Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, может быть использовано в тележках грузовых, пассажирских вагонов и локомотивов.
Известен и принят в качестве прототипа зажимной тормоз [Патент RU 2600407 C2 МПК: F16D 95/095, В61Н 5/00, F16D 55/224. Опубл. 20.10.2016. Бюл. №29], в котором между тормозными колодками зажимаются боковые поверхности обода. Тормоз включает жестко закрепленную к боковым рамам тележки горизонтальную раму, на поперечные балки которой опираются с возможностью продольного взаимного перемещения вдоль тележки и поперечного встречного перемещения две пары держателей с тормозными колодками, концы каждой пары держателей соединены с возможностью их разнонаправленного поперечного перемещения с вертикальными тормозными колодками, держатели каждой пары расположены по обе стороны колес, соединены с горизонтальными тормозными колодками, а механизм их встречного перемещения выполнен в виде как минимум одного, но предпочтительно четырех или шести, в зависимости от количества колес в тележке, горизонтальных Г- или Т-образных двуплечих рычагов, длинные плечи которых шарнирно соединены с тягой тормозной системы вагона, а короткие плечи - с держателями.
В процессе торможения тяга тормозной системы вагона поворачивает в горизонтальной плоскости двуплечие рычаги, при этом их короткие плечи сдвигают держатели до прижатия горизонтальных тормозных колодок к верхней части боковых поверхностей ободов колес. Сила торможения перемещает пары держателей вперед по ходу движения вдоль тележки до упора задних вертикальных тормозных колодок в поверхности катания колес, не воздействуя на горизонтальную раму.
При продольном перемещении держателей и при фиксированной относительно тележки оси шарниров длинных плеч двуплечих рычагов, они должны дополнительно повернуться, дополнительно сдвинув пары держателей на передней по ходу движения тележке, что было бы невозможно без деформации или поломки какого-либо элемента тормозной системы, и раздвинув пары держателей на задней тележке, что недопустимо, если бы не устройство первичных рычагов тормозной системы вагона, допускающее одновременное одинаковое перемещение тормозных тяг на обе тележки в одну сторону без дополнительных усилий. После стравливания сжатого воздуха из тормозного цилиндра первичные рычаги и держатели под действием продольных и поперечных пружин между держателями, а так же пружины тормозного цилиндра возвращают систему рычагов в исходное положение.
Недостатки устройства по прототипу - воздействие на поверхности катания колес, что снижает их срок эксплуатации, и сложность конструкции - наличие продольных пружин и кронштейнов вертикальных тормозных колодок, сложно связанных с держателями горизонтальных тормозных колодок.
Задача изобретения - упрощение конструкции, повышение долговечности.
Она решается за счет того, что в зажимном тормозе, включающем жестко закрепленную к боковым рамам тележки горизонтальную раму, на поперечные балки которой опираются с возможностью поперечного встречного перемещения две пары держателей, в которых держатели каждой пары расположены по обе стороны колес и соединены с горизонтальными тормозными колодками, и механизм встречного перемещения держателей, выполненный в виде как минимум одного, но предпочтительно четырех или шести, в зависимости от количества колес в тележке, горизонтальных Г- или Т-образных двуплечих рычагов, длинные плечи которых шарнирно соединены с тягой тормозной системы вагона, а короткие плечи - с держателями, согласно изобретению держатели опираются на поперечные балки горизонтальной рамы без возможности продольного перемещения вдоль тележки.
Невозможность взаимного перемещения пар держателей по горизонтальной раме в продольном направлении, конструктивно решаемая различными путями, например, жестким креплением к поперечным балкам горизонтальной рамы простейших упоров, позволяет убрать продольные пружины со скользящими упорами между парами держателей и кронштейны с вертикальными тормозными колодками и скользящими тягами. Известно, что чем меньше подвижных деталей в устройстве, тем выше его надежность. Кроме того, исключение трения тормозных колодок о поверхности катания замедляет их износ.
Изложенная сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено:
Фиг. 1 - Вид сбоку на тележку с тормозом.
Фиг. 2 - Вид сверху на тележку с тормозом.
Фиг. 3 - Вид с торца на тележку с тормозом.
Фиг. 4 - Разрез по А-А
Горизонтальная рама состоит из двух продольных балок 1 (фиг. 1-4), жестко закрепленных к верхней части боковых рам 2 приваренными к балкам 1 лапами 3 (фиг. 1, 2, 4) и болтами 4 (фиг. 4), проходящими через технологические отверстия в боковых рамах 2, а также двух поперечных балок 5 (фиг. 2-4). К продольным балкам 1 жестко закреплены упоры 6 (фиг. 1-3), а к поперечным - упоры 7. На балки 5 свободно опираются концами две пары держателей 8 (фиг. 1, 2) с колодками 9 (фиг. 2). Наружные держатели 8 шарнирно соединены хомутами 10 (фиг. 2 3), а внутренние держатели 8 - кронштейнами 11 (фиг. 2) с шарнирами коротких плеч двуплечих рычагов 12, длинные плечи которых шарнирно соединены посредством промежуточных тяг 13 регулируемой длины и балансира 14 с тормозной тягой 15. Между концами держателей 8 установлены поперечные пружины 16, прижимающие их к регулируемым ограничителям 17 (фиг. 1, 2) перемещения.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении держатели 8 раздвинуты пружинами 16 до упора в ограничители 17, при этом между колодками и боковыми поверхностями ободов колес зазор составляет порядка 15 мм.
При поступлении сжатого воздуха в тормозной цилиндр вагона (не показан) тормозная тяга 15 через балансир 14, промежуточные тяги 13 и двуплечие рычаги 12 перемещает обе пары держателей 8 в направлении колес - шарниры коротких плеч хомутами 10 и кронштейнами 11 одновременно или последовательно перемещают держатели 8 до упора колодок 9 в боковые поверхности ободов колес. Натяжение тормозных тяг 15 обеспечивает достаточное тормозное усилие на поверхностях трения. Образующаяся в колодках сила трения стремится переместить держатели 8 в направлении движения вагона, но упоры 7 исключают возможность этого перемещения. Сила трения в колодках 9 через держатели 8 и упоры 7 передается на горизонтальную раму, а от нее - через лапы 3 и упоры 6 на боковые рамы тележки. Существенное сокращение трущихся деталей тормоза повышает надежность и долговечность тележки.
Таким образом, конструкция предложенного тормоза тележки значительно более проста и более надежна, чем прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЖИМНОЙ ТОРМОЗ В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2600407C2 |
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА | 2017 |
|
RU2646979C2 |
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2602006C2 |
ПОДАВИТЕЛЬ ВИЛЯНИЯ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА - АНТИВИЛ В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2590756C2 |
ТОРМОЗ В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2584773C2 |
Подавитель автоколебаний виляния тележек грузовых вагонов - антивил В.В.Бодрова | 2015 |
|
RU2609509C2 |
Тормозная рычажная передача четырёхосной тележки рельсового транспортного средства | 2023 |
|
RU2814294C1 |
СКОРОСТНОЙ ГРУЗОВОЙ ВАГОН В.В. БОДРОВА (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2600399C2 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2573100C1 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ | 2015 |
|
RU2580389C2 |
Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств. Зажимной тормоз включает жестко закрепленную к боковым рамам тележки горизонтальную раму, на поперечные балки которой опираются с возможностью поперечного встречного перемещения две пары держателей и механизм встречного перемещения держателей. В поперечных балках держатели каждой пары расположены по обе стороны колес и соединены с горизонтальными тормозными колодками. Механизм встречного перемещения держателей выполнен в виде как минимум одного, но предпочтительно четырех или шести, в зависимости от количества колес в тележке, горизонтальных Г- или Т-образных двуплечих рычагов. Длинные плечи двуплечих рычагов шарнирно соединены с тягой тормозной системы вагона, а короткие плечи - с держателями. Держатели опираются на поперечные балки горизонтальной рамы без возможности продольного перемещения вдоль тележки. Достигается повышение надежности и упрощение конструкции тормоза тележки. 4 ил.
Зажимной тормоз, включающий жестко закрепленную к боковым рамам тележки горизонтальную раму, на поперечные балки которой опираются с возможностью поперечного встречного перемещения две пары держателей, в которых держатели каждой пары расположены по обе стороны колес и соединены с горизонтальными тормозными колодками, и механизм встречного перемещения держателей, выполненный в виде как минимум одного, но предпочтительно четырех или шести в зависимости от количества колес в тележке горизонтальных Г- или Т-образных двуплечих рычагов, длинные плечи которых шарнирно соединены с тягой тормозной системы вагона, а короткие плечи - с держателями, концы которых опираются на поперечные балки горизонтальной рамы, отличающийся тем, что держатели опираются на поперечные балки горизонтальной рамы без возможности продольного перемещения вдоль тележки.
ЗАЖИМНОЙ ТОРМОЗ В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2600407C2 |
Приспособление для заполнения вертикальных швов кладки из блоков | 1949 |
|
SU88390A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2008 |
|
RU2390449C2 |
Система автоматического управления процессом размола бумажной массы на дисковой мельнице | 1983 |
|
SU1238023A1 |
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз | 1924 |
|
SU2014A1 |
Авторы
Даты
2018-05-15—Публикация
2017-04-20—Подача