НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ФОРМЫ КОРПУСА Российский патент 2018 года по МПК B63B1/10 B63B1/28 B63B1/32 B63B1/00 B63B35/00 

Описание патента на изобретение RU2653983C1

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией формы корпуса.

Известно высокоскоростное надводно-подводное судно (патент US №9327811 B2, МПК: B63B 1/30, B63G 13/00, B63B 1/32), которое выполнено в виде командного модуля, соединенного с двумя цилиндрическими подводными крыльями при помощи двух плоских стоек. Причем плоские стойки жестко соединены с цилиндрическими подводными крыльями, а с командным модулем имеют подвижное соединение. Движение этого судна обеспечивается тянущими винтовыми движителями, установленными в носовой оконечности цилиндрических подводных крыльев, а высокая скорость хода достигается за счет создания воздушного суперкавитационного потока воды вокруг цилиндрических подводных крыльев.

Высокоскоростное надводно-подводное судно по патенту US №9327811 B2 принято за прототип.

Указанное известное изобретение обладает рядом недостатком, а именно: воздушный суперкавитационный поток воды вокруг цилиндрических подводных крыльев приведет к значительному уменьшению плавучести такого надводно-подводного судна; при боковой волне в надводном положении у него может появиться относительно большая бортовая качка; как в надводном, так и в подводном положении этот судно в основном управляется в горизонтальной плоскости за счет разной скорости вращения тянущих носовых винтовых движителей, что приводит к дополнительному расходу энергии при его движении; независимо от надводного или подводного положения при отказе работы одного из движителей это судно становится практически неуправляемым в горизонтальной плоскости; отсутствие рулей глубины также приведет к дополнительному расходу энергии при движении в подводном положении.

Целью предлагаемого изобретения является повышение гидродинамических, эксплуатационных характеристик, надежности и управляемости на всех режимах движения.

Цель достигается тем, что предложенный надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса, согласно изобретению, содержит центральный подводный торпедообразный корпус, два боковых подводных торпедообразных корпуса, центральный вертикальный хорошо обтекаемый корпус крыльевого типа, два боковых корпуса крыльевого типа и верхний хорошо обтекаемый корпус также крыльевого типа. Движение этого надводно-подводного аппарата обеспечивается тремя водометными движителями насосного типа, установленными в кормовых оконечностях всех трех подводных торпедообразных корпусов. Центральный вертикальный корпус крыльевого типа имеет жесткое соединение с центральным подводным торпедообразным корпусом и с верхним корпусом крыльевого типа. Каждый боковой корпус крыльевого типа жестко соединен с соответствующим боковым подводным торпедообразным корпусом и имеет подвижное соединение с верхним корпусом. Для обеспечения управляемости все корпусы крыльевого типа (центральный, два боковых и верхний) в кормовых оконечностях оснащены рулями.

Предлагаемое изобретение поясняется на фиг. 1-5, где:

фиг. 1 - вариант движение надводно-подводного аппарата в надводном положении в режиме «тримарана»;

фиг. 2 - вариант движение надводно-подводного аппарата в надводном положении в полупогруженном режиме;

фиг. 3 - вариант движение надводно-подводного аппарата в подводном положении;

фиг. 4 - изометрическая проекция надводно-подводного аппарата в варианте движения под водой;

фиг. 5 - вид сбоку надводно-подводного аппарата в варианте движения под водой.

Надводно-подводный аппарат содержит центральный подводный торпедообразный корпус 1, два боковых подводных торпедообразных корпуса 2, центральный вертикальный хорошо обтекаемый корпус 3 крыльевого типа, два боковых корпуса 6 крыльевого типа и верхний хорошо обтекаемый корпус 5 также крыльевого типа. В кормовых оконечностях всех трех подводных торпедообразных корпусов установлены водометные движители насосного типа 7. Все корпусы крыльевого типа (центральный, два боковых и верхний) в кормовых оконечностях оснащены рулями 4.

На фиг. 1-3 показаны возможные режимы движения надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией формы корпуса.

На тихой воде и при небольшом волнении он может перемещаться в «тримаранном» режиме движения (фиг. 1). При тех же погодных условиях может перемещаться в полупогруженном режиме движения (фиг. 2). При большом волнении или штормовой погоде, а также в условиях сложной ледовой обстановки может двигаться под водой (фиг. 3).

Как в подводном, так и в надводном положении при отказе работы любого из трех движителей предложенный надводно-подводный аппарат может при помощи оставшихся действующих движителей и рулей, установленных в кормовых оконечностях всех корпусов крыльевого типа, сохранять прямой ход и/или управляться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Например, если в надводном или подводном положении откажет один из боковых движителей, то необходимо отключить второй работающий боковой движитель и идти прямым ходом при работе среднего движителя в центральном подводном торпедообразном корпусе и/или обеспечивать необходимое маневрирование в горизонтальной и вертикальной плоскостях при помощи рулей, установленных в кормовых оконечностях всех корпусов крыльевого типа. При отказе работы среднего движителя аналогичное движение и/или маневрирование обеспечивается за счет работы двух боковых движителей и рулей. Все это существенно повышает надежность и безопасность эксплуатации надводно-подводного аппарата.

В результате предложенный надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса за счет оснащения центральным подводным торпедообразным корпусом, центральным вертикальным хорошо обтекаемым корпусом крыльевого типа, рулями, установленными в кормовых оконечностях всех корпусов крыльевого типа (центрального, двух боковых и верхнего), а также за счет установки в кормовых оконечностях всех трех подводных торпедообразных корпусов водометных движителей насосного типа обеспечит повышение гидродинамических, эксплуатационных характеристик, надежности и управляемости на всех режимах движения по сравнению с известным высокоскоростным надводно-подводным судном.

Похожие патенты RU2653983C1

название год авторы номер документа
НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2019
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Кожемякин Игорь Владиленович
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Блинков Алексей Павлович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Ступин Андрей Игоревич
  • Сидоренко Николай Георгиевич
  • Шаманов Дмитрий Николаевич
  • Безрук Георгий Григорьевич
  • Кузнецов Михаил Юрьевич
RU2726586C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2617876C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
RU2495781C1
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
КОРПУС С КОРМОВЫМИ СТАБИЛИЗАТОРАМИ ДЛЯ БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1998
  • Ватон Жиль
RU2243126C2
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНО-СКЕГОВОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Сивачев Евгений Павлович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Рыльцов Николай Александрович
RU2555255C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ СУДНО-ЭКРАНОПЛАН С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Сушенцев Борис Никифорович
RU2681784C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУЛЬСИВНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ТЯГИ 2001
  • Тарадонов В.С.
  • Здорнов В.А.
  • Шумилов А.И.
  • Хализев О.А.
  • Зубахин В.Ф.
RU2228873C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 653 983 C1

Реферат патента 2018 года НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ФОРМЫ КОРПУСА

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией формы корпуса. Надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса содержит центральный подводный торпедообразный корпус, два боковых подводных торпедообразных корпуса, центральный вертикальный хорошо обтекаемый корпус крыльевого типа, два боковых корпуса крыльевого типа и верхний хорошо обтекаемый корпус также крыльевого типа. Центральный вертикальный корпус крыльевого типа имеет жесткое соединение с центральным подводным торпедообразным корпусом и с верхним корпусом крыльевого типа. Каждый боковой корпус крыльевого типа жестко соединен с соответствующим боковым подводным торпедообразным корпусом и имеет подвижное соединение с верхним корпусом крыльевого типа. Технический результат заключается в улучшении гидродинамических и эксплуатационных характеристик надводно-подводного аппарата, повышении его надежности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 653 983 C1

1. Надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых подводных торпедообразных корпуса, два боковых корпуса крыльевого типа, причем каждый боковой корпус крыльевого типа жестко соединен с соответствующим боковым подводным торпедообразным корпусом и имеет подвижное соединение с верхним корпусом, отличающийся тем, что дополнительно оснащается центральным подводным торпедообразным корпусом и центральным вертикальным корпусом крыльевого типа, который имеет жесткое соединение с верхним корпусом крыльевого типа и с центральным подводным торпедообразным корпусом.

2. Надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса по п. 1, отличающийся тем, что в кормовых оконечностях всех торпедообразных корпусов установлены водометные движители насосного типа.

3. Надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса по п. 1 или 2, отличающийся тем, что все корпуса крыльевого типа в кормовых оконечностях оснащаются рулями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2653983C1

US 2015000584 A1, 01.01.2015
ТРИМАРАН С ПОВОРОТНЫМИ АУТРИГЕРАМИ 2011
  • Корманн Оливер
RU2554729C2
CN 103496428 A, 08.01.2014
WO 9900291 A1, 07.01.1999
МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО 1992
  • Франсуа Фори[Fr]
  • Жан-Эрик Эсно[Fr]
RU2084368C1
Стабилизированный преобразователь постоянного напряжения 1975
  • Шевелев Илья Михайлович
SU581557A1

RU 2 653 983 C1

Авторы

Тарадонов Владимир Станиславович

Патрушев Владимир Викторович

Смирнов Дмитрий Владимирович

Котлев Руслан Гайратович

Шаманов Дмитрий Николаевич

Рыльцов Николай Александрович

Кожемякин Игорь Владиленович

Безрук Георгий Григорьевич

Никущенко Дмитрий Владимирович

Баламутенко Владимир Анатольевич

Даты

2018-05-15Публикация

2017-05-02Подача