НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ Российский патент 2020 года по МПК B63B1/12 B63B1/00 B63H11/04 B63H5/00 

Описание патента на изобретение RU2726586C1

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата.

Известен надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса (патент RU 2653983, МПК: В63В 1/10, В63В 1/28, В63В 1/32, В63В 3/13, B63G 8/00), который содержит центральный подводный торпедообразный корпус, два боковых подводных торпедообразных корпуса, центральный вертикальный хорошо обтекаемый корпус крыльевого типа, два боковых корпуса крыльевого типа и верхний хорошо обтекаемый корпус также крыльевого типа. Движение этого надводно-подводного аппарата обеспечивается тремя водометными движителями насосного типа, установленными в кормовых оконечностях всех трех подводных торпедообразных корпусов. Центральный вертикальный корпус крыльевого типа имеет жесткое соединение с центральным подводным торпедообразным корпусом и с верхним корпусом крыльевого типа. Каждый боковой корпус крыльевого типа жестко соединен с соответствующим боковым подводным торпедообразным корпусом и имеет подвижное соединение с верхним корпусом. Для обеспечения управляемости все корпуса крыльевого типа (центральный, два боковых и верхний) в кормовых оконечностях оснащены рулями.

Надводно-подводный аппарат с изменяемой геометрией формы корпуса по патенту RU 2653983 принят за прототип.

Указанное известное изобретение обладает известным недостатком, который заключается в том, что каждый боковой корпус крыльевого типа надводно-подводного аппарата, жестко соединенный с соответствующим боковым торпедообразным корпусом, имеет подвижное соединение с верхним корпусом крыльевого типа (поворотный механизм). Эти конструктивно сложные подвижные соединения, работающие в водной среде, требуют дополнительных устройств и систем управления, которые могут быть подвержены коррозии в воде и, теоретически, могут заклиниваться и даже ломаться. В целом этот факт приводит к снижению надежности работы всего необитаемого надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией корпуса.

Кроме того, работа этих подвижных соединений (поворотных механизмов) требует дополнительных затрат энергии, а, следовательно, количества аккумуляторных батарей на этом надводно-подводном аппарате с изменяемой геометрией корпуса. Это, с учетом вышесказанного, приводит к необходимости выделения на надводно-подводном аппарате дополнительных занимаемых полезных объемов для размещения в них механизмов подвижных соединений и аккумуляторных батарей, необходимых для обеспечения энергией их работы, что в целом приводит к уменьшению эксплуатационных параметров всего надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией корпуса.

В итоге наличие на надводно-подводном аппарате с изменяемой геометрией корпуса двух подвижных устройств (поворотных механизмов) для поворота боковых корпусов крыльевого типа с соответствующими торпедообазными корпусами приводит к снижению надежности работы этого аппарата, а также дополнительным затратам энергии на работу подвижных устройств и аккумуляторных батарей, обеспечивающих их работу, что в целом снижает его эксплуатационную эффективность.

Целью изобретения является повышение надежности работы и уменьшение энергозатрат на всех режимах движения надводно-подводного аппарата, что приводит к повышению его эксплуатационных характеристик.

Цель достигается тем, что предложенный надводно-подводный аппарат состоит из двух боковых подводных торпедообразных корпусов, двух боковых корпусов крыльевого типа, центрального подводного торпедообразного корпуса, центрального вертикального корпуса крыльевого типа и верхнего корпуса крыльевого типа. Все корпуса конструктивно имеют жесткое соединение. При этом для нейтрализации негативного опрокидывающего момента, возникающего в вертикальной плоскости симметрии этого надводно-подводного аппарата при его движении в подводном положении от возникающих разнонаправленных сил, а именно, сил сопротивления, действующих на верхний, боковые и центральный корпуса крыльевого типа, и противоположно действующих сил тяги водометных движителей насосного типа, установленных на торпедообразных корпусах, в кормовой оконечности верхнего корпуса крыльевого типа на торпедообразной наделке установлен дополнительный водометный движитель насосного типа. В этом случае надводно-подводный аппарат сможет двигаться не только прямолинейно, но и существенно повысить свою управляемость в вертикальной плоскости при движении в подводном положении за счет различных режимов работы водометного движителя насосного типа, установленного в кормовой оконечности верхнего корпуса крыльевого типа, и аналогичных движителей, установленных на торпедообразных корпусах.

Верхний корпус крыльевого типа выполнен с торпедообразной наделкой в кормовой оконечности, на которой установлен водометный движитель насосного типа. Дополнительно надводно-подводный аппарат оборудуется водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов либо в кормовой оконечности центрального подводного торпедообразного корпуса и в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов. Для изменения направления движения в горизонтальной и в вертикальной плоскостях все корпуса крыльевого типа (центральный, два боковых и верхний) в кормовых оконечностях оборудованы рулями.

Предлагаемое изобретение поясняется на фиг. 1-8, где:

фиг. 1 - вариант движения надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов в надводном положении;

фиг. 2 - вариант движения надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов в полупогруженном режиме;

фиг. 3 - вариант движения надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов в подводном положении;

фиг. 4 - вариант движения надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях всех подводных торпедообразных корпусов в подводном положении;

фиг. 5 - изометрическая проекция надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях всех подводных торпедообразных корпусов;

фиг. 6 - вид сбоку надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов;

фиг. 7 - вариант конфигурации боковых корпусов надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов, изометрическая проекция;

фиг. 8 - вариант конфигурации боковых корпусов надводно-подводного аппарата, оборудованного водометными движителями насосного типа в кормовых оконечностях всех подводных торпедообразных корпусов, в возможных режимах движения. Надводно-подводный аппарат содержит центральный подводный торпедообразный корпус 1, два боковых подводных торпедообразных корпуса 2, центральный вертикальный корпус 3 крыльевого типа, два боковых корпуса 6 крыльевого типа и верхний корпус 5 крыльевого типа. В кормовой оконечности верхнего корпуса установлен водометный движитель насосного типа 7. В кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов либо в кормовой оконечности центрального подводного торпедообразного корпуса и в кормовых оконечностях боковых подводных торпедообразных корпусов установлены водометные движители насосного типа 8. Все корпуса крыльевого типа (центральный, два боковых и верхний) в кормовых оконечностях оснащены рулями 4.

На фиг. 1-4 показаны возможные режимы движения надводно-подводного аппарата.

Водометный движитель насосного типа, установленный в кормовой оконечности верхнего корпуса в режиме движения в подводном положении обеспечивает прирост мощности, увеличение скорости движения, улучшение маневренных качеств и стабилизацию вращающего момента, который может возникнуть в результате работы водометных движителей насосного типа, установленных на подводных торпедообразных корпусах.

На фиг. 7-8 показан вариант конфигурации боковых корпусов надводно-подводного аппарата. В этой конфигурации также все корпуса конструктивно имеют жесткое соединение. Данная конфигурация обеспечивает снижение бортовой качки в надводном и полупогруженном режимах, что дополнительно улучшает остойчивость надводно-подводного аппарата.

В результате предложенный надводно-подводный аппарат за счет конструкции жесткого соединения всех корпусов и установки в кормовой оконечности верхнего корпуса крыльевого типа водометного движителя насосного типа обеспечит повышение эксплуатационных характеристик, маневренных качеств, надежности и уменьшение расхода энергии на всех режимах движения.

Похожие патенты RU2726586C1

название год авторы номер документа
НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ФОРМЫ КОРПУСА 2017
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Шаманов Дмитрий Николаевич
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Кожемякин Игорь Владиленович
  • Безрук Георгий Григорьевич
  • Никущенко Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2653983C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2617876C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
RU2495781C1
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2010
  • Пасечник Всеволод Георгиевич
  • Пасечник Эмилит Терентьевич
  • Рукавишников Александр Иванович
  • Шарапов Леонид Егорович
RU2434778C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНО-СКЕГОВОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Сивачев Евгений Павлович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Рыльцов Николай Александрович
RU2555255C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2499721C1
Планарный корпус корабля, предназначенный для размещения функциональных комплексов авианесущего или транспортно-десантного корабля 2021
  • Третьяков Олег Владимирович
  • Тенишев Петр Геннадьевич
  • Власов Александр Александрович
  • Коваль Андрей Александрович
  • Жирин Дмитрий Валерьевич
  • Туголуков Валентин Алексеевич
RU2770817C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 726 586 C1

Реферат патента 2020 года НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата. Предложен надводно-подводный аппарат, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых и центральный корпуса крыльевого типа, в кормовых оконечностях которых установлены рули, два боковых и центральный подводные торпедообразные корпуса, в кормовых оконечностях которых установлены водометные движители насосного типа, причем каждый боковой и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с соответствующими боковыми и центральным торпедообразными корпусами, отличающийся тем, что боковые и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с верхним корпусом крыльевого типа, в кормовой оконечности которого на торпедообразной наделке установлен водометный движитель насосного типа. Технический результат заключается в повышении эксплуатационных характеристик, маневренных качеств, надежности аппарата и уменьшении расхода энергии на всех режимах его движения. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 726 586 C1

Надводно-подводный аппарат, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых и центральный корпуса крыльевого типа, в кормовых оконечностях которых установлены рули, два боковых и центральный подводные торпедообразные корпуса, в кормовых оконечностях которых установлены водометные движители насосного типа, причем каждый боковой и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с соответствующими боковыми и центральным торпедообразными корпусами, отличающийся тем, что боковые и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с верхним корпусом крыльевого типа, в кормовой оконечности которого на торпедообразной наделке установлен водометный движитель насосного типа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726586C1

НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ФОРМЫ КОРПУСА 2017
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Шаманов Дмитрий Николаевич
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Кожемякин Игорь Владиленович
  • Безрук Георгий Григорьевич
  • Никущенко Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2653983C1
US 4981099 A, 01.01.1991
US 1757174 A, 06.05.1930
US 2015000584 A1, 01.01.2015
CN 106741584 A, 31.05.2017
ОДНОСЛОЙНАЯ ОБОЛОЧКА 0
SU183537A1
WO 9900291 A1, 07.01.1999.

RU 2 726 586 C1

Авторы

Тарадонов Владимир Станиславович

Патрушев Владимир Викторович

Кожемякин Игорь Владиленович

Котлев Руслан Гайратович

Блинков Алексей Павлович

Смирнов Дмитрий Владимирович

Ступин Андрей Игоревич

Сидоренко Николай Георгиевич

Шаманов Дмитрий Николаевич

Безрук Георгий Григорьевич

Кузнецов Михаил Юрьевич

Даты

2020-07-14Публикация

2019-07-09Подача