Композиция автомобильного бензина Российский патент 2018 года по МПК C10L1/04 C10L1/10 C10L1/16 C10L1/185 

Описание патента на изобретение RU2656850C1

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, в частности к составу автомобильного бензина, предназначенного для использования в качестве топлива во внедорожниках, гоночных, спортивных автомобилях, скутерах, мотоциклах, картах.

Двигатель данных машин работает в различных режимах работы (торможение, последующий резкий набор скорости, езда на высокой скорости), по большей части в форсированном режиме (в том числе для внедорожников езда по бездорожью), поэтому к топливу, используемому в данных машинах, предъявляются повышенные требования по детонационной стойкости. Разнообразие режимов работы требует высоких октановых чисел не только по исследовательскому, но и по моторному методу.

Известно топливо для гоночных автомобилей марки MS 100. Топливо имеет октановое число по исследовательскому методу 104 пункта и 96 пунктов по моторному методу. Известно топливо для гоночных автомобилей марки Motosport 109. Топливо имеет октановое число по исследовательскому методу 109 пунктов и 101 пункт по моторному методу, однако состав указанных топлив считается коммерческой тайной и нигде не публикуется.

Известно топливо для гоночных автомобилей, которое содержит изооктан, масло для двухтактных двигателей, оксигенат, ароматические углеводороды, изомеризат, алкилат и бензины каталитического риформинга при определенном соотношении компонентов, описанное в патенте РФ №2337128, однако данное топливо не соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004) по содержанию кислорода и кроме того в составе рецептуры присутствует запрещенный в применении N-метиланилин.

Известна композиция автомобильного бензина, описанная в патенте РФ №2581464, включающая изомеризат, п-ксилол, изобутан, МТБЭ, изооктен, алкилбензин, агидол. Композиция соответствует требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), однако не может быть реализована на производственной схеме ООО ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ввиду отсутствия п-ксилола и изооктена в обращении.

Наиболее близким к заявляемому решению является композиция автомобильного бензина включающая в качестве изомеризата концентрат изопарафиновых углеводородов С56 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции - бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллята и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол. Данная композиция описана в патенте РФ №2573403.

Однако известная композиция автомобильного бензина не может быть получена на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», так как на предприятии отсутствует избыток свободной бутановой/изобутановой фракции, ввиду полной ее вовлеченности в процесс фтористо-водородного алкилирования.

Задача предлагаемого решения - разработка композиции автомобильного бензина для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников, обладающего высокими октановыми характеристиками, как по исследовательскому, так и по моторному методам, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), применительно к схеме производства ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

Поставленная задача решается предлагаемой композицией автомобильного бензина, включающей толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, в соответствии с предлагаемым решением, композиция дополнительно содержит бензин каталитического риформинга, а бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, % масс:

При разработке композиции спортивного бензина особое внимание уделялось подбору компонентов бензина с целью получения продукта с октановым числом по исследовательскому методу не менее 101,5 пункта. На ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" катализат с установки каталитического риформинга ЛФ-35/21-1000 является одним из основных высокооктановых бензиновых компонентов. Компонент имеет высокие октановые характеристики - от 100 и более по исследовательскому методу и от 89,0 пунктов по моторному методам.

Вовлечение толуола в состав композиции спортивного бензина позволяет повысить октановые характеристики получаемого топлива и сэкономить ценный ресурс катализата для производства других видов автомобильных топлив. Однако, как катализат с ЛФ-35/21-1000, так и толуол характеризуются высоким содержанием ароматических углеводородов - более 65% об. и 100% об. соответственно, что приводит к необходимости вовлечения в состав композиции компонентов с низким содержанием ароматики. Таким компонентом является алкилат с установки фтористоводородного алкилирования. Алкилат не содержит серу, бензол, ароматику и имеет высокие октановые характеристики - не менее 96,5 по исследовательскому методу и не менее 93,0 по моторному.

Для придания спортивному бензину необходимых свойств по выкипаемости - не мене 26% об. при 70°С и не менее 46% об. при 100°С в состав композиции вовлекают легкий бензин с установки каталитического крекинга.

Получение компонентов композиции осуществляется на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» при технологически обоснованных условиях. В процессе атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают фракции НК-85°С; 85-180°С и широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С. Фракцию 85-180°С направляют на установку каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Процесс риформирования осуществляют на платиновом катализаторе при стандартных условиях, получают катализат, являющийся компонентом предлагаемой композиции и обладающий качественными характеристиками, указанными в таблице 1.

Широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С «отправляют» на установку каталитического крекинга, полученные фракции алкилата и легкого бензина, являются компонентами предлагаемой композиции, их качественные характеристики представлены соответственно в таблицах 2 и 3.

Для повышения индукционного периода в композицию добавляют антиокислительную присадку Агидол в количестве 0,01% масс.

Вовлечение катализата в состав композиции в дозировке ниже 10% масс. нежелательно, так как при этом происходит снижение октанового числа. Верхняя граница в 48,0% маc. об обусловлена ростом ароматических углеводородов выше нормируемого значения в 35% об. соответственно.

Вовлечение толуола в состав композиции позволяет значительно повысить октановое число получаемого бензина и при этом снизить долю вовлечения ценного компонента смешения бензинов - катализата, используемого при приготовлении других видов автобензинов. Присутствие толуола от 5,5 до 28 масс % позволяет получать продукт с октановым числом от 101,5 пункта до 103,9 пунктов включительно.

Снижение содержания алкилата в композиции ниже 10% масс. ведет к увеличению содержания олефиновых и ароматических углеводородов выше нормируемых значений в 18% об. и 35% об. соответственно.

Увеличение доли легкого бензина свыше 26% масс. приводит к повышению содержания олефиновых углеводородов свыше 18% об.; снижение содержания легкого бензина ниже 17% масс., приводит к уменьшению показателей выкипаемости при 70°С и 100°С.

Для улучшения антидетонационных свойств, в композицию вводятся метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в количестве от 6 до 14,5% масс. Доля вовлечение МТБЭ ограничена верхним пределом в 15% об. - требование ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), вовлечение МТБЭ в дозировке ниже 6% масс. нецелесообразно, так как это приводит к снижению выкипаемости при 100°С ниже нормы.

Предлагаемое спортивное топливо готовят путем смешения компонентов в потоке, в указанных выше соотношениях, в трубопроводе, с последующим заполнением товарного резервуара. В таблице 4 представлены примеры образцов предлагаемой композиции при различных соотношениях компонентов. В таблице 5 приводятся их качественные характеристики. Все образцы предлагаемой композиции соответствуют ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004).

Спектр компонентов производства ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" позволяет получать качественное топливо с учетом изменений технологического режима эксплуатации, в том числе, при останове установок на капитальный ремонт. Это проявляется в возможности заменить один компонент другим без потери в качестве получаемого продукта. Кроме того, заявляемое решение, позволяет получать продукт, отвечающий требованиям НД в широком диапазоне октановых чисел от 101,5 (образец 12) до 103,9 (образец 8).

Похожие патенты RU2656850C1

название год авторы номер документа
Композиция автомобильного бензина 2016
  • Иванов Алексей Юрьевич
  • Андреев Андрей Владимирович
  • Гришин Владимир Валентинович
  • Абрамов Дмитрий Петрович
  • Садыров Артем Юрьевич
  • Тихонов Андрей Николаевич
  • Макаров Сергей Юрьевич
  • Рассадин Олег Владимирович
  • Гаврилов Владимир Владимирович
  • Кратовский Алексей Анатольевич
RU2648463C1
Бензин специальный для первой заправки автомобилей 2019
  • Гималетдинов Рустем Рафаилевич
  • Танков Денис Юрьевич
  • Глухов Алексей Юрьевич
  • Шигонин Павел Александрович
  • Зинин Владимир Дмитриевич
  • Шаманин Михаил Владимирович
  • Рассадин Олег Владимирович
  • Сычев Андрей Геннадьевич
  • Абрамов Дмитрий Петрович
  • Борисов Олег Владимирович
RU2753701C2
КОМПОЗИЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2015
  • Додонов Альберт Олегович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Коваленко Алексей Николаевич
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
RU2573403C1
КОМПОЗИЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2015
  • Додонов Альберт Олегович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Коваленко Алексей Николаевич
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
RU2581464C1
КОМПОЗИЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2014
  • Додонов Альберт Олегович
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Коваленко Алексей Николаевич
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Лукшо Владислав Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
RU2566308C1
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН И АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2016
  • Ершов Михаил Александрович
  • Романова Галина Николаевна
  • Александрова Елена Валентиновна
  • Потанин Дмитрий Алексеевич
RU2616606C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА 2015
  • Дегтярёв Пётр Алексеевич
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2614764C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2613087C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б95/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2556692C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б-100/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2574034C2

Реферат патента 2018 года Композиция автомобильного бензина

Изобретение раскрывает композицию автомобильного бензина, включающую толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, а также бензин каталитического риформинга, при этом бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Предлагаемая композиция позволяет получать продукт, отвечающий требованиям НД в широком диапазоне октановых чисел от 101,5 до 103,9. 5 табл.

Формула изобретения RU 2 656 850 C1

Композиция автомобильного бензина, включающая толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, отличающаяся тем, что композиция дополнительно содержит бензин каталитического риформинга, а бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2656850C1

КОМПОЗИЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2015
  • Додонов Альберт Олегович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Коваленко Алексей Николаевич
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
RU2573403C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1991
  • Мкртычев А.А.
  • Куприянов В.А.
  • Суманов В.Т.
  • Александрова И.Л.
  • Кастерин В.Н.
  • Гимбутас А.А.
  • Тугуши С.О.
RU2070218C1
ТОПЛИВО ДЛЯ СПОРТИВНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 2007
  • Понадий Октябрина Михайловна
  • Аксёнов Владилен Иванович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Федоров Владимир Витальевич
  • Сарганова Лариса Федоровна
  • Башта Дмитрий Иванович
RU2337128C1
RU 94027002 A1, 10.05.1996
WO 1999049003 A1, 30.09.1999
Способ получения 6,11-диокситетрацен-5,12-хинона 1974
  • Медне Ренате Степановна
  • Страдынь Лайма Карловна
  • Нейланд Ояр Янович
SU532599A1

RU 2 656 850 C1

Авторы

Иванов Алексей Юрьевич

Танков Денис Юрьевич

Андреев Андрей Владимирович

Гришин Владимир Валентинович

Сычев Андрей Геннадьевич

Абрамов Дмитрий Петрович

Макаров Сергей Юрьевич

Рассадин Олег Владимирович

Гаврилов Владимир Владимирович

Даты

2018-06-07Публикация

2017-06-14Подача