ГИБДД зарегистрированных ТС, можно определить тип кузова ТС. Так как размеры и форма кузовов стандартизированы, то, используя контрольные точки, расположенные на кузове ТС, можно повысить точность определения положения и скорости ТС.

Указанный способ позволяет производить регистрацию нарушений ПДД одновременно несколькими ТС, попавших в поле зрения видеокамеры.

Заявленный способ регистрации нарушений правил дорожного движения может быть осуществлен в промышленности с применением освоенных технических средств и процессов. В качестве видеокамеры может быть использована видеокамера Vocord со следующими параметрами: разрешение до 11 Мегапикселов, скорость съемки 12-200 кадров в секунду, динамический диапазон - 70 dB, скорость передачи данных до 200 Mbyte/s, имеющая автоматизированные линзы высокого разрешения Canon-EF. В качестве электронно-вычислительного устройства может быть использован компьютер на базе процессора Intel Core2 Q6600 2.4 ГГц.

Предложенный способ регистрации нарушений правил дорожного движения прошел пооперационную экспериментальную проверку в ООО «Вокорд СофтЛаб», которая показала возможность существенного упрощения регистрации нарушений ПДД транспортными средствами.

Предложенный способ регистрации нарушений правил дорожного движения рекомендован к использованию для контроля дорожного движения органами внутренних дел и другими организациями в том числе и постами ГИБДД, укомплектованными видеокамерами.

Похожие патенты RU2493604C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2014
  • Бухтияров Юрий Викторович
  • Балабанова Ольга Игоревна
RU2569070C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2011
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2480841C1
Способ фиксации нарушений Правил дорожного движения 2023
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Минниханов Рифкат Нургалиевич
  • Барский Илья Викторович
  • Ларионов Андрей Алексеевич
  • Ахобадзе Гурами Николаевич
RU2806291C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И СИСТЕМА, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩАЯ 2021
  • Барский Илья Викторович
  • Бондарь Дмитрий Витальевич
RU2760058C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2011
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2491647C2
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА 2014
  • Бухтияров Юрий Викторович
  • Балабанова Ольга Игоревна
RU2559862C1
Система фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения и способ её работы 2018
  • Стоянов Юрий Павлович
RU2711825C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2011
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2488171C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛ ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Зарубин Юрий Леонидович
  • Убоженко Николай Витальевич
  • Вовк Максим Анатольевич
  • Сеин Александр Владимирович
RU2578651C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Бурлуцкий Андрей Сергеевич
  • Ильина Юлианна Викторовна
RU2606521C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 493 604 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта и предназначено для использования при осуществлении контроля соблюдения Правил дорожного движения, выявления и регистрации нарушений Правил конкретными транспортными средствами (ТС). В качестве средства видеофиксации используют одну заранее откалиброванную видеокамеру, при этом обработку данных о движении ТС производят с применением определения по изображениям указанной видеокамеры положений ТС относительно дороги, по которой перемещаются указанные ТС. По ряду последовательных изображений видеокамеры определяют скорости ТС. Для определения скоростей и положений ТС относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки ТС, абсолютные расстояния между которыми заранее известны. Достигаемый технический результат заключается в упрощении регистрации нарушений ПДД. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 493 604 C1

1. Способ регистрации нарушений правил дорожного движения, в котором производят средствами видеофиксации захват изображения заданного участка дороги с движущимися транспортными средствами, передают данные в электронно-вычислительное устройство по имеющимся каналам связи, производят обработку данных о движении транспортных средств и дорожной обстановке автоматическими программными средствами, сравнивают полученные данные о движении транспортных средств с допустимыми по правилам дорожного движения на данном участке дороги, производят автоматическую квалификацию и фиксацию нарушений правил дорожного движения и нештатных ситуаций с идентификацией конкретных транспортных средств - нарушителей правил дорожного движения, отличающийся тем, что в качестве средства видеофиксации используют одну заранее откалиброванную видеокамеру, при этом обработку данных о движении транспортных средств производят с применением определения по изображениям указанной видеокамеры положений транспортных средств относительно дороги, по которой перемещаются указанные транспортные средства, а по ряду последовательных изображений указанной видеокамеры определяют и скорости транспортных средств, причем для определения скоростей и положений транспортных средств относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки транспортного средства, абсолютные расстояния между которыми заранее известны, и тем, что производят калибровку видеокамеры, для чего располагают перед видеокамерой на дороге для транспортного средства калибровочный шаблон, на котором выделяют точки, расстояния между которыми заранее известны, и тем, что определение положения транспортного средства относительно дороги осуществляют через определение положения транспортного средства относительно используемой видеокамеры, а положение видеокамеры относительно дороги запоминают при калибровке видеокамеры.

2. Способ регистрации нарушений правил дорожного движения по п.1, отличающийся тем, что в качестве контрольных точек транспортного средства используют точки государственного номерного знака транспортного средства, размеры и рисунок которого заданы государственным стандартом.

3. Способ регистрации нарушений правил дорожного движения по п.2, отличающийся тем, что для определения скоростей и положений транспортных средств относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки транспортного средства, принадлежащие циферно-буквенному обозначению транспортного средства на государственном номерном знаке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2493604C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Зарубин Юрий Леонидович
  • Убоженко Николай Витальевич
  • Стукалов Дмитрий Анатольевич
  • Вовк Максим Анатольевич
  • Аистов Алексей Анатольевич
RU2419884C1
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Бондаренко Борис Григорьевич
SU1744292A1
WO 2008086293 A2, 17.07.2008
KR 100942409 В1, 17.02.2010
JP 4316199 А, 06.11.1992.

RU 2 493 604 C1

Авторы

Заварикин Дмитрий Николаевич

Кадейшвили Алексей Андреевич

Соколов Александр Юрьевич

Степаненко Олег Владимирович

Даты

2013-09-20Публикация

2012-01-25Подача